Технологический поэтапный план взаимодействия педагога и обучающихся

Вальт Алина Валерьевна

В приложении представлены технологические карты уроков в группах разного уровня сформированности, которые содержат технологический поэтапный план взаимодействия педагога и обучающихся. Основными этапами построения взаимодействия выступают информационно-ориентировочный, исполнительский и оценочно-рефлексивный этапы, каждый из которых охарактеризован с позиций взаимодействия учителя и малой группы, и взаимодействия обучающихся в малой группе в двух аспектах: а) учебно-познавательном и б) коммуникативно-регулятивном. К технологическим картам прилагаются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся в малых группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_urokov_sotrudnichestvo.docx84.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологические карты уроков для обучения взаимодействию обучающихся в малых группах

В приложении представлены технологические карты уроков в группах разного уровня сформированности, которые содержат технологический поэтапный план взаимодействия педагога и обучающихся. Основными этапами построения взаимодействия выступают информационно-ориентировочный, исполнительский и оценочно-рефлексивный этапы, каждый из которых охарактеризован с позиций взаимодействия учителя и малой группы, и взаимодействия обучающихся в малой группе в двух аспектах: а) учебно-познавательном и б) коммуникативно-регулятивном. К технологическим картам прилагаются методические рекомендации по организации взаимодействия обучающихся в малых группах.

Технологическая карта организации учебного сотрудничества в малой группе начального уровня сформированности

(на примере предмета биологии, 5 класс)

Форма совместной деятельности педагога и обучающихся: малая группа, большая группа (класс).

Состав малых групп: гетерогенные группы относительно постоянного состава, сформированные с учетом личностно-эмоциональных особенностей и специфики межличностных отношений обучающихся, на основе: а) уровня готовности к учебному сотрудничеству; б) уровня академической успешности и обученности. Формирование групп на постоянной основе осуществляется учителем.

Место в образовательном процессе: предметная учебная деятельность, осуществляемая на уроке и/или внеурочной деятельности.

Дидактическая ситуация: открытие и применение новых знаний.

Требования к заданию: поскольку группа с начальным уровнем развития способна успешно решать задачи, не требующие сложных навыков взаимодействия, целесообразно предлагать задачи, которые можно легко разложить на составляющие (перевести в индивидуальные задачи), то есть, для их решения требуется минимальное участие группы как целого, минимальное количество межличностных контактов.

Технологический поэтапный план организации взаимодействия

Взаимодействие учителя и малой группы

Взаимодействие обучающихся в малой группе

Учебно- познавательный компонент

Коммуникативно- регулятивный компонент

Информационно-ориентировочный этап

Мотивация. Учитель задает проблемную учебную ситуацию, возникает противоречие (бактерии — это полезные или вредные организмы?) и формулируют проблему. Предлагает выбрать        форму                совместной деятельности                (индивидуальная,

Постановка проблемы:

«Выяснить        какое

значение        имеют бактерий в природе? В чем заключается польза и вред бактерий в жизни человека?».

Выбор        групповой формы взаимодействия. Уточнение постоянного состава группы.

групповая,        фронтальная).        Уточняет состав малых групп.

Постановка цели:

  1. Решение учебной задачи (Каково значение бактерий в природе, жизни человека?).
  2. Формирование        умений сотрудничества (регулятивных и конкретных коммуникативных умений), которым соответствует содержание учебной задачи и уровень развития группы.

Уяснение        учебной задачи, заключающейся в выяснении и представлении

значения        бактерий        в природе        и        жизни человека                        (зона коллективной ответственности).

Нацеленность                на партнерское взаимодействие, коммуникацию                        и организацию        учебной деятельности.

Организация        группового взаимодействия. Функция учителя — организационная. Предлагает повторить правила сотрудничества, необходимые для организации партнерского взаимодействия в группе (составлены во внеурочной деятельности).

Работа  с  информацией (восстановление, повторение, осмысление).

Актуализация                норм сотрудничества, изложенных        в        карте

«Правила        группового сотрудничества».

Учитель рекомендует уточнить обязанности, закрепленные за групповыми ролями («учебный лидер»,

«коммуникативный лидер», «участник взаимодействия или партнер») и распределить групповые роли в соответствии с личностной готовностью обучающихся.

Работа  с  информацией (восстановление, повторение, осмысление).

Повторение ролевых обязанностей.       Карта

«Групповые роли», (приложение А, таблица 1). Распределение ролей в группе.

Актуализация необходимых знаний, умений для выполнения поставленной учебной задачи. Выяснение субъектного опыта обучающихся («Нам уже известно…?», «Мы пока не знаем…») на уровне большой группы (класса).

Повторение        и осмысление знаний по теме, необходимых для достижения цели, с опорой на изученные темы и жизненный опыт.

Диалог на уровне большой        группы (класса).

Планирование взаимодействия.

Первый вариант: разделить материал учебника на смысловые блоки и распределить между группами (значение бактерий в природе; в жизни человека). Второй вариант: группы выполняют одинаковую задачу — изучают значение бактерий целиком.

Выбор,        принятие        и осмысление задачи.

Диалог в малой группе.

Учитель рекомендует обсудить план решения поставленной задачи. Определить    источники    информации,

Работа  с  источниками информации        —

Выработка        плана решения общей задачи: выделение        частных

средства достижения цели. Учесть временны՜е рамки, выделенные на взаимодействие.

ознакомительное поисковое чтение.

задач, соотнесение их с имеющимися средствами        и возможностями  членов группы.

Учитель может участвовать в распределении между участниками задач, которые требуют разных способов действий — составления рисунков, схем, текстов, вопросов и др. в соответствии с индивидуальными возможностями.

Определение        каждым членом        группы        зоны индивидуальной ответственности (например,        значение бактерий  в  природе;  в жизни человека и др.).

Распределение  задач  в соответствии        с индивидуальными способностями        и возможностями партнеров.

Обсуждение критериев оценивания: 1) группового учебного результата (соответствие поставленным задачам, требованиям        оформления        и представления);                2)        качества сотрудничества в группе.

Установка на прямую зависимость учебного результата от качества взаимодействия в группе.

Обсуждение и принятие критериев оценивания учебных результатов деятельности.

Подготовка                к оцениванию качества взаимодействия        в группе на основании карты        «Оценка сотрудничества        в группе» (Приложение А, таблица 4).

Исполнительский этап

Учитель задает установку на оказание помощи обучающимися друг другу в выполнении задач, осуществление взаимного контроля и коррекции действий при отступлении от плана. Наблюдает за выполнением функций учебным и коммуникативным лидерами; за межличностным общением, соблюдением правил сотрудничества; участвует в разрешении конфликтных ситуаций.

Самостоятельная деятельность                        по решению        частной задачи                (зона

индивидуальной ответственности); открытие и применение знаний).        Работа        с источниками информации.

Представление участниками полученных результатов.

Взаимная помощь. Взаимный  контроль  и коррекция действий.

Руководствование коммуникативными нормами        в        процессе взаимодействия.

Выполнение        ролевых обязанностей.

Подготовка        учебного продукта                к

представлению.

Оценочно-рефлексивный этап

Контроль и оценивание учителем представленного группами итогового учебного результата — соотнесение результата с поставленной задачей.

Учебная рефлексия (выявление сложностей,  возникающих  в  процессе

Открытые        новых знаний в процессе представления другими группами        своих достижений.

Усвоение и обобщение открытых знаний.

Самоконтроль        и самооценка.

Взаимоконтроль        и взаимооценка представленных результатов. Групповая

работы,        их        причин        и        способов устранения).

оценка        общего учебного результата.

Учитель организует и оказывает помощь группам в оценивании качества показателей взаимодействия и анализе межличностного общения.

Подведение        к        выводу        о взаимозависимости между качеством учебного взаимодействия и итоговой оценкой учебного результата.

Осуществление логических        действий анализа,        синтеза, сравнения, обобщения.

Оценка        качества взаимодействия — заполнение                карты

«Оценка сотрудничества                в группе»;        выполнения рекомендаций        по анализу                группового взаимодействия.

Общие методические рекомендации по организации учебного сотрудничества в группе начального уровня сформированности

В тех случаях, когда отмечается недостаточный уровень готовности обучающихся к учебному сотрудничеству, учителю целесообразно организовывать работу, как в малых группах, так и фронтально, в большой группе (классе): предложить единое учебное задание и на его примере показать, как организуется взаимодействие в группе. Таким образом, учитель осуществляет мотивационно-целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, рефлексивную функции на фронтальном уровне. В ситуации, когда большая группа (класс) состоит из малых групп начального и среднего уровня развития, учитель самостоятельно определяет, какие функции следует осуществить фронтально.

При подготовке к осуществлению учебного сотрудничества следует учитывать, что постановка учебного задания, одного для всех групп, упрощает организацию взаимодействия обучающихся в малых группах, тогда как разные задания для каждой группы требуют от учителя большего педагогического мастерства (методической компетенции) в организации взаимодействия.

При формировании коммуникативных умений следует учитывать, что в первую очередь необходимо обращать внимание на развитие и коррекцию таких структурных элементов коммуникативной составляющей учебного сотрудничества, как умение слушать, слышать (понимать) друг друга, ясно и точно излагать мысли, выражать свою точку зрения уважительным и доброжелательным образом. Построение взаимодействия осуществляется на диалогической основе.

Содержание учебного материала, который следует использовать в данной ситуации, характеризуется доступностью, простотой изложения, однозначностью ответов, отсутствием полемичности.


Технологическая карта организации учебного сотрудничества в малой группе среднего уровня сформированности

(на примере биологии/биологической задачи, 5 класс)

Форма совместной деятельности педагога и обучающихся: малая группа, большая группа (класс).

Состав групп тот же, что и в группах начального уровня развития. Формирование групп осуществляется на постоянной основе.

Место в образовательном процессе: предметная учебная деятельность, осуществляемая на уроке и во внеурочной деятельности.

Дидактическая ситуация: открытие и применение знаний в процессе решения жизненных задач.

Требования к учебным заданиям: личностная и социальная значимость для обучающихся; умеренная степень неопределенности; для выполнения задачи членам группы необходима общая информация и идеи, которые они могут получить в процессе взаимодействия.

Пример решения жизненной задачи в форме проекта. Дана ситуация: «В городе произошла вспышка заболеваний, вызванных бактериями. Наши младшие школьники имеют недостаточно знаний о болезнетворных бактериях и той опасности, которую они несут. Как мы можем помочь ребятам? Подготовить наглядные информационные средства (брошюру, набор слайдов, компьютерную презентацию, постер и др.), отразить в них правила поведения, которые помогут школьникам не заразиться опасными болезнетворными бактериями».

Технологический поэтапный план организации взаимодействия

Взаимодействие учителя и малой группы

Взаимодействие обучающихся в малой группе

Учебно- познавательный компонент

Коммуникативно- регулятивный компонент

Информационно-ориентировочный этап

Мотивация. Учитель задает проблемную учебную ситуацию, для установления противоречия обучающимися.

Предлагает выбрать форму решения        проблемы (индивидуальная, групповая или фронтальная).

Уточняет состав постоянных групп.

Постановка проблемы:

«Опасность болезнетворных бактерий                        для человека.                Правила профилактики                и защиты        организма от        заражения бактериями».

Выбор        групповой формы взаимодействия.

Уточнение постоянного        состава группы.

Постановка        цели

взаимодействия:

1. Решение учебной задачи (изучение        болезнетворных бактерий и мер профилактики заражения болезнетворными бактериями). 2. Отработка структурных                        элементов сотрудничества (регулятивных и коммуникативных                        умений), которым наиболее адекватно соответствует                содержание учебной задачи и уровень развития группы.

Принятие групповой учебной        задачи (зона  коллективной ответственности        — создание информационного плаката, постера или др.).

Самоорганизация партнерского взаимодействия (перечень        умений знаком обучающимся по  картам  «Правила группового сотрудничества»        и

«Оценка сотрудничества        в группе» (Приложение А, таблицы 2 и 4).

Актуализация необходимых знаний для достижения поставленной учебной задачи. Выяснение субъектного опыта обучающихся        («Нам        уже

известно…?»,        «Мы        пока        не знаем…»).

Повторение                и осмысление знаний, умений, необходимых для достижения

поставленной задачи.

Коммуникативное взаимодействие.

Диалогическое общение.

Планирование взаимодействия. Обсуждение                        плана        решения поставленной задачи; выработка требований (критериев оценки) к продукту (плакату, презентации, брошюре,        постеру        и        др.). Варианты                выполнения:                1) фронтальная работа; 2) групповая деятельность,                        межгрупповое обсуждение.

Принятие                        и осмысление задачи. Выработка                        и принятие конкретных требований (критериев                оценки) к        плакату,

презентации, брошюре или др.

Обсуждение плана решения задачи и единых требований к проектному

продукту.

Учитель акцентирует внимание на индивидуальном подходе при распределении                        задач, предполагающих разные способы действий        (проектирование, составление рисунков, схем, текстов, вопросов, др.) Предлагает определить источники информации, средства достижения цели. Учесть временны՜е рамки деятельности.

Выработка        плана решения                общей задачи:        выделение частных                задач, соотнесение        их        с имеющимися средствами, возможностями членов группы        и временным периодом.

Распределение        задач в        соответствии        с индивидуальными возможностями партнеров.

Определение каждым членом группы зоны индивидуальной ответственности.

Уточнение критериев оценивания: 1) группового учебного                результата (соответствие поставленным задачам, требованиям оформления и презентации);

2) качества сотрудничества в группе. Установка на прямую зависимость учебного результата от качества взаимодействия в группе.

Принятие критериев оценки результатов.

Готовность                к оцениванию качества взаимодействия в группе на основании карты        «Оценка сотрудничества в группе» (Приложение А, таблица 4).

Исполнительский этап

Оказывает поддержку в реализации плана действий по решению учебной задачи.

Осуществление деятельности                по решению        задач,

Осуществление взаимообучения        — обмена        способами

Ориентирует членов группы на оказание        взаимопомощи, осуществление промежуточного взаимоконтроля и взаимооценки. Наблюдает за выполнением ролевых обязанностей. Наблюдает за межличностным общением, соблюдением норм сотрудничества.

Оказывает консультационную помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

лежащих        в                зоне индивидуальной        и групповой ответственности, открытие                нового знания  с  помощью информационных источников, применение знаний в процессе создания проектного продукта.

решения                задач; взаимной        помощи; взаимного контроля и коррекции действий. Руководствование коммуникативными нормами.

Выполнение ролевых функций.

Оценочно-рефлексивный этап

Контроль и оценивание итогового учебного результата — соотнесение результата с поставленной        задачей, критериями оценивания.

Учебная рефлексия — выявление трудностей, их причин и способов устранения).

Обобщение открытых знаний, умений.

Представление учебного продукта. Группова оценка общего                учебного результата.

Самоконтроль. Самооценка.

Групповая рефлексия.

Учитель предлагает группам оценить и проанализировать качество взаимодействия. Подведение к выводу о взаимозависимости                между качеством                учебного взаимодействия и учебным результатом.

Выполнение познавательных общеучебных действий, логических

действий        анализа, синтеза, обобщения.

Оценивание качества взаимодействия (карта «Оценка сотрудничества        в группе»).        Рефлексия межличностного общения.

Общие методические рекомендации

Развитие регулятивных умений — определение цели; постановка и распределение задач, определение зоны индивидуальной и коллективной ответственности, взаимный контроль и оценка таких коммуникативных умений как умение доказывать свою точку зрения, договариваться с партером, принимать

общие решения, находить компромисс, разрешать конфликтные ситуации — следует целенаправленно планировать, когда группа достигла среднего уровня развития и активно продолжать на стадии функционирования группы на высоком уровне, где взаимодействие строится на диалогической, дискуссионной основе, так как группа уже способна к самоорганизации и достигла сплоченности.

Технологическая карта организации учебного сотрудничества в малой группе высокого уровня сформированности

Форма совместной деятельности педагога и обучающихся: малая группа, большая группа (класс).

Состав групп такой же, как в предыдущих группах.

Место в образовательном процессе: предметная учебная деятельность, осуществляемая на уроке и во внеурочной деятельности.

Дидактическая ситуация: открытие и применение знаний, решение проектных задач.

Требования к учебным заданиям: характеризуются высокой степенью неопределенности и относительно сложными проблемами, имеющими личностную и социальную значимость для всех партнеров, содержат в себе интеллектуальный конфликт, требующий дискуссионного обсуждения.

Пример решения проектной задачи: долгосрочный проект на тему «Альтернативный школьный учебник» или «Альтернативный учебный справочник (пособие, хрестоматия, атлас и т.д.)».

Содержание взаимодействия

Учебное сотрудничество

Планируемые результаты

Роль учителя: создает проблемную ситуацию; участвует во взаимодействии в качестве консультанта на всех этапах выполнения проекта.

Самостоятельная деятельность малой группы

Информационно-ориентировочный этап

Учебное сотрудничество

Планируемые результаты

Погружение в проблемную ситуацию. Определение проблемы и постановка социально и личностно значимой цели.

Процедура самоорганизации взаимодействия.

Определение вытекающих из поставленной цели задач исследования.

Выдвижение гипотез(ы) и анализ имеющихся возможностей и средств для их (ее) решения.

Обсуждение путей и способов решения задач, (методов исследования): определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение ресурсов и сроков работы.

Обсуждение способов представления результатов проекта

— конечного продукта предстоящей деятельности в соответствии с поставленной целью.

Выработка процедуры оценки результатов и процесса взаимодействия. Обсуждение критериев оценивания: 1) группового учебного результата (соответствие его поставленной цели и задачам, требованиям оформления и презентации); 2) качества сотрудничества в группе.

Распределение групповых ролей и делегирование ролевых функций партнерам.

Распределение задач в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями партнеров.

Мотивация. Целеполагание.

Планирование. Коммуникативные умения.

Исполнительский этап

Деятельность участников группы по достижению индивидуальных задач.

Поиск и отбор информации с опорой на различные источники. Обработка информации (самостоятельное исследование).

Совместная        разработка        новых        способов деятельности/взаимодействия.

Коррекция и регулирование хода выполнения плана (изменение плана при невозможности достижения запланированного результата).

Познавательные        и регулятивные умения.

Групповая регуляция        и саморегуляция.

Коммуникативные умения.

Учебное сотрудничество

Планируемые результаты

Систематизация и анализ полученных данных, формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения.

Представление        результатов        группе.        Промежуточное обсуждение полученных данных в группе.

Выработка и принятие группового итогового решения. Оформление результатов,        подготовка        продукта        к презентации.

Оценочно-рефлексивный этап

Защита проекта, оппонирование.

Внешняя  оценка  итогового  продукта  учителем,  другими группами, обучающимися.

Групповая оценка итоговых результатов и процесса. Оценка качества взаимодействия на основе карты «Оценка сотрудничества  в  группе»  (Приложение  А,  таблица  4), выполнение        заложенных в карте рекомендаций, обеспечивающих рефлексию межличностного общения.

Констатация прибавочного продукта, то есть, возникновения группового эффекта и анализ, конкретизация условий, позволивших его достичь.

Рефлексивные умения оценки учебного результата                и качества взаимодействия; коррекция взаимодействия.