Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Воевода Анрей Михайлович

    «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

                                                                                                Материал подготовил:

                                                                                                Воевода Андрей Михайлович

                                                                                                учитель музыки

                                                                                                МКОУ Сокурская СОШ№19

 

                                                      2023

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре.»

Д. Лихачев.

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения

к добру, красоте, человечности...

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека...»

В.А.Сухомлинский

    В настоящее время особую актуальность обретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.      Основными приоритетами в жизни стали личный успех, карьера, деньги. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — всё это угрожает национальной безопасности страны. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны, с жизненной установкой служить Отечеству, как одну из важнейших, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

   Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Работники образования, российская общественность озабочены запущенностью проблем патриотического воспитания, так как формирование патриотизма и дружбы народов, по их мнению, является задачей государственной важности. Ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, учитывающей перемены, происходящие в России и других странах СНГ.   

     Искусство является одним из важнейших средств воспитания лучших человеческих качеств: духовности и нравственности, патриотизма. Можно с уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у учащихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как этот процесс направлен на формирование настоящего и будущих поколений, а наши молодые современники должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и стать духовно зрелыми.

    Изучение мировой и отечественной художественной культуры, зарубежной, русской музыки и музыки других народов России позволяет в реальном музыкально-педагогическом процессе приобщить учащихся к культуре различных народов и стран, укрепить столь свойственную любому народу толерантность, предупредить проявления национальной дискриминации и экстремизма. На уроках музыки формируется мировоззрение учащихся через идеи патриотизма, интернационализма, благородства и т.д.

    Итак, патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации нередко распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

    Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).

    Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

    Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса.      Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы. Федеральный проект направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширит их участие в принятии решений, которые затрагивают их права интересы.   

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

    Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

    В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании  школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

      Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира детей и юношества.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития обучающихся заключаются именно в музыке.

Работу на уроках музыки я строю, принимая за основу канал психологического влияния на человека, который выделяет следующие средства восприятия:

•         Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами.

•         Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись. Это создание обучающимися и учителем, дальнейшее применение на уроках и во внеурочной деятельности творческих проектов «История создания одной песни», , «Песни, опаленные войной».

•         Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы. Смотры песен и строя, инсенировки песен, маршировки и т.д.

    Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

    Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников.(особенно в начальной школе).  Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

    Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

      Отличительная особенность программы по музыке Е.Д. Критской - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:

1.«Россия - Родина моя» – помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.

2. «О России петь - что стремиться в храм» – дает понятие о храмовых

песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.

3. «Музыка и изобразительное искусство» – рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Связь музыки с изобразительным искусством выражается в том, что музыка может вызывать в воображении зрительные образы и картины, вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.

4. «Музыка и литература» – рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки: песенном жанре, в жанре романса, оперном жанре. Учащиеся познакомятся с новым музыкальным жанром - вокализом, осознают многообразие и богатство связей музыки и литературы, связь музыки и литературы нерасторжима, оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей.

Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на моих уроках.

    Большую роль в воспитании патриотических чувств детей и молодежи играет музыкальный фольклор, состоящий из былин, духовных стихов, скоморошин, баллад, песен с историческими сюжетами и т.д. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Для патриотического воспитания полезно использовать прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, который обогащает внутренний мир ребенка, а также народные игры с пением и движением. Игры развивают интерес к пению, музыкальную память, формируют музыкальные интонационно-ритмические навыки. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное в народных песенных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку. Обращение к истокам народного музыкального искусства, традициям, обычаям народа формирует нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Исполнение народно-музыкального репертуара вырабатывает преемственность мышления, осознание роли и места национального наследия в мировом духовном развитии, уважение и открытость к традициям других народов.   

    Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

      Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств средствами музыкального искусства необходимо внедрять в учебно- воспитательную практику различные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся: конкурсы и фестивали патриотической песни, тематические концерты, музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции, общение участников и зрителей в интерактивном режиме посредством интернет-технологий.

   Песни гражданской и Великой Отечественной войны – это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.

     На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней, что лишний раз доказывает появление песен о войне написанных уже в двадцать первом веке.

     

       Патриотическое воспитание обучающихся продолжается в ходе внеурочной деятельности В общеобразовательном учреждении «Сокурская СОШ №19» проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «Уроки мужества».  

     В нашей школе уже много лет 9 мая у памятника павшим войнам сокурчанам в годы ВОВ проводятся музыкально-поэтическое представления (митинг), посвященные празднованию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, где собираются не только школьники, но и все жители нашего поселка. 

      Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению. Ученики и выпускники нашей школы с удовольствием исполняют песни советских и современных российских композиторов о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни.

 

      Кроме того, на базе «Сокурской СОШ№19» в 2001 году создан фольклорный кружок «Звонница» (рук. Воевода Е.А.) и инструментальный кружок «Ложкари» (рук. Воевода А.М.). Работа ведется по авторским программам, где ребята обучаются народному вокалу и инструментальному исполнительству. Постоянно расширяется репертуар, включая материал героико-патриотической направленности.

   Концертно-исполнительская деятельность ансамблей является эффективной формой духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности.  Участники ансамбля «Звонница» и «Ложкари» принимают активное участие в школьных и поселковых праздниках, районных мероприятиях, конкурсах и фестивалях различного уровня, где становятся призерами и лауреатами, в том числе и военно-патриотической направленности (районный конкурс «Военно-патриотической песни», областной конкурс – «Поющая душа России», Всероссийский конкурс – «Сыны и Дочери Отечества»), где проявляют свою гражданскую позицию.

Творческая работа, проводимая с обучающемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят и не может проходить для них бесследно. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.

     Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

                                                                                                Материал подготовил:

                                                                                                Воевода Андрей Михайлович

                                                                                                учитель музыки

                                                                                                МКОУ Сокурская СОШ№19

                                                      2023

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре.»

Д. Лихачев.

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения

к добру, красоте, человечности...

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека...»

В.А.Сухомлинский

    В настоящее время особую актуальность обретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.      Основными приоритетами в жизни стали личный успех, карьера, деньги. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — всё это угрожает национальной безопасности страны. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны, с жизненной установкой служить Отечеству, как одну из важнейших, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

   Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Работники образования, российская общественность озабочены запущенностью проблем патриотического воспитания, так как формирование патриотизма и дружбы народов, по их мнению, является задачей государственной важности. Ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, учитывающей перемены, происходящие в России и других странах СНГ.    

     Искусство является одним из важнейших средств воспитания лучших человеческих качеств: духовности и нравственности, патриотизма. Можно с уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у учащихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как этот процесс направлен на формирование настоящего и будущих поколений, а наши молодые современники должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и стать духовно зрелыми.

    Изучение мировой и отечественной художественной культуры, зарубежной, русской музыки и музыки других народов России позволяет в реальном музыкально-педагогическом процессе приобщить учащихся к культуре различных народов и стран, укрепить столь свойственную любому народу толерантность, предупредить проявления национальной дискриминации и экстремизма. На уроках музыки формируется мировоззрение учащихся через идеи патриотизма, интернационализма, благородства и т.д.

    Итак, патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации нередко распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

    Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).

    Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

    Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса.      Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы. Федеральный проект направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей и расширит их участие в принятии решений, которые затрагивают их права интересы.    

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

    Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

    В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании  школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

      Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира детей и юношества.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития обучающихся заключаются именно в музыке.

Работу на уроках музыки я строю, принимая за основу канал психологического влияния на человека, который выделяет следующие средства восприятия:

•        Аудиальный (лат. audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы. Это работа над песней, мелодией, словами.

•        Визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись. Это создание обучающимися и учителем, дальнейшее применение на уроках и во внеурочной деятельности творческих проектов «История создания одной песни», , «Песни, опаленные войной».

•        Кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы. Смотры песен и строя, инсенировки песен, маршировки и т.д.

    Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

    Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников.(особенно в начальной школе).  Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

    Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.

      Отличительная особенность программы по музыке Е.Д. Критской - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Эта программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов, например таких как:

1.«Россия - Родина моя» – помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, колядками.

2. «О России петь - что стремиться в храм» – дает понятие о храмовых

песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений – тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках.

3. «Музыка и изобразительное искусство» – рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). Связь музыки с изобразительным искусством выражается в том, что музыка может вызывать в воображении зрительные образы и картины, вводит в мир творческого воображения, перехода от зрительных образов к музыкальным и наоборот, предусматривает множество творческих заданий, расширяет и углубляет нравственно - эстетические впечатления от музыки и живописи.

4. «Музыка и литература» – рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки: песенном жанре, в жанре романса, оперном жанре. Учащиеся познакомятся с новым музыкальным жанром - вокализом, осознают многообразие и богатство связей музыки и литературы, связь музыки и литературы нерасторжима, оба эти искусства рождены жизнью и отражают жизненные события, чувства, переживания людей.

Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на моих уроках.

    Большую роль в воспитании патриотических чувств детей и молодежи играет музыкальный фольклор, состоящий из былин, духовных стихов, скоморошин, баллад, песен с историческими сюжетами и т.д. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Для патриотического воспитания полезно использовать прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, который обогащает внутренний мир ребенка, а также народные игры с пением и движением. Игры развивают интерес к пению, музыкальную память, формируют музыкальные интонационно-ритмические навыки. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное в народных песенных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку. Обращение к истокам народного музыкального искусства, традициям, обычаям народа формирует нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Исполнение народно-музыкального репертуара вырабатывает преемственность мышления, осознание роли и места национального наследия в мировом духовном развитии, уважение и открытость к традициям других народов.    

    Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

      Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств средствами музыкального искусства необходимо внедрять в учебно- воспитательную практику различные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся: конкурсы и фестивали патриотической песни, тематические концерты, музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции, общение участников и зрителей в интерактивном режиме посредством интернет-технологий.

   Песни гражданской и Великой Отечественной войны – это празднования огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость.

     На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней, что лишний раз доказывает появление песен о войне написанных уже в двадцать первом веке.

     

       Патриотическое воспитание обучающихся продолжается в ходе внеурочной деятельности В общеобразовательном учреждении «Сокурская СОШ №19» проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали праздники «День Защитника Отечества», «День Победы», «Уроки мужества».  

     В нашей школе уже много лет 9 мая у памятника павшим войнам сокурчанам в годы ВОВ проводятся музыкально-поэтическое представления (митинг), посвященные празднованию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, где собираются не только школьники, но и все жители нашего поселка.  

      Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества — темы, ярко отраженные в песнях. Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучению хоровому пению. Ученики и выпускники нашей школы с удовольствием исполняют песни советских и современных российских композиторов о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни.

      Кроме того, на базе «Сокурской СОШ№19» в 2001 году создан фольклорный кружок «Звонница» (рук. Воевода Е.А.) и инструментальный кружок «Ложкари» (рук. Воевода А.М.). Работа ведется по авторским программам, где ребята обучаются народному вокалу и инструментальному исполнительству. Постоянно расширяется репертуар, включая материал героико-патриотической направленности.

   Концертно-исполнительская деятельность ансамблей является эффективной формой духовно-нравственного воспитания и развития культурной личности.  Участники ансамбля «Звонница» и «Ложкари» принимают активное участие в школьных и поселковых праздниках, районных мероприятиях, конкурсах и фестивалях различного уровня, где становятся призерами и лауреатами, в том числе и военно-патриотической направленности (районный конкурс «Военно-патриотической песни», областной конкурс – «Поющая душа России», Всероссийский конкурс – «Сыны и Дочери Отечества»), где проявляют свою гражданскую позицию.

Творческая работа, проводимая с обучающемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят и не может проходить для них бесследно. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.

     Таким образом, патриотическое воспитание на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день, очень актуально и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.