Портрет профессионала будущего в сфере педагогики

Ашмарина Оксана Владимировна

Многие столетия почти все формы мирового образования сводились к копированию и заучиванию учениками материала, преподносимого учителем. И лишь в последние десятилетия образование стало резко меняться и включать в себя совершенно новые формы.  Технологический прогресс, непрерывно растущий объем учебного материала,  изменившиеся дети  - все это требует отклик в виде модернизации системы образования. Педагог – неотъемлемая составляющая этой системы. Концепция учителя, стоящего перед учениками, которые слушают и реагируют на указания, все больше уходит в прошлое. Соответственно эта модернизация совершенно точно коснется и педагога. Но какую именно роль педагог станет играть в этой системе? Какими качествами должен обладать профессионал будущего в сфере педагогики?

На мой взгляд, будущее открывает большие возможности для обучения и обучаемости. Будущее образования захватывающе, хотя и пугает многих. Более широкое использование компьютерных технологий, будь то в индивидуальной онлайн-среде или в привычном классе будет продолжать менять мышление ребенка будущего.  Педагогу в будущем придется быть компетентным в вопросах установки связи и сотрудничества с обучающимися. Сейчас между педагогом и учеником стоит определённая дистанция: «ты - ученик, я – учитель». Но скоро такая модель сменится другой формой взаимодействия: «ты и я  - партнеры с общей целью». Объясняется это тем, что современные дети обладают, как правило, большей, чем у их сверстников прошлых лет независимостью и критичностью по отношению к взрослым. Ребенку нужен наставник и партнер, которому он будет доверять.

Академические знания по предмету становятся не так важны, как раньше. Сейчас источников информации очень много и они всегда под рукой. Это с одной стороны облегчает труд педагога, а с другой заставляет его в корне менять свои методы. Ведь все эти источники информации доступны не только педагогу, но и ребёнку. И задачей профессионала в педагогической сфере станет научить пользоваться всей этой информацией, анализировать ее и практически применять.

Педагогу будущего нужно быть готовым к тому, что обучение выйдет за пределы классной комнаты или аудитории. Этот процесс начался уже давно и проявляет себя в виде занятий в музеях и лабораториях, экскурсиях и др. Но в век цифровой эры обучение может проходить где угодно и когда угодно. Цифровой прогресс может объединить информацию и людей одним нажатием кнопки.

Скорее всего, в будущем образование станет более индивидуализированным. Учителя станут фасилитаторами обучения, а учащиеся получат больше контроля над своим собственным учебным путем.

Так каким же будет профессионал будущего в сфере  педагогики? Преподавание и обучение по учебной программе уже выходят далеко за пределы классной комнаты и будут продолжать это делать, и по мере того, как образование меняется в соответствии с потребностями будущего, роль учителя также должна адаптироваться. Каждый учитель несет ответственность за то, чтобы учащиеся могли рисковать, быть новаторами и использовать любую возможность, которая им предоставляется. В свете перехода к более персонализированному обучению учителя будущего должны быть готовы стать сборщиками данных, а также аналитиками, планировщиками, партнерами и  наставниками  для своих учеников.