Эссе на тему «ФГОС, ФОП и практика учителя русского языка и литературы»
Эссе на тему «ФГОС, ФОП и практика учителя русского языка и литературы»
В финале пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» Аня и Петя Трофимов прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь. "Прощай, старая жизнь!" - говорит Аня. А Петя вторит ей: "Здравствуй, новая жизнь!" Этими словами писатель приветствовал новую эпоху в жизни своей страны.
Итак, поставлена последняя точка в юридическом признании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Начинается работа по его практической реализации. «Прощай, традиционное образование! Здравствуй, новый стандарт!» - этими словами приветствуем мы новую эпоху в истории образования нашей страны. Я работаю учителем русского языка и литературы, и мне предстоит работа в режиме ФГОС, ФОП. Как всё новое, переход на ФГОС, ФОП породил во мне массу вопросов и сомнений, потребовал «включения» мозгов совершенно в ином направлении. Я как учитель-практик не раз задавала себе вопрос: « А действительно ли необходим переход к новому стандарту?» Ответ был однозначным: «Конечно, да!»
Так каким представляю я ФГОС, ФОП и практику русского языка и литературы? Прежде всего, из кабинета должна уйти авторитарность. Учитель новой школы должен быть всегда рядом с учеником, но не впереди. Его присутствие должно угадываться лишь по прохладной тени в жаркий день. Теперь сами ученики должны постараться сформулировать тему, поставить цели, им самим придётся составлять целевой рейтинг. Смогут ли они? Ведь не все ученики чётко представляют, чему хотят они научиться на уроке русского языка или литературы. Думаю, здесь мне придётся вспомнить о дифференцированном подходе. Моя задача как учителя-практика – остаться невидимым сценаристом урока, создать такие комфортные психологические условия, разбить на такие комфортные мобильные группы и пары, чтобы ученик смог помочь ученику, смог развивать личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Как научить всему этому? Как научиться быть рядом с учеником, но оставаться в тени? Это прекрасно продемонстрировала на мастер - классе Юнг Е.Л. На этих уроках подтвердились слова выдающегося педагога Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит находить ее». Преподаватель показала нам, слушателям-ученикам, что главный работник на уроке в новой школе – ученик. Я должна постараться заменить методы «объяснения нового материала» способами самостоятельного «открытия» новых знаний и умений. Когда ученик поймёт, что
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится…
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!-
только тогда перед ним откроется удивительный мир знаний, только тогда он самостоятельно сможет решить все задачи и проблемы, которые перед ним поставит его Величество Жизнь. А моя задача – увидеть в каждом ребёнке его скрытые возможности, разбудить в нём творца, воспитать человека с новым мышлением.
Я учусь учиться. Я должна сама побыть в роли ученика. Должна учить учиться и пользоваться знаниями, должна учиться делать дело, должна учиться жить вместе и понимать других людей, должна учиться быть. Но я точно знаю, что быть учителем словесности – это мой путь. Я еще не прошла его до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад и всмотреться вперёд. Но я точно знаю, что от того, как я буду работать, как быстро я осознаю глубину и значимость перехода российской системы образования в новое качество, зависит будущее наших детей. Я готова!
