«Проблемы раскрытия роли исторических деятелей в истории на страницах учебников»

Образовательный процесс в Российской Федерации не стоит на месте: появляются новые походы и методы для реализации целей урока; внедряются новые технологии, позволяющие сделать обучение эффективным и наглядным.

Большинство из этих новшеств благоприятно отражаются на процессе обучения в школе: позволяют сделать его интересным, наглядным, живым.

Но важно помнить, что система образования в Российской Федерации в большей мере централизована. То есть 70% от программы должно быть реализовано в каждой школе, а по завершению обучения в школе учащийся должен сдать единый экзамен государственной итоговой аттестации. Поэтому важно, чтобы в процессе обучения учащихся педагог реализовывал пункты нормативных образовательных документов.

Одним из таких документов является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В ФГОС прописаны планируемые результаты от изучения истории России и Всеобщей истории. В этом документе перечисляются такие итоги обучения школьников как овладение базовыми историческими знаниями; самоидентификация личности обучающегося; формирование умения применения исторических знаний и т. д.[1]

В ходе изменений в образовательном процессе произошёл пересмотр методики преподавания истории. Историческое образование испытало гуманизацию, последствием которой является повышенное внимание к личности в истории, в раскрытии самоценности человека[2]. Долгое время в преподавании истории делался акцент на рассмотрении закономерности общественного развития вне исторической личности. Поэтому часто ученики не представляют, кто стоит за тем или иным историческим событием за исключением определенного правителя. А если знают, то часто не понимают, как этот факт отразился на судьбе конкретного человека. Так как в учебном процессе не обращается внимания на психологическую характеристику личности, на мотивы и нравственные аспекты его деятельности.

В процессе обучения истории в основной и старшей школах учащиеся проходят большое количество исторических фактов, которые измеряются не в сотнях, а в тысячах. В ходе изучения этих единиц знаний ученики знакомятся и с историческими личностями. Эта часть процесса обучения является неотъемлемой, так как раскрытие роли исторических деятелей – это способ осознания учащимися человеческой миссии, места человека в сегодняшнем и завтрашнем мире. А также ученик через изучение исторических персоналий может оценить себя как личность, что поможет ему понять свою роль в сегодняшнем обществе. Кроме того, через знакомство с историческими персоналиями реализуется воспитательная функция урока.

Поэтому на сегодняшний день изучение роли личности в истории и влияния исторического процесса на ее формирование является актуальным вопросом.

В процессе изучения Отечественной истории обучающийся сталкивается с несколькими сотнями исторических личностей. Исторический деятель – это человек, обладающий ярко выраженной индивидуальностью с совокупностью положительных и отрицательных черт.

Р. В. Пятыгина условно выделяет три группы исторических личностей:

  1. По положению (наследственный правитель);
  2. По положительным заслугам (реформатор, учёный и т.д.);
  3. По отрицательным заслугам (террористы, авантюристы и т.д.)[1].

Также автор в своей работе говорит о трёх проблемах, с которыми придется столкнутся школьнику в ходе изучения биографий исторических деятелей. Первая трудность – однобокость в оценке людей, а также исторические стереотипы и мифы. Вторая – это необоснованная оценка личности. Третье – это отгораживание личности от народа, страны[2].

Задача учителя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы при прохождении персоналий делать акцент не столько на универсальных чертах группы людей, сословия, класса и т.д., представителем которых могла быть личность, а дать четкую картину учащимся, рассказывающую о личных особенностях исторического персонажа. Важно, чтобы на уроках истории раскрывались психологические характеристики исторической личности, мотивы и нравственные аспекты её деятельности[3]. Так как через детальное изучение исторических деятелей ученик сможет определить себя как личность, которой отведена роль в современном обществе. А это является одной из целей обучения по ФГОС[4].

В современной методике обучения истории есть несколько подходов к раскрытию роли исторической личности на уроках. Об одном из них пишет М. С. Ерохина в статье «Историческая личность: современная методика изучения». Во-первых, автор делает акцент на том, чтобы знание о историческом деятеле формировалось постепенно: с внешних черт к внутренним. Кроме того, важно сделать упор на тех моментах биографии человека, которые выпали на переломные события истории страны. Также об этом говорят В. П. Лукинова, И. Н. Падалка в своей методической работе[5]. После изучения жизни деятеля М. С. Ерохина советует перейти к оценке свершений этой персоналии: должны быть приведены оценки современников и деятелей других периодов. А также методист в статье предлагает построить урок от лица исторического персонажа, чтобы показать судьбу народа или раскрыть период развития государства[6].

И. В. Изотов в своей методической работе «Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории» выделяет следующие условия изучения исторических личностей. Так, педагог делает акцент на отборе информации. Он настаивает на том, чтобы материал был подобран таким образом, чтобы осветить события из биографии деятеля с разных сторон. А также И. В. Изотов считает, что материал о исторических персоналиях лучше усваивается в ходе самостоятельной работы учащихся. Также педагог предлагает способы построение урока по истории для изучения личностей: например, семинар-дискуссия, семинар-круглый стол, семинар-исследование и т.д.[7]. То есть в своей работе И. В. Изотов акцентирует внимание на том, что при рассмотрении событий из биографий исторических деятелей, важно освещать разные мнения по поводу них, а также педагог считает важным личное участие школьника в ходе освоения новых знаний.

Также В. П. Лукинова и И. Н. Падалка в своем труде «Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории» и Р. В. Пятыгина «Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе»[8] предлагают несколько вариантов освещения биографий исторических персонажей. Например, учитель, чтобы замотивировать учеников на изучение темы, может рассказать несколько фактов из жизни исторического деятеля. Наступит время, и ученики поймут, о ком идёт речь. То есть этот метод заключается в исторической биографической задаче. На наш взгляд, это способ изучения личности является эффективным для привлечения интереса школьников к персоналии. Также педагоги предлагают сравнить по ряду критериев исторических личностей из схожих сфер деятельности[9].

Кроме того, Р. В. Пятыгина в статье «Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе» предлагает применить игровое обучение для рассмотрения исторической личности[10]. Этот педагогический вид учебной работы не освящался в ранее озвученных работах. Поэтому его мы хотим рассмотреть более подробно.

Преимущества этого вида учебной работы заключается в том, что игра выступает в роли мотиватора к процессу обучения, то есть стимулируют учащегося к освоению знаний. А также этот вид обучения позволяет максимально сильно вовлечь школьника в образовательный процесс, что напрямую повлияет на степень усвоения им знаний курса.

Но важно, чтобы в ходе применения игрового вида учебной деятельности учитель подвёл итоги и проанализировал ошибки класса.

Подводя итоги рассмотрения методической литературы по изучаемому вопросу, стоит сделать основные выводы из содержания изученных работ. Во-первых, важно давать классу историческую личность на рассмотрение постепенно. Информацию необходимо накапливать, начиная с внешнего облика персоналии, далее изучить факты биографии и черты характера, а только после этих шагов перейти к анализу мотивов его поступков. Таким образом, у учащихся сформируется целостное представление о личности.

Во-вторых, наиболее эффективным способом изучения исторического лица является личное участие школьника. Это может осуществляться через дискуссию, биографическую игру и т.д.

В-третьих, при подготовке к предстоящему рассмотрению исторической личности, учителю важно подобрать информацию таким образом, чтобы у учащихся было представление о персоналии с разных точек зрения. Педагогу важно преодолеть установившиеся стереотипы о личностях и постараться дать классу наиболее объективную историческую картину.

Таким образом, изучение биографии исторических деятелей и мотивов их поступков позволит создать возможность учащимся пройти процесс личностного и гражданского самоопределения.



[1] Пятыгина Р. В. Методические аспекты изучения персоналий в школьному курсе истории. С. 404.

[2] Там же. С. 406.

[3] Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения. С. 209.

[4] ФГОС Основное общее образование: [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращение: 14.12. 2022).

[5] Лукинова В. П., Падалка И. Н. Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории С. 6.

[6] Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения. С. 209 – 210.

[7] Изотов. И. В. Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории. С. 315.

[8] Пятыгина Р. В. Методические аспекты изучения персоналий в школьному курсе истории. С. 405.

[9] Лукинова В. П., Падалка И. Н. Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории. С. 5 – 7.

[10] Пятыгина Р. В. Методические аспекты изучения персоналий в школьному курсе истории. С. 405 – 406.

 


[1] ФГОС Основное общее образование: [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращение: 14.12. 2022).

[2] Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения // Метаморфозы истории. 1997. С. 209.