Инновационные технологии формирования речевых навыков обучающихся

Коротина Людмила Юрьевна

           Инновационные технологии позволяют реализовать        одну из основных целей обучения русскому языку и литературе - дать возможность перейти от изучения предмета как системно-структурного образования к изучению его      как средства общения и мышления,         а учебно-познавательную деятельность перевести     на продуктивно-творческий уровень. Работа на опережение, предвосхищение развития, партнерский тип отношений, сотрудничество и соавторство ,творчество  педагога и ученика – во  особенности инновационного обучения.

        Работая над речевыми навыками обучающегося необходимо придерживаться следующих принципов:

1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника;

2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по русскому языку и литературе;

3) разнообразие методических форм и приемов;

4) соблюдение преемственности речевого развития с предыдущими классами;

5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства;

6) систематический характер работы;

7) учет межпредметных связей.

         Вот несколько всем хорошо известных, но, к сожалению, не всегда востребованных на уроках приемов  развития речи:

  • Попробуйте включить  в привычную физминутку речевое сопровождение: скороговорку, считалку,  стихотворение, песню.
  • Начинайте у рок с гимнастики для мозга и обязательно  проговаривайте 1 скороговорку             (создайте банк скороговорок и  используйте по  одной скороговорке в неделю)
  • 1 раз в неделю (лучше распределить заранее по дням недели виды тренировок) включайте в урок (можно вместо  физминутки) «Игру в ассоциации»  Суть игры заключается в придумывании ассоциаций к  картинкам или словам. (демонстрируются на экране). Игра развивает словарный запас и ассоциативное мышление,  фантазию.
  • Интерактивная игра «Одним словом» (популярна  на сайте «Одноклассники» и др. соц. Сетях)  также  может применяться на уроке 1 раз в неделю (учитель подбирает слова заранее, копирует и подготавливает слайды : не более 3_х)
  • Любимая всеми игра «Найди отличия»  Это упражнение активизирует внимание,  способность оценивать как всю картинку в целом, так и ее составляющие, видеть целое и частное (  тренинг для Итогового устного сочинения!)
  • Филворд (венгерский кроссворд) Игра по составлению слов из букв - это упражнение развивает внимание, а также стимулирует умение ребенка находить слова среди хаотично расположенных букв в таблице, расширяет кругозор и  обогащает речь.
  • Тренинги в последнее время «вышли из кабинетов психологов и психотерапевтов» и стали  излюбленным приемом работы педагогов с детьми.  Упражнение «Давай поговорим о..» это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 2-3 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.
  • Упражнение «Интервью» представляет собой процедуру  группового психологического тренинга.  Участники интервьюируют друг друга на заданную учителем тему.
  • Упражнение «Завершение предложения» - групповой тренинг. В нем участвуют группы по 4 человека. Одному из них педагог предлагает сделать рассказ из реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают 3-е других участников (по очереди).   В конце рассказа рассказчик выбирает того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.
  • Интересное и продуктивное упражнение  «Другими словами». Педагог говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу    из 5-6 слов.      Тот должен передать её другому участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания,  но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе. Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т.д.
  • Упражнение «Сочини небольшою историю о предмете или  просто опиши предмет» любят использовать  преподаватели иностранных языков. Но и учителям-словесникам это упражнение поможет улучшить  речь обучающегося. Педагог предлагает учащимся  для описания любой предмет. Необходимо процесс описания растянуть          на 2-3 минут, при этом      не повторяться.       Данное   упражнение развивает воображение и логику и ассоциативное мышление, речь.
  • Упражнение "Попугай" предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично. В самом начале разговора с неживым предметом        1) определите вслух тему, цель вашей беседы     2) очертите краткий план беседы   3) проведите саму беседу. Это может выглядеть примерно так: "Дорогая лампочка, мне кажется тебе будет интересно послушать про…»
  • Развитию  красивой грамотной логической речи помогает и проектная деятельность обучающихся.   Одним из видов проектной деятельности является Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик или презентация, в которых в произвольной художественной форме рассказывается о какой-либо книге.

          Все выше перечисленные  приемы, упражнения, тренинги – лишь малая часть  инновационной методики формирования  речевых умений обучающихся. Но систематическое применение  на уроках русского языка, литературы, на занятиях  подготовки к Итоговому устному собеседованию позволяет получить положительный результат, сделать уроки интереснее и разнообразнее, а общение добрым, плодотворным и интересным.

Ссылка  https://cloud.mail.ru/public/FC4i/D23yq8cjc

 

Комментарии

Колычева Елена Александровна

Здравствуйте! Формирование речевых умений обучающихся всегда было первостепенной задачей педагога. В современном мире это актуально как никогда. Мне понравилось Ваше предложение включать в физминутки речевое сопровождение. Это будет интересно и полезно. Удачи!