Использование современных образовательных технологий в практике

Карди Клавдия Бимбиевна

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

В своей педагогической работе я использую элементы следующих педтехнологий:

проектного обучения

- игровые

- Коллективный способ обучения (КСО)

- народная педагогика

- технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова. и др.

 

Технология проектного обучения.

Педтехнология -  это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за собой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект - результат совместных действий группы учащихся.

Последовательность этапов в работе над проектом:

- Постановка цели6 выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.

- Обсуждение возможных вариантов исследования.

- Самообразование знаний при консультативной помощи учителя.

- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

- Исследование: решение отдельных задач, объектов и т.д.

- Обобщение результатов и выводы.

- Анализ успехов и ошибок.

- Коррекция или переход к новому проекту.

Проект может быть межпредметным и внепредметным. В первом случае он укладывается в классно-урочную систему. Другие виды проектов используются в качестве дополнения к урочной деятельности.

Проектное обучение хорошо укладывается в личностно-ориентированной педагогики, т.к при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Проектное обучение используется для средних и старших классов при изучении различных тем, а по внеклассной работе по предмету. Проектная работа в 9 классе «Бурен-Хемнин базырыктары болгаш торел-болук чевег-хоорлери», «Мээн суурум – мээн салым-чолум».

 

Игровая технология.

Использование игр на уроках родного языка способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллект и эмоции учащихся в ходе игры.

Коллективные игры я использую на уроках:

- Кроссворды. Это обучающая игра. Она развивает память и ум, заставляет ученика без принуждения читать не только учебник, но и дополнительную литературу. Это игра стимулирует самостоятельную деятельность ученика.

- Шарады, ребусы.

- Игра «Фразеологизмы».

- Викторины. Это один из любимых игр учащихся. Их цель – повысить интерес к предмету. Закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения.

- Тесты. Используются при проверке знаний и как средство изучения нового материала. А также приучает учащихся к точности в выборе суждений.

 

Коллективный способ обучения (КСО).

 Внедрение  и распространение коллективных учебных занятий в школах – это преобразование всего учебно-воспитательного процесса. Чтобы понять качественный уровень, нужно решить проблему, поставленную Каменским, и проблему развивающего обучения по Выготскиму. Первая проблема – когда каждый ученик в учебном процессе сможет обучать других всему тому. Что изучает сам. Это проблема качества, интеллектуального и гражданского развития наших учащихся. Вторая проблема – обучение учащихся по способностям. Как первая, так и вторая проблема без коллективных учебных занятий не может быть решена ни в настоящем, ни в будущем.

Коллективные учебные занятия не исключают применение других форм и методов учебной работы на уроках и во внеурочное время. В учебном процессе эффективно нужно использовать всех четырёх форм организации обучения: коллективной, групповой, парной и индивидуальной.

В своей практике я использую в 5-6 классах взаимные диктанты. Я использую в работе пар сменного состав. Учителю нужно заготовить тексты диктантов. Тексты диктантов должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель. Все тексты нужно каллиграфически переписать или напечатать на листочках, которые затем наклеить на картон.

Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем участникам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими.

Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом. Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется.

Совместная работа данной пары на этом заканчивается, и каждый из её участников ищет себе нового партнёра.

После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника, и теперь диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал. Поэтому получается, что с текстом, записанным на карточке, каждый ученик работает дважды: один раз как ученик. Который пишет диктант и которого проверяет партнёр. И второй раз уже как учитель, который   диктует и затем проверяет своего нового партнёра (ученика).

 

Методика «Взаимообмен заданиями».

Название этой методики достаточно отражает суть работы в парах и означает, что партнёры обладают определёнными знаниями и в паре передают информацию друг другу.

Эта методика предназначается для отработки навыков выполнения стандартных, типовых заданий.

 

Методика «Разучивание текстов и стихотворений».

Класс  должен выучить наизусть стихотворение или какой-то текст в прозе. На общешкольных занятиях учитель зачитывает этот текст. Вместе с учениками разбирается, анализируется содержание, используемые автором художественные средства, выясняется основная идея, цель, терминология. Такого разбора текста, прозаического или стихотворного, может и не быть. Ученики во многих случаях могут приступать к заучиванию текстов и без предварительной работы с учителем.

Итак, каждый ученик имеет на руках текст и его нужно выучить наизусть. Каждый читает текст про себя и разбивает его на части по 3-4-5 или 6 строчек. Для облегчения работы учащихся это можно сделать и учитель. Если изучается один и тот же текст, то желательно, чтобы выделенные части были у всех одинаковыми.

После того как каждый ученик прочитал весь текст, разобрался в содержании. Уточнил значение терминов и выражений, которые могли вызвать у него затруднения, участники занятия приступают к совместной работе. Один из них читает первое предложение и каждый по очереди его воспроизводит вслух. Если предложение большое, то его делят на части. Когда каждый из работающей пары добивается чёткого и правильного воспроизведения, приступают к другому предложению. Обычно выделенная часть для заучивания состоит из двух-трёх предложений. Когда каждый из участников пары может свободно и правильно воспроизвести дословно весь выделенный текст, пара распадается. Каждый себе находит нового партнёра.

Начинают с того, что по очереди воспроизводят выученную часть текста. Часто обнаруживается, что предыдущим партнёром текст ещё не был изучен и требуется доработка. Это в порядке вещей. При такой методике главное – повторение и дословное воспроизведение. Понимание текста, сознательность его усвоения обеспечиваются в процессе общеклассного разбора (анализа) или во время работы в первой паре. При работе со вторым партнёром воспроизводится и доучивается первая часть текста и разучивается вторая часть.

 

Блочное обучение и технология обучения.

 7 классе я использую изучение блоком следующие темы: «Сос каттыжыышкыны». Большую помощь в этой работе окажут опорные конспекты. Созданные по методу В.Ф. Шаталов.

Только, можно сразу показать сходство и различие между видами связи слов. Важно, чтобы учащиеся умели выделить в предложении словосочетания, определять в них главное словоставить от него вопрос к зависимому.

По теме «Чангыс чугула кежигуннуг домактар» сообразно давать одновременно, выясняя различия в структуре предложений и используя опорный конспект.

При этом основное внимание обращается на выработку умения быстро находить грамматическую основу в предложениях. Необходимо показать учащимся различия в функциональной роли односоставных предложений, учить их осмысленно пользоваться каждым видом предложения.

Как пример изучения материала по родному языку крупным блоком приведу содержание одного урока на тему «Чангыс чугула кежигуннуг домактар» в процессе которого используются оборудование и наглядные пособия: компьютер, магнитная доска, опорный конспект, сигнальные карточки.

  1. Объяснение целей урока: научиться определять виды односоставных предложений, отличать их от двусоставных и употреблять в речи, делать вывод по теме.
  2. Текст задания на компьютере. Задание:

- Найти грамматическую основу предложений:

Орайтаан. Изиг чай. Омак-хоглуг кыстар бис. Мени база чалады. Чаап келди. Кыш.

- Какие части речи здесь являются главными членами предложений? Как называется предложение, в котором есть 2 главных члена – подлежащее и сказуемое.

3 Объяснение нового материала.

- В тетрадях запишите предложения в 4 колонки, оставив место над ним.  

 

Диктуются предложения.

Тодаргай арынныг

Тодаргай эвес арынныг

Арын чок

Ат домаа

 

 

 

 

 

Кара-Сугнун ховузу. Ийи хондур хадаан. Кадыкшылды кузедим. Совхозтарда часкы тарылгага белеткенип турар.

 

Найдите грамматические основы этих предложений. Сколько в них главных членов? Какое  предложение называется односоставным?

После ответов учащиеся делают вывод и пишут названия видов предложений над каждой колонкой.

Вывешивается опорный конспект. Используя его, один из учеников делает вывод о структуре и видах односоставных предложений.

Затем учащимся предлагается придумать примеры односоставных предложений всех видов и записать их в тетради.

  1. Быжыглаашкын.

- Мы знаем, какие предложения называются односоставными, познакомившись  с их видами. Будем определять виды односоставных предложений. Возьмите сигнальные карты.

На доске:

арын чок              кызыл он

тодаргай              кызыл он

тодаргай эвес     сарыг он

арын чок              кок он

ат дома                ногаан он

 

Эки чаагай чоруурунну кузеп тур мен. Хоочуннар хунун эрттирдивис. Сырыннап келди. Алгы-кышкы.

 

  1. Учащиеся выполняют упражнение по учебнику.  Тем, кто закончил быстрее других, предлагается работа с карточками.
  2. Составить связный рассказ по картинке. В нём обязательно должны быть односоставные предложения. Даются опорные слова: суурнун чону, …
  3. Общий вывод по теме и получают домашнее задание.

 

В результате введения нового материала крупными блоками ученики познают языковые явления. А во взаимосвязи и в сопоставлении с другими. Шире используются наблюдения и выводы самих учащихся. Большое внимание уделяется не запоминанию определений, а усвоению распознавания синтаксических структур.