Исследовательская и проектная деятельность

Чернокова Валентина Леонидовна

Задача педагога – задать формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции.  Именно об этом идет речь в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение школьников к народной культуре, родному языку через проектно-исследовательскую деятельность

Чернокова Валентина Леонидовна, заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории МОУ «Конёвская средняя общеобразовательная школа» Плесецкого района Архангельской области

Одной из сторон детского сознания является эмоциональный мир ребенка. Символы, знаки, цвет, свет, музыка, игра – все это средства, которые при правильном их применении способны открыть «уничтожаемый рационализмом» детский мир и вместо мучающего ребенка лицемерия помогают взойти к тождеству себя единичного, то есть имеющего связь со своей уникальной Родиной. Ученики смотрят с надеждой на окружающие лица, радуются малейшему проявлению учительского творчества, попыткам увидеть школьников как представителей поколения со своим, в корне отличающимся отношением к жизни, где земля и небеса не существуют друг без друга. Если учитель ощущает себя человеком мира и может держать свою родину на ладонях, обогревая ее своим дыханием, есть ли тут хоть намек на скуку и бессмысленность бытия? Почему бы учителю не попробовать передать это ощущение своим ученикам?

Чтобы как-то изменить отношение наших учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, необходимо изменить, прежде всего, условия приобретения этих знаний. Сначала это могут быть хорошо известные средства: походы на природу, экскурсии в местные краеведческие  и столичные музеи, Интернет. Прикосновение к живой истории, искусству заставят ребят по-новому взглянуть на привычные ценности, прикоснуться к тому, что известно часто только по учебникам. Но для возникновения интереса, для установления связи между собой, природой, культурой и историей нужен более основательный мотив. Так мы обратились к проектно-исследовательской деятельности, которая предполагает конечный результат. Образование, таким образом, становится продуктивным, то есть имеет в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской или проектной работе. Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.

        Задача педагога – задать формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции.

Интересными для учащихся оказались следующие темы исследований: «Бытовая диалектная лексика в речи жителей с.Конёво», «Сочетание традиционного и индивидуального в народных песнях Поонежья», «Топонимы в лирических песнях и частушках Поонежья», - основанные на изучении краеведческих материалов.

Изучением и собиранием народных песен и частушек сама я занималась во время учебы в Архангельском государственном педагогическим институте, когда руководила двумя фольклорными экспедициями в с. Конёво и близлежащие деревни. Мы вместе со студентами слушали и записывали народные лирические песни, частушки, особенности северного свадебного обряда, загадки в непосредственном общении с носителями фольклора. С этого времени и возник, видимо, интерес к устному народному творчеству. В основном курсе литературы средней школы предусмотрено изучение регионального компонента – литературы родного края. Программа предполагает изучение произведений фольклора: северных русских народных сказок, былин, обрядового фольклора, календарной поэзии, лирических песен, что позволяет обратиться к проектно-исследовательской деятельности.

Возвращаются такие народные праздники, как Масленица, Покровская ярмарка, традиционны Рождество и Святки. Ученые все больше задумываются над вопросами сохранения и возрождения фольклора, отражающего историю материальной и духовной культуры народа. Вызывает интерес употребление топонимов в произведениях местного фольклора. Мы решили исследовать материал близких нам жанров: лирических песен, кадрилей и частушек Поонежья – и выявить соотношение индивидуального и традиционного в данных жанрах, определить эстетическую функцию топонимов. Использовали тексты, записанные от жителей с. Конёво, участников Конёвского народного хора, жителей близлежащих деревень, и пришли к следующим выводам. Песенная традиция в нашем регионе сохранилась до сих пор, представлены многие жанры. Старинные песенные произведения, наличие в них топонимичных образов позволяет современному поколению почувствовать характер, жизнь народа, ушедшего в историю, но сохранившего великое наследие – фольклор.

Известно, что словарный состав многих жителей провинциальной деревни состоит из двух неравных частей. Большая часть – это общеупотребительная лексика, а меньшую часть составляет местная или диалектная лексика. Диалектных слов в речи большинства жителей с. Конёво мало. А сохранились они в основном у людей старшего поколения, потому что в настоящее время культурный уровень людей вырос и в деревню проникли достижения современной цивилизации. Знакомство с «Поморской Говорей» - кратким словарем поморского языка И.И.Мосеева – подтолкнуло нас к исследованию диалектной лексики в речи жителей села и ее характеристике. В ходе исследовательской работы было выявлено, в какой степени сохранились диалектные слова в речи земляков, определено, слова какой части речи преобладают в собранном материале, их лексическое толкование. В ходе работы проведены встречи с носителями диалектов, сопоставление толкования слов в основных толковых и диалектных словарях, классифицированы собранные слова. По материалам данного исследования ученицей школы, Сатиной А., была написана статья в районную газету «Плесецкие новости» «Красота языка – красота духа», которая вызвала живой отклик читателей.

Ежегодно в школе 25 января проходит учебно-исследовательская конференция учащихся школ Ресурсного центра МОУ «Коневская СОШ» «Коневские чтения», где были представлены следующие исследования: «Край родной, навек любимый», «Народные приметы и суеверия в жизни коневцев», «Сравнительная характеристика орнамента вышивки Русского Севера и Западной Сибири», «Русский северный костюм», «Влияние истории Севера на быт деревенской семьи 20 века», «Реализация магической функции языка в заговорах», «Русская северная кухня в сказках Степана Писахова» и др. Лучшие работы участвовали в муниципальном и областном турах учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья» и Областных юношеских чтениях им. М.В.Ломоносова. В юбилейный год нашего великого земляка М.В.Ломоносова на III открытой школьной научно-практической конференции учащихся «Мир искусства» в г. Мирный  учащиеся школы презентовали результаты двух исследований : «Традиции Ломоносовской мозаики в творчестве художников 20-21 вв» и «Степан Григорьевич Писахов – живописец Русского Севера».

Хотя работа над проектом содержит определенные трудности, она предполагает максимум условий для проявления творческих способностей учеников, росту мотивации к изучению предмета. А ИКТ позволяют сделать процесс обучения более эффективным, интересным и приближенным к требованиям сегодняшнего дня. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга. На каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться», и тогда через  постижение красоты мира придет понимание его законов, его правил, его системы.

Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых

Список литературы

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся//Завуч -  2005. - №6.

2. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности//Практика административной работы в школе - 2006. - №7.