Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«ВВЕДЕНИЕ  НОВЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор учитель высшей квалификационной категории

Севостьянова Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Семикаракорск

2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_1_sentyabrya_2011.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

           С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые образовательные Стандарты начального общего образования. Предусмотрено поэтапное введение ФГОС, поэтому   нововведение коснется  только первоклассников, ребята  2 – 11 классов продолжат обучение по Стандартам  2004 года.  С чем связано введение новых Стандартов и  какие изменения ожидают будущих первоклассников и их  родителей?

        Современное общество  характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением  новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Развитие  средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

        В чем же теперь заключается роль школы?  Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении которых  школе замены  нет.

 Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения  школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго поколения.

      Зачем нужно было разрабатывать и вводить новые стандарты?

Необходимость введения нового стандарта связана с решением задач социально-экономического развития страны, построением инновационной экономики и гражданского общества. Россия должна сделать рывок в своём развитии. А для этого нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения. Поскольку меняется время, должны меняться и цели образования и само образование. Нужно воспитывать самостоятельного инициативного человека, умеющего ставить цели и знать, как их реализовать.

       В чём суть стандартов второго поколения и чем они  отличаются от предыдущих  стандартов?

1)  Значительно расширены функции и круг пользователей стандарта.

Стандарт фиксирует, что образование перестало быть «закрытой системой», «вещью в себе». Новый стандарт рассматривается как общественный договор между обществом, государством и семьёй. Несмотря на то, что реализацией стандарта должны заниматься представители системы образования, органов государственной и муниципальной власти, у него много других адресатов, в числе которых некоммерческие организации, родители.

2) Изменилась структура стандарта.

Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания  (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения, навыки).

В стандарте нового поколения содержание образования подробно не прописано. Новый стандарт – это совокупность трёх систем требований:

- требования к структуре основных общеобразовательных программ;

- требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (предметным, метапредметным, личностным);

- требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (кадровым, материально-техническим, финансовым, информационным).

Впервые в стандартах образования выдвинуты требования к материально-технической базе кабинетов. Раньше новшества касались только программ, а теперь в законе чётко прописано, что именно должно быть в учебном классе. И это не только учебники и наглядные пособия. Активное использование информационно-коммуникативных технологий и системно-деятельностный подход предполагает специальное оборудование. Школа должна быть подключена к Интернету, оборудовано рабочее место учителя с компьютером и компьютеры для учеников.

3) Изменилось представление об образовательных результатах.

   По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные или их ещё называют универсальные результаты (те, которые помогают учиться), такие как умение ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать в команде и многие другие.

4) Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

      Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы. Поэтому обязательной частью учебного плана станут часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся.

5) Значительно расширена часть основной общеобразовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса.

   Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понять, на какой результат нацелена школа.

6) Изменится оценка знаний.

    Регионам дано право самим выбирать систему оценки знаний

Вполне возможно, что появится  «зачтено» вместо привычных отметок.

Новые результаты должны достигаться новыми средствами, а учебник – одно из важнейших средств обучения.

С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.

Сегодня у учителя есть возможность выбирать учебник и другую учебную литературу, и в переходном периоде вполне возможно, что он воспользуется не одним учебником.

- Дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Дело в том, что стандарт 2011 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

- Но ведь и раньше школа формировала личностные качества, и раньше стоял вопрос об улучшении условий образовательного процесса.

- Да, но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Новизна стандарта в том и заключается, что все эти требования теперь описаны в одном документе.

Мы всегда много говорили о важности внеклассной работы, при этом она находилась за пределами всяких нормативных документов, в стандарте 2004 года о ней вообще речи не было. Продвинутые школы уделяли большое внимание внеклассной работе, упоминали о ней в своих программах развития, но были и такие школы, которые не придавали этому особого значения, хотя и там открывались кружки после уроков, группы продленного дня. Теперь же нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь.

- Принципиальное новшество, введенное Законом, - требования к условиям реализации основных образовательных программ. Как они сформулированы в новом стандарте?

- Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно, и ответственность за создание условий в зависимости от имеющихся средств несет директор школы и учредитель, то есть в большинстве случаев муниципалитет.

Если требования не соблюдены, то и результат будет другой. В данном стандарте была предпринята попытка сформулировать условия функционально: например, не указывать, какие конкретно карты должны быть в каждом кабинете географии, но определить, чему должен научиться ребенок с помощью этих карт. В этой ситуации одна школа может приобрести традиционные бумажные карты, а другая – предложить детям электронные карты, которые можно анализировать с помощью компьютера, интерактивной доски, интерактивной парты.

В стандарте описываются требования – к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. Особенно важны требования к кадрам. При этом известно, что с качеством педагогических кадров в нашей стране дела обстоят не очень хорошо: средний балл ЕГЭ, с которым в этом году абитуриенты поступали в педагогические вузы, невысок, и далеко не все эти абитуриенты идут в педагогику по призванию. При этом, конечно, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны добротные методические пособия, описывающие каждый шаг и позволяющие работать на достижение результатов, а для других – ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс.

- Сумел бы реализовать данный стандарт учитель 1980-х годов?

- Если он использовал бы только те средства, которые были доступны в 1980-е годы, то нет. Если же он начнет работать в современных условиях и пройдет соответствующую подготовку, то да, сумеет. Двадцать лет назад речи не было об информационно-образовательной среде, тогда только самые передовые учителя и школы задумывались о компетентностном подходе и метапредметных результатах - учитель действовал в рамках известной триады «знания – умения – навыки». Были попытки проведения интегрированных уроков – например, конкретный период на уроках истории изучался одновременно с литературой и музыкой этого периода, но это вряд ли можно было назвать метапредметным подходом, просто учителям хотелось, чтобы дети лучше поняли темы из разных предметов в их сочетании. Теперь же стандарт дает учителю понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.

Прочитав стандарт, директор школы, ее учредитель поймут, каким должен быть результат и условия его реализации, а родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет.

- Какова здесь грань между желаемым и действительным? Можно нарисовать портрет идеального выпускника, что и было сделано разработчиками стандарта, но вряд ли каждая школа с 1 сентября 2011 года начнет готовить исключительно таких людей.

- Портрет выпускника – это, действительно, идеал, к которому школа должна стремиться. Именно таким мы все вместе, то есть общество, хотим видеть каждого ребенка – почему бы не зафиксировать наши представления? А требования к результатам более конкретны, и школа обязана их достичь.

- В одной из версий проектов стандарта было сказано, что выпускники начальной школы должны уметь использовать в своих выступлениях аудио-, видео- и графические изображения. Очевидно, на этапе доработки стандарта было решено, что это явно завышенное требование?

- Современные дети - другие. Если 15 лет назад мы не знали о существовании мобильных телефонов, то сегодня это реалии нашей жизни. Компьютер для детей - привычный инструмент, среда обитания, а их учителям для освоения компьютера приходилось переживать чуть ли не психологическую драму. Наверное, не стоит считать использование аудио- и видео- в выступлениях обязательным требованием к четверокласснику, все-таки нужно соотносить требования с возрастными особенностями, и потому целесообразнее говорить о приобретении первоначального представления о компьютерной грамотности. Но, на мой взгляд, у современных десятилетних детей тут проблем не возникнет.

Наверное, школе придется приложить больше усилий для достижения личностных результатов – например, развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций. Уровень достижения этих результатов нельзя объективно «померить», но их можно увидеть. В советские годы их отражали в характеристиках, хотя требования к качествам личности не были сформулированы как требования к результатам образования.

Это основные моменты, о которых хотелось бы сказать.   При переходе на новые стандарты будут и проблемы, и вопросы, но все они разрешимы. Уже сейчас в школе идет большая подготовка по введению новых ФГОС. Педагоги детально изучают нормативно-правовую базу, учебно – методическую литературу, проходят специальное обучение.                                                             Но всем нам  необходимо понимать, что в новых стандартах не содержится каких – либо революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в начальной школе  по – прежнему  будут  учить читать, писать, считать, только делать это мы должны в ногу со временем.