Взаимодействие семьи и образовательного учреждения...

В статье рассказывается о том, как происходит взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

       

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

                                 Выполнил: Шувалова Л.В.,

                                         заместитель директора по

                                         воспитательной работе

                                         МОУ СОШ с. Столыпино

 

        Как бы серьёзно ни продумывались формы воспитания учащихся, его цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка, а роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить.

         Сейчас, как и всегда, проблема о взаимодействии семьи и образовательного учреждения в интересах ребёнка является наиболее актуальной.

         Родители для ребёнка всё: источник эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Часть своей роли семья передаёт школе, поэтому реализация воспитательных целей возможна лишь при том условии, что школьные требования поддержаны авторитетом родителей.

         Как зарабатывается этот авторитет? Неизменным педагогически тактичным отношением всех учителей и сотрудников школы к родителям. Высокой деловой квалификацией учителей, подкреплённой совершенствованием профессионального мастерства, их моральным и культурным уровнем, наличием в школе единых требований. В школе учителя хорошо знают  Закон РФ об ответственности за жизнь, здоровье и воспитание детей до их совершеннолетия и знакомят с ним родителей. В рамках этого Закона при зачислении ребёнка в школу с родителями заключается договор о взаимных обязанностях сторон.

         Для их выполнения семье требуется квалифицированная помощь педагогов, а учебное заведение и его педагоги обладают реальными возможностями в оказании социально-педагогической помощи родителям в формировании благоприятных нравственных и эмоционально-психологических отношений со своими детьми, усилении позитивных влияний на становление личности сына или дочери.

         Воспитательный процесс в школе более целенаправлен и рационален, чем в семье. Цели воспитания здесь определяются едиными программами воспитания и обучения, в которых отражены потребности общества и государства. В своём стремлении к взаимодействию школа должна учитывать приоритетность семьи в формировании личности ребёнка. В то же время и педагоги, несомненно, несут ответственность за результаты воспитания, и их усилия вносят существенный вклад в формирование личности каждого ребёнка. Учитель, классный руководитель, педагог-психолог имеют возможность квалифицированно помогать родителям, создавая у них потребность в соответствующем взаимодействии.

         Классный руководитель – главная фигура в работе с родителями. Прислушайтесь к разговорам родителей и заметите, что, рассуждая о школе, они говорят, как правило, о классном руководителе. Если удовлетворены, то сыну «повезло» с классным руководителем, если огорчены, то классный – «слабый». Мы стремимся строить свою работу на тесных контактах классных руководителей с родителями ученика. Именно через него выявляются разногласия и непонимание между семьёй и школой, именно он прежде всех помогает родителям в вопросах воспитания, взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. Именно через него реализуется единство воспитательных воздействий семьи и школы. Классный руководитель старается, чтобы родители их учеников стали помощниками и союзниками в воспитательном процессе. Для этого он, прежде всего, обязан соблюдать элементарные, но эффективные правила.

- На родительских собраниях никогда не жаловаться на ребёнка.

- Ни при каких обстоятельствах не предлагать родителям «принять меры», если ребёнок ведёт себя в школе не так, как надо.

- Разговор с родителями вести только как уважительное и спокойное обсуждение проблем, связанных с их ребёнком.

- Не писать в дневнике замечания.

- На классные праздники приглашать обоих родителей всех без исключения учеников класса.

         Классные руководители неоднократно проводят тестирование, анкетирование и наблюдения с целью изучения взаимоотношений в семье, после этого составляют портрет семьи и выбирают способы и методы работы с родителями. Стараются вовлечь их во все классные и общешкольные мероприятия. Сначала приглашают в качестве зрителей, а потом зовут поучаствовать, помогая своему ребёнку. Инициируют как можно больше совместных дел, чтобы родители чаще бывали с детьми и могли наблюдать за ребёнком, оценивая его взаимоотношения со сверстниками, поведение и отношение к делу. Положительные результаты дают смотры знаний и умений, организуемые для родителей: на их обозрение выставляют лучшие тетради, дневники и рукоделия учащихся. Обязательно привлекаем родителей к определению уровня воспитанности учеников:  объективность оценки становится выше, если в диагностике участвует сам ученик, одноклассники, учитель и родители.

         Родители, отдавшие детей учиться в данную школу, должны доверять её учебно-воспитательной программе, а также учителям как преподавателям и воспитателям. Они имеют право на информацию об учебно-воспитательной программе школы, об успеваемости и дисциплине ребёнка, но непосредственно не вмешиваются учебно-воспитательный процесс, в конфликты между детьми в школе. Считаясь с замечаниями и предложениями учителей по поводу воспитания и обучения ребёнка, они принимают соответствующие меры. Со своей стороны, педагоги предоставляют родителям всю информацию, уважают их право на собственные взгляды и убеждения по поводу воспитания ребёнка, но высказывают и свои замечания и предложения.

         Такие отношения, думается, помогут добиться взаимопонимания, а от него – прямой путь к взаимодействию. Оно нам видится в том, что родители и педагоги являются равноправными партнёрами в воспитании. Возникающие между ними конфликты и противоречия не игнорируются, а цивилизованно разрешаются.

         Взаимодействие семьи и школы будет эффективным только в том случае, если одновременно с разработкой и соблюдением правил используются и внутренние способы. К ним относятся индивидуальные (консультации),  и групповые (семинары, тренинги) занятия с учителями и родителями.

         Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, её отношение к школе и переменам в образовании. Педагогам нужно знать и семейные традиции, которые чаще всего остаются за гранью исследований, а ведь именно они создают дух семьи, определённую атмосферу взаимодействия. Родители ребёнка перенимают эти традиции от старших поколений (это даёт им чувство «хороших детей»), и в то же время продолжают их в своей семье (это даёт им чувство  «хороших родителей»). Постепенно в семье создаются и новые традиции, которых не было раньше (и это укрепляет чувство «собственной семьи»). Уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих учеников тоже способствует укреплению взаимопонимания между учителями и родителями. На занятиях по истории и культуре учитель даже может поднимать такие темы, как «История моей семьи» или «Профессия моих родителей».

          В педагогической работе с родителями часто используется стандартный подход ко всем родителям. А ведь перед нами разные семьи, и в каждой свои особенности. Некоторые родители ждут от учителя подсказки и совета и охотно идут на сотрудничество. Другие, лишь выслушав упрёки за свою «неправильную заботу» о ребёнке, начинают дружить со школой. В каждой семье свои проблемы, свои конфликты, которые ребёнок приносит в школу. Если мы хотим помочь ребёнку, мы должны, прежде всего, постараться понять суть проблемы родителей. Только после того, как мать или отец почувствуют, что наш интерес относится также и к ним, они смогут проникнуться к нам доверием. А без доверия невозможно плодотворное сотрудничество.

         Работа с родителями всегда трудна, в ней немало сложных ситуаций, которые школа далеко не всегда может разрешить в одиночку. Привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность в подходе к ребёнку, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое разрешение конфликтов – всё это важнейшие условия положительной репутации школы среди родителей. Репутация школы определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия. Формальные, неинтересные классные и школьные родительские собрания лишь отбивают желание родителей бывать в школе, и , напротив, заинтересованное отношение к родителям, умение в каждом ученике увидеть положительное начало, заметить успех, привлечение к общественным делам – всё это способствует росту авторитета школы и желанию родителей помогать ей.

         Формы участия родителей в жизни нашей школы очень разнообразны и эффективны. Родители свободно взаимодействуют с директором, завучем школы, со специалистами всех профилей.

         С помощью родителей нам удалось сделать ремонт в классах.

         Мы, учителя, и родители наших учеников прекрасно понимаем, что только общее творческое сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной и радостной. Отсюда вытекает разнообразное содержание работы: посещение уроков родителями, организация учебных и обзорных экскурсий, помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий. Родители привлекаются к организации совместных вечеров, встреч, спортивных соревнований.

         Конечно, нет двух одинаковых школ, как нет двух похожих директоров или педагогических коллективов, тем более – двух одинаковых семей. Каждый год в школу приходят новые родители, которые выросли в другое, чем мы, время и, естественно, они требуют иного отношения к себе. Не все направления сотрудничества с родителями могут быть реализованы сразу и в полной мере. Но, возможно, эта статья подтолкнёт читателей к поиску новых решений давней проблемы, к размышлению, рефлексии, созданию стратегии взаимодействия с семьёй.

         Нам, педагогам, необходима помощь родителей в решении чисто учебных задач, в нравственном воспитании, особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. Нам важно и их участие в решении материальных проблем.


 

Комментарии

Сейчас, как и всегда, проблема о взаимодействии семьи и образовательного учреждения в интересах ребёнка является наиболее актуальной.