«Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию».

Рыженко Елена Владимировна

Современная система аттестации преподавателя  должна ориентироваться на повышение качества  образования, кроме того, она должна содействовать профессиональному развитию преподавателей и мотивировать его на научные достижения и карьерный рост. В условиях модернизации системы  образования России очень важно новые объективные технологии в системе аттестации педагогических кадров. Это связано с тем, что качество образования в  школе напрямую зависит от качества образовательных ресурсов. Электронное  портфолио преподавателя позволит создать электронную папку научных и преподавательских достижений преподавателей,  включить в систему аттестации профессиональное сообщество, а не только администрации, сделать процесс аттестации преподавателя открытым и объективным.

Труд преподавателя связан с ежедневной практикой в образовательном пространстве школы. Поэтому и оценка его эффективности должна оцениваться достоверными методами, а не устаревшими формами традиционной аттестации, с формальными статистическими показателями.

В качестве эффективного метода аттестационной оценки труда преподавателя можно рассматривать метод электронного портфолио.

 Электронное портфолио может использоваться в образовании  для разных целей:

ü    презентации,

ü    оценивания,

ü    развития,

ü    рефлексии.

Кроме того портфолио является разновидностью аутентичного оценивания, ориентированного на результат и развитие.

Электронное портфолио как технология разработана для сбора и использования артефактов и результатов профессионального развития в виртуальной среде, предполагает демонстрацию и развитие компетентностей, знаний и навыков. Е-портфолио служит для

хранения в электронном архиве разнообразных данных, среди которых могут быть:

•                    Результаты профессионального развития (формальные и неформальные).

•                    Рефлексия /рефлексивные практики.

•                    Документы, отчеты, ссылки.

•                    Планы (карьерные, личные).

•                    Сертификаты и дипломы.

•                    Документальные подтверждения (внешняя оценка).

•                    Фото, видеофайлы  и др.

Технология е-портфолио может использоваться для поддержки:

• планирования карьеры;

• неформального и формального одобрения, признания;

• повышения квалификации;

• трудоустройства.

На мой  взгляд,  технология электронного портфолио является инструментом мотивации и профессионального развития для самого разработчика - преподавателя. А для администрации образовательных учреждений, е-портфолио могут служить бесценным источником объективных данных для разнообразной аналитики и приятия управленческих решений.

• E-портфолио  преподавателя предоставляет возможность администрации объективно оценивать деятельность преподавателя, а также, соответствующими способами, поддержать успехи и предпочтения педагогов.

• Технология е-портфолио обладает потенциалом катализации и интеграции в электронном пространстве профессиональных сообществ, демократизации процедур внешней оценки и внешнего признания с открытостью для широкой аудитории содержания индивидуальных достижений.

Разработка собственного е-портфолио позволит провести ревизию и учет своих научных, педагогических, методических, общественных и личностных достижений, занять рефлексивную позицию. Это должно помочь повысить самооценку с одной стороны, а с  другой, - понять свои проблемы и дефициты, оценить ресурсы личностного и профессионального развития. Создание, модификация, изменение индивидуального е-портфолио будет способствовать развитию внутренней мотивации на профессиональные достижения. По- моему  мнению,  работа над электронным портфолио также способствует развитию информационной, презентационной и коммуникативной компетентностей, а также мультимедиа компетентности педагога. Всегда вперёд! Остановишься – обгонит время!