Как работать с образовательным запросом ученика?

Академия профессионального развития

Образовательный заказ семьи и ученика - основа деятельности школы. Об учёте запроса всех субъектов образования речь идёт в государственных стандартах.

Сегодня нет готовых решений, которыми могла бы воспользоваться школа при изучении и работе с образовательным заказом семьи и запросом учеников. Поэтому есть возможность разработать свои алгоритмы действий, что и делают многие школы.

Проблемы изучения образовательного заказа руководители российских школ обсудили на вебинаре "Школа на пути к удовлетворению образовательного заказа: алгоритмы действий", который 24 апреля 2015 года провела Мария Юрьевна Чередилина.

В ходе вебинара были предложены два алгоритма работы. В презентации, расположенной ниже представлен один из них - алгоритм работы с ученическими запросами.

По мнению Марии Юрьевны, по отношению к ученикам необходимо использовать термин "образовательный запрос", а по отношению к родителям - "образовательный заказ". Дело в том, что ученик - непосредственный участник образовательной деятельности. Он находится внутри и не может формулировать заказ. Выступая в качестве субъекта образовательной деятельности, он может запрашивать необходимые ресурсы.
 



Над этим стоит подумать!

*******

В ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нет термина "заказ". Один раз в статье 83 встречается термин "образовательные потребности и запросы", который в тексте закона относится к профессиональному образованию.

Закон оперирует понятиями интересов, потребностей и возможностей обучающихся.

 

*******

Запрос учеников и семьи - не постоянный, он меняется. На это ориентирует ФГОС. Однако запрос нельзя назвать приоритетом. Он упоминается во ФГОСах совместно с возможностями образовательной организации, спецификой региона и так далее.

 

*******

Важность изучения запроса учащихся заключается в том, что дети обычно не знают, кому направить этот запрос. Им проще обратиться к сверстникам.

Особенно сложно "увидеть" запросы к условиям обучения. Мы не знаем, используя какие инструменты их можно увидеть и как затем интерпретировать.

 

******

Должна ли школа помогать родителям ориентироваться в педагогических понятиях?

Если школа самоопределилась, имеет своё лицо, вектор движения и развития, она должна вести диалог с родителями, разъясняя, что и как делается. Этот диалог обязательно включает и обучение родителей.
 

*******

Родители чаще всего не видят школьных ресурсов, которые могли бы удовлетворить запрос ребёнка. Поэтому школа должна предъявлять информацию о существующих ресурсах, создавая навигаторы - письменные и устные.
 

******

В своей работе современная школа должна не противостоять родителям и ученикам, а задействовать концепцию win-win, которая предполагает, что обе стороны от принятых решений выиграют.
 

=========================================================================

Полную версию вебинара можно приобрести, заполнив форму заявки.

В комплект входят:

  • видеозапись вебинара;
  • презентация, состоящая из 80 слайдов;
  • пакет документов (Договор на обучение по индивидуальному плану, Договор на аттестацию в форме экстерната, документы о семейном образовании и самообразовании, Положение о семейном образовании и самообразовании, Образец договора на очно-заочное обучение и другие.