Использование оценивания для повышения качества образования
В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных организаций, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием, решение которой невозможно без повышения мотивации к учебной деятельности всех участников образовательной деятельности.
Задача школы выбрать такие рычаги, которые настроят школьника на достижение максимально возможных результатов в учебной деятельности. В связи с чем предлагаю эффективную, удобную и понятную модель учёта личностных достижений учащихся, которая связывает оценивание образовательных результатов с индивидуальным приращением знаний, умений и компетентностей учащегося и создает условия для получения опыта самоанализа, планирования и реализации процесса собственного обучения, что приведет к повышению качеств образования каждого школьника в отдельности и всего ученического коллектива.
Концепция выстраивания модели учета личностных достижений включает учебную деятельность, дополнительное образование и внеурочную деятельность школьников при педагогической поддержке и психолого-педагогическим сопровождением.
Актуальность разработки и внедрения данной модели обусловлена необходимостью повышения образовательного уровня школьников, создание условий для формирования личности обучающегося, ее саморазвития и самореализации в условиях системы непрерывного образования.
Содержание проекта модели отражает особенности современной образовательной ситуации – нацеленность на развитие личностных компетентностей учащихся разных возрастных групп, соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Модель учета личностных достижений школьников (далее-- Модель) направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отследить процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Модель является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных, которые реализуются в рамках Модели и предполагают: поддержку высокой учебной мотивации школьников; формирование умения проводить самооценивание и самоанализ; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения. Один из основных компонентов Модели является Карта учета личностных достижений учащихся, которая сформирована в виде таблицы (приложение №1)
На основании анкетирования участников образовательной деятельности и проведения мониторинга показателей учебной деятельности, которые родители и учащиеся предложили включить в карту учета личностных достижений школьников, методическим советом школы было принято решение определить в качестве основных показателей деятельности школьников, которые подлежат учету, следующие: учебная деятельность, познавательная деятельность, социально-значимая деятельность, творческая деятельность, спортивная деятельность, соблюдение требований внутреннего распорядка.
Фиксация результатов деятельности производится в индивидуальной карте учета личностных достижений, которая сформирована в виде таблиц (приложение №1).
Результаты оцениваются в баллах от 1 до 5 по каждому показателю (зачетный балл) в соответствии с критериями оценивания, которые имеются в таблице.
Таблица №1 заполняется классным руководителем лично, со 2 по 6 – школьником с помощью родителей при поддержке классного руководителя. Максимальный балл, который возможно получить по каждому показателю в отдельности -5 баллов, максимальный балл – 30 (6 таблиц показателей деятельности школьников).
В учебной деятельности (таблица 1)отслеживается успеваемость школьников по предметам, изучаемым в соответствии с учебным планом.
в таблице 2 учитывается познавательная деятельность: по участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах, работа в научно-исследовательском обществе учащихся школы.
Социально-значимая деятельность (таблица 3) включает учет участия школьников в мероприятиях гражданско-нравственной направленности, в общественно-полезном труде, и было принято решение учитывать отдельно значимые мероприятия для школы и учащихся - выполнение классного поручения и сбор макулатуры.
В таблице 4 отражена реализация возможностей школьников в спортивной деятельности: участие в ГТО, соревнованиях разного уровня, олимпиадах и конкурсах спортивной направленности
Результат творческой деятельности школьники отражают в таблице 5. Здесь также важны участие в конкурсах, фестивалях, школьных мероприятиях, занятия в кружках и секциях спортивной направленности.
В таблице 6 ведется фиксация соблюдения требований внутреннего распорядка (школьная форма, отсутствие опозданий в школу, ведение дневника успеваемости, дежурство по школе и сохранность учебников).
По каждому показателю после вычисления зачетного балла, школьники делают вывод о степени реализации своих возможностей по каждому показателю и ставят перед собой цели на следующий учебный год по корректировке личностного результата.
После проведения анализа своей деятельности школьники составляют самоанализ, с которым они выступают перед своими одноклассниками. По результатам проведенного анализа, набравшие зачетный балл 25-30 будут поощрены администрацией школы в виде размещениях их фотографий на сайте школы, бесплатным билетом в музей, кино и т.д., родители –благодарственными письмами.
Карта учета личностных достижений дает учащимся возможность проследить свой личностный рост, провести анализ использования своих образовательных потенциалов, наметить план по их реализации в следующем учебном году
Считаю, что предложенная модель учета личностных достижений школьников реализует системно-деятельностный подход, который обеспечивается содержанием и критериями оценки, выраженные в деятельностной форме, что соответствует требованиям ФГОС общего образования, способствует формированию активной, жизненной позиции учащихся, формирует адекватную самооценку и самоанализ, что приведет к повышению их мотивации к учебе, и, в следствие чего, повысится образовательный уровень учащихся.