Главные вкладки

    Профессиональное выгорание педагогов

     

     «  Профессиональное выгорание учителей »

     

     

     

    Выполнил:  учитель английского языка

    МБОУ СОШ №2 г. Серпухова

    Панченков Алексей Алексеевич

     

     

     

     

    Профессиональное выгорание может произойти в любое время независимо от стажа работы, а вот признаки профессионального выгорания по-разному фиксируют педагог и его окружение в разное время профессиональной деятельности. В начале своего профессионального пути педагог не замечает у себя эти признаки, для окружающих это тоже не так заметно, как в более зрелый период. По истечении пятилетнего стажа у педагогов с синдромом профессионального выгорания могут появляться ощущения, что что-то не так, они испытывают дискомфорт на рабочем месте, и это становится очевидным для окружающих. Удивительно, но при большом стаже работы педагог перестает отмечать у себя признаки профессиональной деформации, тогда как для окружающих это становится более заметно.

     

    Кроме того, в проведенном исследовании было отмечено, что:
        более 76% педагогов имеют ненормированный режим питания;
        более 90% учителей испытывают на работе нервно-эмоциональное напряжение, причем они не могут полноценно после этого отдохнуть ночью;
        четвертая часть педагогов отмечает 5-часовую продолжительность сна, еще чуть более 70% сообщают, что их сон длится от 6 до 7 часов,. 

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что это исследование проводили в Москве, респондентами выступили столичные учителя - работники московских школ, которые на сегодняшний момент не испытывают трудностей в поиске учебных материалов и имеют хорошо оборудованные рабочие места для проведения занятий на высоком уровне, широкий спектр возможностей как для их развития и личностного самосовершенствования, так и профессионального развития. Однако представленная картина показывает, что этого недостаточно, что необходимо говорить о профилактике и коррекции профессионального выгорания педагогов.
     

     


    1.     Кто виноват, что происходит профессиональное выгорание? 
          Почему есть немалое количество педагогов, которые через 5-7 лет после начала своей профессиональной деятельности начинают задумываться о смене профессии? 
          Почему у вчерашнего энтузиаста пропадает интерес к работе и он превращаются в урокодателя?
          Почему педагоги, такие улыбчивые в начале учебного года, начинают становиться агрессивными уже к окончанию первой четверти, а то и срываться на учеников и коллег?
      На них каждый из нас должен дать в первую очередь себе ответ на эти вопросы.
      А вот ответы на вопрос, что можно сделать, чтобы минимизировать риски профессионального выгорания, надо искать всем миром. Этот вопрос необходимо задать властям, учреждениям профессионального образования и переподготовки педагогических кадров, руководителям образовательных организаций, в которых работают педагоги, профсоюзной организации и самому учителю.
      Качество жизни - возможность предотвращения синдрома профессионального выгорания. Его обеспечивают в первую очередь:
          решение жилищных проблем педагогических работников, в частности, выполнением ФЗ-273 (ст. 47 п. 5);
          стабильность и конкурентоспособность уровня оплаты труда;
          создание условий для психологической разгрузки педагогов (необходимость сегодня - создание психологических центров для помощи педагогам);
          организация возможностей для сохранения и укрепления здоровья педагогов и обеспечение их отдыха;
          обеспечение высокого статуса педагогической профессии - все это в силах властей.
      К сожалению, эти проблемы в отношении различных профессиональных групп, в том числе педагогов, не решают совсем или решают очень слабо, это отдано в руки самого педагога: заработная плата выросла, так купи себе все сам.     На самом деле даже московский учитель со средней заработной платой в 70 тысяч рублей не может без особых условий, без помощи государства или Правительства Москвы купить себе квартиру, съездить с семьей на отдых или получить без очереди и напряжения высококачественную медицинскую помощь.
      Необходимо, чтобы профильные учебные заведения и курсы повышения квалификации:
          внесли в учебный план дисциплины и тренинги по повышению стрессоустойчивости, конфликтологии, сохранению психологического здоровья;
          формировали компетенции учителя, обозначенные в профессиональном стандарте педагога, особенно в областях возрастной психологии детей, здоровьесберегающих технологий и вопросах инклюзивного образования.
      Руководитель образовательной организации может и должен:
          проводить грамотно профессиональный отбор, расстановку и ротацию кадров;
          рационально распределять нагрузку;
          способствовать повышению квалификации педагогов, которая включает траекторию профессионального развития и карьерного роста;
          обеспечивать безопасность и хорошую оснащенность рабочего места;
          не загружать учителя лишней отчетностью, а следовательно, не повышать занятость и без того загруженного учителя;
          создавать систему мотивации работников, включая поощрение и награждение работников;
          обеспечивать для педагога ситуацию успеха и поддержки со стороны коллег;
          создавать и развивать корпоративную культуру;
          обеспечивать психологическую разгрузку педагогов, создавая места отдыха для педагогических работников (создание кабинета психологической разгрузки в каждом здании образовательной организации).
      К сожалению, начало каждого учебного года для многих педагогов - время стресса. Так бывает, когда неожиданно меняют нагрузку, а то и должность, когда меняют режим рабочего времени без достаточных оснований. Все это отражается на учителе и его учениках, и здесь на помощь педагогу может и должна прийти профсоюзная организация:
          отслеживая условия труда работников (рабочие места, графики работы, нагрузку), выполнение работодателем трудового законодательства и других нормативных актов, касающихся особых условий труда;
          участвуя в организации повышения квалификации педагогов, их аттестации;
          отслеживая и участвуя в организации медосмотров; 
          создавая доброжелательный климат в коллективе;
          организуя проведение тренингов психологической разгрузки, снижения стрессоустойчивости, профилактики эмоционального выгорания вместе с администрацией;
          предлагая социальные программы членам профсоюза по организации отдыха, досуга и укрепления здоровья;
          разрабатывая совместно с администрацией дружелюбные по отношению к работнику локальные нормативные акты;
          формируя и развивая корпоративную культуру.
      Конечно, многое зависит от самого педагога, поэтому он должен

     

    - Быть открытым для нового;

    - повышать собственную самооценку

    - участвовать в семинарах, конференциях, съездах, обмениваться опытом;
    - не бояться отстаивать свои позиции;
     -  владеть технологиями тайм-менеджмента;
     -  владеть технологиями планирования и контроля собственной траектории профессионального развития;
     - встречаться и общаться с людьми не только своей профессии;
     -  повышать свою квалификацию; 
     - при необходимости пользоваться правом на длительный отпуск.