Опыт организации рабты с одарёнными детьми

Подгайко Елена Николаевна

 

Опыт организации работы с одарёнными детьми.

(Нет детей бесталанных)

 

Сейчас, когда к личности выпускника предъявляются особые требования и не  на последнем месте находится уровень его  интеллектуальных возможностей   особенно  важно  для педагога умело организовать систему работы  по выявлению и развитию детской одарённости. Я  подчёркиваю по выявлению, так как именно этот вопрос  является  основой  последующего успешного развития ребёнка, реализации заложенных в нем потенциальных возможностей.

На первом месте, по возрастному признаку и по  логической последовательности, на мой взгляд, стоит проблема создания сильной и устойчивой мотивации изучения предмета. Для этого могут использоваться и занимательное изложение материала, и  различные артефакты, и активные и интерактивные занятия,  исследовательские и творческие задания и занятия.  Всё это время учитель не только преподает предмет, организовывает учебную и внеучебную деятельность учащихся, но и наблюдает за детьми, выявляет  их особенности и возможности их  дальнейшего развития. Особое значение на данном этапе работы, так же как и на всех этапах поддержки потенциальных возможностей ребёнка является создание ситуации успеха. Поддержка, похвала, направляющая помощь – всё это не только помогает довести начатое до конца, но и поверить в собственные силы,  помогает ребёнку раскрыться, поверить в свои силы, возможности.

Следующим важным звеном работы педагога является  вопрос индивидуализации и дифференциации  процесса обучения. На основе имеющегося уровня развития каждого ребёнка учитель предлагает различные задания: одному -  подготовить сообщение на определенную тему, другому - найти в словарях объяснение непонятных слов, третьему – написать небольшое сочинение и т.д. Всё это позволяет активизировать уже известные умения ребёнка, выявить его потенциальные возможности и работать над  их  развитием. Особенно успешным средством, на мой взгляд, является  практика доверия ответственных поручений. Сознание собственной значимости, а может и незаменимости в большей степени позволяет сформировать такие качества как ответственность, самостоятельность, инициативность. Участие ребёнка в индивидуальных и коллективных проектах, достижение в результате этого участия определённых положительных результатов дает ребёнку опыт успешной деятельности, возможность самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой авторитет.

Обучение всегда сочетается с учением, т.е.   с самостоятельной деятельностью ученика,  опирается на природосообразующую составляющую ребёнка.  Каждый учитель  воздействует и развивает не только мышление, но и  воображение, развивает его через эмоции.

Для успешного развития воображения  детей, особенно школьников с преобладанием функций правого полушария,  учитель должен помнить о необходимости включения в работу на занятии  трёх каналов ребёнка: кинестического, аудиального, визуального.  Это дает возможность включить в работу всех учащихся, с  каким бы преобладающим каналом восприятия он не был, а кроме этого  развивать все остальные каналы восприятия.

В этом случае,  прежде всего, необходимо помнить, что визуальный тип – это те дети, кто лучше воспринимает информацию благодаря зрительным образам, а значит, учитель должен использовать различного рода наглядность в виде, компьютерных презентаций и особенно эффективными являются ролевые игры с представлением какого-либо сюжета, явления. Видеосюжеты, картины, портреты, иллюстрации замков, фигурки жителей средневековых жителей городов и замков и т.д.  – всё это  предназначено для визуального восприятия учащихся.

 Аудиальный тип людей лучше воспринимает звуки, речь, а значит, для этих учеников лучше будет услышать объяснение учителя, чем работать с текстом. Для   таких детей  необходимо организовать чтение текста документа, учебного материала, комментирование его, пересказ отрывка и т.д.

Кинетический тип восприятия основан на том, что мы чувствуем: ощущение кожи, внутримышечные ощущения. Еще о таких людях говорят, что и них память на движения. Восковые дощечки, старинные монеты, каменный уголь с отпечатками  древних растений  на уроках по истории Древнего мира предназначены для активизации обучающихся с китетическим типом восприятия.  Наиболее эффективным средством является совместное   - учеников с учителем  - создание учебных наглядных пособий.  Например -  картонный или спичечный средневековый замок, кроссворд (как раздаточный материал), информационная газета («История выборов на Дону») и т.д.

Понятно, что в чистом виде типы такие встречаются редко, но что-то одно у человека часто преобладает над остальным. Поэтому на занятиях, для того, чтобы успешно реализовать развивающие задачи необходимо помнить о смене деятельности обучающихся. И эта смена деятельности должна включать различные способы включения учащихся в образовательный процесс.

Роль  учителя в процессе организации учебной деятельности, нацеленной на выявление и развитие одарённости детей  сложна и многогранна. В настоящее время, видимо, следует чаще использовать   так называемую информационно-образовательную среду обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет.

Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель  могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства вербальные причем не только слово учителя, визуальные -  электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства и т.д.

Вопрос развития мышления особенно актуален сегодня при выполнении учащимися заданий ЕГЭ области «С». Вопросы на сравнение исторических, обществоведческих понятий высказывание собственной позиции, подтверждение её  – всё это требует от учащегося понимания и свободного владения такими методами как  анализом, синтезом, полным однолинейным сравнением, доказательством и опровержением. Работа по формированию  данных умений осуществляется на уроках постоянно, но она не может учесть индивидуальные особенности каждого ученика в полной мере, поэтому значительные успехи достигаются при организации индивидуальных занятий с учащимися, когда есть возможность при  изучении какого-либо материала, либо при осуществлении какого-либо проекта следовать  индивидуальной траектории развития ребёнка.

Таким образом, только система, комплекс методов и средств, который выбирает для себя каждый педагог,  позволяет обеспечить развитие каждого ребёнка, его  высокий интеллектуальный уровень.