Опыт организации рабты с одарёнными детьми
Опыт организации работы с одарёнными детьми.
(Нет детей бесталанных)
Сейчас, когда к личности выпускника предъявляются особые требования и не на последнем месте находится уровень его интеллектуальных возможностей особенно важно для педагога умело организовать систему работы по выявлению и развитию детской одарённости. Я подчёркиваю по выявлению, так как именно этот вопрос является основой последующего успешного развития ребёнка, реализации заложенных в нем потенциальных возможностей.
На первом месте, по возрастному признаку и по логической последовательности, на мой взгляд, стоит проблема создания сильной и устойчивой мотивации изучения предмета. Для этого могут использоваться и занимательное изложение материала, и различные артефакты, и активные и интерактивные занятия, исследовательские и творческие задания и занятия. Всё это время учитель не только преподает предмет, организовывает учебную и внеучебную деятельность учащихся, но и наблюдает за детьми, выявляет их особенности и возможности их дальнейшего развития. Особое значение на данном этапе работы, так же как и на всех этапах поддержки потенциальных возможностей ребёнка является создание ситуации успеха. Поддержка, похвала, направляющая помощь – всё это не только помогает довести начатое до конца, но и поверить в собственные силы, помогает ребёнку раскрыться, поверить в свои силы, возможности.
Следующим важным звеном работы педагога является вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения. На основе имеющегося уровня развития каждого ребёнка учитель предлагает различные задания: одному - подготовить сообщение на определенную тему, другому - найти в словарях объяснение непонятных слов, третьему – написать небольшое сочинение и т.д. Всё это позволяет активизировать уже известные умения ребёнка, выявить его потенциальные возможности и работать над их развитием. Особенно успешным средством, на мой взгляд, является практика доверия ответственных поручений. Сознание собственной значимости, а может и незаменимости в большей степени позволяет сформировать такие качества как ответственность, самостоятельность, инициативность. Участие ребёнка в индивидуальных и коллективных проектах, достижение в результате этого участия определённых положительных результатов дает ребёнку опыт успешной деятельности, возможность самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой авторитет.
Обучение всегда сочетается с учением, т.е. с самостоятельной деятельностью ученика, опирается на природосообразующую составляющую ребёнка. Каждый учитель воздействует и развивает не только мышление, но и воображение, развивает его через эмоции.
Для успешного развития воображения детей, особенно школьников с преобладанием функций правого полушария, учитель должен помнить о необходимости включения в работу на занятии трёх каналов ребёнка: кинестического, аудиального, визуального. Это дает возможность включить в работу всех учащихся, с каким бы преобладающим каналом восприятия он не был, а кроме этого развивать все остальные каналы восприятия.
В этом случае, прежде всего, необходимо помнить, что визуальный тип – это те дети, кто лучше воспринимает информацию благодаря зрительным образам, а значит, учитель должен использовать различного рода наглядность в виде, компьютерных презентаций и особенно эффективными являются ролевые игры с представлением какого-либо сюжета, явления. Видеосюжеты, картины, портреты, иллюстрации замков, фигурки жителей средневековых жителей городов и замков и т.д. – всё это предназначено для визуального восприятия учащихся.
Аудиальный тип людей лучше воспринимает звуки, речь, а значит, для этих учеников лучше будет услышать объяснение учителя, чем работать с текстом. Для таких детей необходимо организовать чтение текста документа, учебного материала, комментирование его, пересказ отрывка и т.д.
Кинетический тип восприятия основан на том, что мы чувствуем: ощущение кожи, внутримышечные ощущения. Еще о таких людях говорят, что и них память на движения. Восковые дощечки, старинные монеты, каменный уголь с отпечатками древних растений на уроках по истории Древнего мира предназначены для активизации обучающихся с китетическим типом восприятия. Наиболее эффективным средством является совместное - учеников с учителем - создание учебных наглядных пособий. Например - картонный или спичечный средневековый замок, кроссворд (как раздаточный материал), информационная газета («История выборов на Дону») и т.д.
Понятно, что в чистом виде типы такие встречаются редко, но что-то одно у человека часто преобладает над остальным. Поэтому на занятиях, для того, чтобы успешно реализовать развивающие задачи необходимо помнить о смене деятельности обучающихся. И эта смена деятельности должна включать различные способы включения учащихся в образовательный процесс.
Роль учителя в процессе организации учебной деятельности, нацеленной на выявление и развитие одарённости детей сложна и многогранна. В настоящее время, видимо, следует чаще использовать так называемую информационно-образовательную среду обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет.
Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства вербальные причем не только слово учителя, визуальные - электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства и т.д.
Вопрос развития мышления особенно актуален сегодня при выполнении учащимися заданий ЕГЭ области «С». Вопросы на сравнение исторических, обществоведческих понятий высказывание собственной позиции, подтверждение её – всё это требует от учащегося понимания и свободного владения такими методами как анализом, синтезом, полным однолинейным сравнением, доказательством и опровержением. Работа по формированию данных умений осуществляется на уроках постоянно, но она не может учесть индивидуальные особенности каждого ученика в полной мере, поэтому значительные успехи достигаются при организации индивидуальных занятий с учащимися, когда есть возможность при изучении какого-либо материала, либо при осуществлении какого-либо проекта следовать индивидуальной траектории развития ребёнка.
Таким образом, только система, комплекс методов и средств, который выбирает для себя каждый педагог, позволяет обеспечить развитие каждого ребёнка, его высокий интеллектуальный уровень.