Готовимся к введению нового ФГОСА

Выбрала новую технологию "Технология критического мышления" и пытаюсь внедрять!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

Технология критического мышления - одна из составляющих частей использования интерактивных методов преподавания на уроках истории. Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter - "между"; act — "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Можно выделить несколько методов интерактивного обучения, которые активно могут применяться на уроках истории и обществознания: "мозговой штурм", метод синквейна, кластер, RAFT технологии, Дебаты, ПОПС формула, методика «толстых и тонких вопросов» и др.

      В начале урока целесообразно начинать с «мозгового штурма», чтобы начать мыслительную деятельность у детей. Например: урок в 5 классе «Древнейшая Индия» я начала с этой технологии, и сделала отметку для себя, что ученики уже знают по этой теме, что хотят узнать, и что узнают по окончании урока, сопоставив две колонки таблицы, в конце урока можно сделать выводы.

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

1.Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2.Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). 3.По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила: –  не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции; – продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; – постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?».

«v» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете

«+» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым« - » - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

«?» - Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Например:

Теперь учащиеся на основе имеющихся знаний пробуют заполнить “гроздья” кластера. После обсуждения записей на доске становится ясно, что имеющихся знаний недостаточно.

 «Синквейн»

Происходит от французского « cing» – пять. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1.строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…        

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Другим графическим способом представления изученной информации является прием “Фишбоун”(рыбная кость)

Данный пример позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

-  Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться.