Профилактика суицидов

Уважаемые классные руководители, какие мероприятия по суицидальному поведению провели вы? В нашем лицее прошли классные часы "Ценность жизни". На своей страничке я выложила советы для классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поможем детям!

 (советы классному руководителю по работе с подростками «группы риска»)

Принципы общения с детьми.

   

   1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи необычного поведения - сверхчувствительного, замкнутого или вызывающего.

   2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок выражает своими словами и поведением. Дайте ему дополнительную поддержку, подбодрите его, будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии.

   3. Помогите научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы он просто замкнулся. Научите его разрешать проблему словесно, а не физическим методом.

   4. Проводите с молодым человеком беседу о своих чувствах, выражая Ваши собственные переживания. ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").

   5. Подростков младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им, более точно распознать свои эмоции и справиться с ними. ("Думаю, что ты злишься потому, что ты устал" или "Я знаю, что учитель был недоволен твоей успеваемостью и тебя это расстроило").

   6. Помогите ему научиться успокаиваться самостоятельно, когда он расстроен. Иногда подростку необходимо просто немного времени побыть одному.

   7. Расскажите подростку, что у многих его товарищей подобные проблемы.

   8. Иногда молодому человеку легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Олег, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о поступке своего товарища?").

Алгоритм борьбы со стрессом у подростков

  1. Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний. Но мы можем утешить и научить его справляться с ними: Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
  2. Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит, плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того, что он действительно страдает.
  3. Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять ошибки.
  4. Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь, не поехали... в следующий раз...».
  5. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие взрослых, утешаются быстрее.
  6. Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую замену, способ исправить, улучшить...).
  7. Наберитесь терпения и просто подождите, пока он сам справится с ситуацией.
  8. Покажите, что именно этот ребенок много значит он для вас.



Предварительный просмотр:

                                      ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

  1. Поведенческие индикаторы суицидального риска

-злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем;

-реакции ухода (уход из дома и т.п.);

-самоизоляция от других людей и жизни;

-резкое снижение повседневной активности;

-изменение привычек, например несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

-частое прослушивание траурной и печальной музыки;

-«приведение дел в порядок»  (урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).

  1. Наиболее частые причины суицида среди подростков:

-потеря любимого человека;

-состояние переутомления;

-уязвленное чувство собственного достоинства;

-разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

-отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

-различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Используемая литература: Егоров А.Ю., Игумнов С.А.

Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты.-СПб.:Речь, 2005.-436с.



Предварительный просмотр:

Как заметить надвигающийся суицид

Суицидально опасная референтная группа

Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; Сверхкритичные к себе.

Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.

Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  1. потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

  1. частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)

  1. необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

  1. постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти

  1. ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

  1. уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку

  1. нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы

  1. погруженность в размышления о смерти

  1. отсутствие планов на будущее

  1. внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

Первые признаки надвигающейся беды:

Внешний вид и поведение:         

Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

Гипомимия

Амимия

Тихий монотонный голос

Замедленная речь

Краткость ответов

Отсутствие ответов

Ускоренная экспрессивная речь

Патетические интонации

Причитания

Склонность к нытью

Общая двигательная заторможенность

Бездеятельность, адинамия

Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения:         

Скука

Грусть

Уныние

Угнетенность

Мрачная угрюмость

Злобность

Раздражительность

Ворчливость

Брюзжание

Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

Чувство ненависти к благополучию окружающих

Чувство физического недовольства

Безразличное отношение к себе, окружающим

Чувство бесчувствия

Тревога беспредметная (немотивированная)

Тревога предметная (мотивированная)

Ожидание непоправимой беды

Страх немотивированный

Страх мотивированный

Тоска как постоянный фон настроения

Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание:         

депрессия

неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой

маниакально-депрессивный психоз

шизофрения

Оценка собственной жизни:         

Пессимистическая оценка своего прошлого

Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим:         

Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

Склонность к нытью

Капризность

Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения:         

Слезливость

Расширение зрачков

Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)

Тахикардия

Повышенное АД

Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

Ощущение комка в горле

Головные боли

Бессонница

Повышенная сонливость

Нарушение ритма сна

Отсутствие чувства сна

Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)

Запоры

Снижение веса тела

Повышение веса тела

Снижение аппетита

Пища ощущается безвкусной