Диагностики

Краткий отборочный тест предназначен для определения уровня интеллектуальной продуктивности. Методы оценки семейного  воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkiy_otborochnyy_test.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon metody_ocenki_semeynogo_vospitaniya.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий ориентировочный тест (КОТ).


1.Одиннадцатый месяц года это:
1-ОКТЯБРЬ
2-МАЙ
3-НОЯБРЬ
4-ФЕВРАЛЬ

2.Слово СУРОВЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1-РЕЗКИЙ
2-СТРОГИЙ
3-МЯГКИЙ
4-ЖЕСТКИЙ
5-НЕПОДАТЛИВЫЙ

3.Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
1-ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
2-СОМНИТЕЛЬНЫЙ
3-УВЕРЕННЫЙ
4-ДОВЕРИЕ
5-ВЕРНЫЙ
6-ЧЕСТНОСТЬ

4.Верно ли что, сокращение "н.э." означает "нашей эры"
1-ДА
2-НЕТ

5.Какое из следующих слов отлично от других?
1-ПЕТЬ
2-ЗВОНИТЬ
3-БОЛТАТЬ
4-СЛУШАТЬ
5-ГОВОРИТЬ

6.Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову

1-НЕЗАПЯТНАННЫЙ
2-НЕПРИСТОЙНЫЙ
3-НЕПОДКУПНЫЙ
4-НЕВИННЫЙ
5-КЛАССИЧЕСКИЙ

7.Какое из приведенных ниже слов относиться к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?
1-СЛАДКИЙ
2-ЯЗЫК
3-ЗАПАХ
4-ЗУБЫ
5-ЧИСТЫЙ

8.Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
Sharp,M.C. Sharp,M.C.
Fielder,E.H. Filder,E.N.
Connor,M.C. Conner,M.G.
Woesner,O.W. Woerner,O.W.
Soderquist,P.E. Soderquist,B.E.

9.Слово ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1-ОЧЕВИДНЫЙ
2-ЯВНЫЙ
3-НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ
4-ОТЧЕТЛИВЫЙ
5-ТУСКЛЫЙ

10.Предприниматель купил партию подержанных автомобилей за 3500
долларов,а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за
автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11.Слова СТУК и СТОК имеют:
1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

12.Три лимона стоят 360 рублей. Сколько рублей стоят 1.5 дюжины?

13.Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
5296 5296
66986 69686
834426 834426
7354256 7354256
61197172 61197172
83238324 83238234

14.Слово БЛИЗКИЙ является противоположным по значению слову:
1-ДРУЖЕСКИЙ
2-ПРИЯТЕЛЬСКИЙ
3-ЧУЖОЙ
4-РОДНОЙ
5-ИНОЙ

15.Какое число является наименьшим?
1) 6
2) 0.7
3) 9
4) 36
5) 0.31
6) 5

16.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы
получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер
последнего слова.

1-ЕСТЬ
2-СОЛЬ
3-ЛЮБОВЬ
4-ЖИЗНИ

17.Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?


18.Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?


19.Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:
1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

20.Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно имеет смысл, то ответом будет 1, если нет - 2.
МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ

21.Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1-Держать нос по ветру.
2-Пустой мешок не стоит.
3-Трое докторов не лучше одного.
4-Не все то золото, что блестит.
5-У семи нянек дитя без глаза.

22.Какое число должно стоять вместо знака "?":
73 66 59 52 45 38 ?

23.Длительность дня и ночи в СЕНТЯБРЕ почти такая же, как и в:
1-ИЮНЕ
2-МАРТЕ
3-МАЕ
4-НОЯБРЕ

24.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
1-верно, 2-неверно, 3-неопределенно

Все активные люди имеют цель в жизни.
Все активные люди занимают крупные посты.
Некоторые из тех, кто имеет цель в жизни, занимают крупные посты.

25.Поезд проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет двигаться с той же скоростью, то какое расстояние в метрах он пройдет за 5 сек?

26.Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1-верно, 2-неверно, 3-неопределенно
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.

27.Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2000 рублей.
Сколько килограмм фарша можно купить за 800 рублей?

28.Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

29.Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы сложив их вместе, можно было получить квадрат. В качестве ответа укажите номер линии по которой будете проводить деление.



30.Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1-верно, 2-неверно, 3-неопределенно
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.

31.Телевизор стоимостью 240 долларов, был уценен во время сезонной
распродажи на 33 1/3 процента. Сколько стоил телевозор во время распродажи?


32.Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция. Укажите номера этих фигур.


33.На платье требуется 2.33 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м ткани?

34.Значения следующих двух предложений:
1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположны

Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.

35.Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

36.Смысл двух ниже приведенных пословиц:
1-схож, 2-противоположен, 3-нисхож, ни противоположен

Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.

37.Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины.По какой цене за дюжину (в центах) ему нужно продавать
апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?


38.Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

39.Если бы полкило картошки стоило 0.0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40.Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?
4 8 8 4 8 8 4 8 6

41.Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1-сходное значение
2-противоположное
3-ни сходное, ни противоположное

42.Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м

?

43.Следующие две фразы по значению: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположны

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44.Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5 процентах случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее 10 раз?

45.Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место?

0.4 0.6 0.8 0.9 1.2 1.4

46.Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т.вложил в дело 450 долларов, К.-350 долларов, П.-200 долларов. Если прибыль составит 240 долларов, то на сколько меньше прибыли
получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?


47.Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1-Куй железо, пока горячо.
2-Один в поле не воин.
3-Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4-Не все то золото, что блестит.
5-Не по виду суди, а по делам гляди.

48.Значения следующих фраз: 1-сходны, 2-противоположны, 3-ни сходны, ни противоположны
Лес рубят, щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.

49.Какая из этих фигур наиболее отлична от других?


50.В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Ответы


Способность к обобщению и анализу информации
1(3), 2(3), 3(3), 4(1), 5(4), 6(2), 7(4), 8(1), 9(5), 20(2), 21(3, 5), 22(1, 3), 23(2), 26(1), 30(3), 34(3), 36(1), 40(8), 43(1), 45(1.0), 47(4,5), 48(1)

Отсуствие эмоциональной деструкции
10(40), 12(1260), 18(4), 24(1), 25(15), 27(1), 31(150), 33(12), 37(480), 39(20), 42(14), 44(80), 46(28), 50(17)

Гибкость мыслительных процессов
11(3), 19(3), 28(1), 35(1), 38(1), 41(3)

Способность к концентрации внимания
13(4)

Способность к обобщению и анализу
14(3), 15(5), 16(4)

Способность к пространственному мышлению
17(4), 29(5), 32(1, 2, 3), 49(3)

 КОТ «Краткий Отборочный Тест» предназначен для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности.
Тест, адаптированный Бузиным Н.В., можно проводить с 12 лет, с возможной областью применения в профотборе и при проведении психологической диагностики. Процедура рассчитана на 15 минут. Тест применяется для диагностики уровня интеллектуального развития и структуры IQ. Его преимущества по сравнению с аналогичными методиками - быстрота и удобство проведения и обработки данных, высокая валидность и надежность. Структура теста позволяет определить не только комплексный показатель общих способностей, но и степень выраженности отдельных аспектов интеллекта, таких, как грамотность, пространственное воображение и математические способности.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА PARI

Одним из важнейших направлений работы практического психоло га является работа с семьей (супругами, родителями и детьми). Ключе вой момент в этой работе — получение полной и объективной инфор мации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики для сбора информации о межсупружеских отношениях и ме нее содержательно — о родительско-детских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с 2 методиками: первая — это взгляд на семью глазами ребенка, проективная методика Репе Жиля, и вторая — семейная жизнь глазами матери, методика РАRI.

Методика РARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семенной роли). Авторы — американские психологи Е.С.Шефер и Р.К.Белл. Эта методика широко использова лась в Польше (Рембовским) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет и в данном варианте публикуется впервые.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сто рон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 при знаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся па 3 группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональ ная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке.    

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3,5,7,11,13,17,19,23:

—        ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами
исключительно о семье (3);

—        ощущение самопожертвования в роли матери (5);

—        семейные конфликты (7);

—        сверхавторитет  родителей (11);

—        неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

—        «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

  1. доминирование матери (19);
  2. зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I.        Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков,
их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

  1. побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  2. партнерские отношения (14);
  3. развитие активности ребенка (15);
  4. уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II.        Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3
признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

  1. суровость, излишняя строгость (9);
  2. уклонение от контакта с ребенком (16).

III.        Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признака
ми, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  1. чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  2. преодоление сопротивления, подавление волн (4);
  3. создание безопасности, опасение обидеть (6);
  4. исключение внесемейных влияний (10);
  5. подавление агрессивности (12);
  6. подавление сексуальности (18);
  7. чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  8. стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешен ных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержа ния. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методи ки. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минималь ная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и  лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вамп вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не об думывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый от вет, которым придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно вы брать в зависимости от своего убеждения в правильности данного по ложения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью не согласны».

О себе сообщите:

Возраст        Пол        Образование        '___

Профессия        Количество и возраст детей,

  1.  Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.
  2.  Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
  3.  Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
  4.  Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
  5.  Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
  6.  Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.
  7.  Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.
  8.  Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
  9.  Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.
  1.  Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
  2.  Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.
  3.  Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.                

14.        Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.        

15. Ребенок должен научиться в жизни многим вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.        

16. Если одни раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно.        

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.        

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.        

19.        Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми все происходило бы менее организованно.        

20.        Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.        

21.        Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.        

22.        Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.        

23.        Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.        

24.        Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни   в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.        

 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.        

26.        Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.        

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.        

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.        

  1. Вес молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.        
  2. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.        

31.        Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.        

32.        Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.        

33.        Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.        

34.        Ребенок должен уважать своих родителей больше других.        

35.        Ребенок должен всегда обращаться за помощью к
родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
        

36.        Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в
том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, по...).
        

37.        Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.        

38.        Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.        

39.        Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.        

40.        Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.        

41.        Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.        

42.        Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа.        

43.        У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.        

44.        Если у вас принято, что дети рассказывают Вам
анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.
        

45.        Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.        

  1. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.         
  2. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.         
  3. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.        
  4. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.        

50.        Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.        

51.        Очень мало женщин получает благодарность детей  за труд, затраченный на их воспитание.        

52.        Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.        

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили  уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.        

56.        Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.        

57.        Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.        

58.        Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.        

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой – нибудь другой причине.

60.        Заставить детей отказываться и приспосабливаться плохой метод воспитания.        

61.        Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.        

62.        Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкают.  

63.        Когда мать плохо выполняет свои обязанности по
отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не
выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64.        Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.        

65.        Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.        

66.        Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.        

67.        Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им в более быстром социальном развитии. 68.        Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать своп проблемы.        

69.        Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.    

70.        Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.        

71.        Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.        

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.        

73.Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.        

74.        Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.        

75.        Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.        

76.        В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

77.        Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит па самом деле.        

73. Воспитание детей – это тяжелая нервная работа.    

79.        Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.        

80.        Больше всех других дети должны уважать родителей.        

81.        Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, т.к. это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

82.        Одно из плохих явлений заключается в том, что у
матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.        

83.        Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.        

84.        Когда ребенок делает то, что обязан, он находится па правильном пути и будет счастлив.        

85.        Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.        

86.        Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.        

87.        Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.        

88.        Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.        

89. Так как ребенок — часть Матери, она имеет право знать все о его жизни.        

90.        Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.        

  1.  Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.        
  2.  Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.        

93.        У ребенка должна быть уверенность в том, что его
не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.        

94.         Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любимой работе.        

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.        

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.        

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.        

98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.        

  1. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.        

100.        Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.        ,

101.        Естественно, что мать исходит с ума, если у нее дети эгоисты и очень требовательные.        

102.Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.        

104.        Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.        

105.        Молодая мать чувствует себя несчастной, потому
что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.        

106.        Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.        

107.        Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.        

108.        Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.        

109.        Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.        

  1. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.        
  2. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.        

112.        Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.        

113.        Если включать ребенка в домашние работы, он
становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.        

  1. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка самостоятельно питаться).        
  2. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.        

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Ответ

№ п/п

АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

1

24

47

70

93

2

 25

48

71

94

3

 26

49

72

95

4

27

50

73

96

5

28

51

74

97

6

29

52

75

98

7

30

53

76

99

8

31

54

77

100

9

32

55

78

101

10

33

56

79

102

11

34

57

80

103

12

35

58

81

104

13

36

59

82

105

 14

37

60

83

106

 15

38

61

84

107

16

39

62

85

108

17

40

63

86

109

18

41

64

87

110

19

42

65

88

111

20

43

66

89

112

21

44  ,

67

90

113

22

45

68

91

114

23

46

69

92

115

Для психолога, работающего в производственном коллективе, по жалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на вы явление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отноше ний, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вчленить отдельные аспекты отношений:

  1.  хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
  2. межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной под держкой, организацией досуга, созданием среды для развития лично сти, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
  3. отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогиче ские» (в методике шкалы 5,11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предваритель ный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Вы сокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликт ности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семей ных проблем над производственными, о вторичности интересов «де ла», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше по нять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему пси хологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметам анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравнива ются средине оценки по первым трем группам шкал; оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что час то является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отноше ний между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отноше ниях.  

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении  психологической беседы.

КЛЮЧ

Ответ

Признак

АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

Значение признака

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1балл. 

Признаки:

1)Вербализация                                              

2)Чрезмерная забота                                      

3)Зависимость от семьи                                    

4) Подавление воли

5) Ощущение самопожертвования        

6) Опасение обиды

7) Семейные конфликты                        

8) Раздражительность

9) Излишняя строгость                          

10) Исключение внесемейных влияний

11) Сверхавторитет родителей                  

12) Подавление агрессивности

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности ребенка

16) Уклонение от конфликта

17) Безучастность мужа

18) Подавление сексуальности

19) Доминирование матери

20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

21) уравнение отношения

22) Стремление ускорить развитие ребенка

23) Несамостоятельность матери

МЕТОДИКА 2

ОПРОСНИКИ И ШКАЛЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА

"Шкала соперничества между детьми" (степень ревности к младшему брату (сестре), степень ревности к старшему брату (сестре));

"Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи";

"Шкала степени отверженности ребенка в семье".

Для уточнения невидимых и скрытых от Ваших глаз особенностей жизни Вашего ребенка в Вашей се мье и "высветления" еще не высветленных Вами тайных "закоулков" его души, мы предлагаем Вам опросники (шкалы), специально разработанные нами для этой цели.

Шкала соперничества и шкала привязанности, словно лакмусовые бумаги, помогут Вам еще раз про явить нюансы гаммы всех внутрисемейных отноше ний, лишая "искренность" ребенка ее двойного дна.

Желательно, чтоб Вы использовали эти шкалы, как дополнение к анализу рисунков: "Моя семья", "Семья, которую хочу".

Не удивляйтесь, если вдруг окажется, что по ри сункам - источник дискомфорта Вашего ребенка в братьях или сестрах, а по шкале соперничества вы борки его Вам будут утверждать обратное. И Ваш ребенок 10 раз ответит "да". Да, он не может обойтись без младших или старших детей в доме. Да, он привя зан к ним. Он любит их. И отчего вообще пришло Вам в голову проверить его чувства. "Да", "да", "да", "да"...

Как правило, таким маневром Ваш ребенок просто маскирует свои подлинные чувства, считая, что "замазывает" Вам глаза. И, усыпляя Вашу бдитель ность, "оправдывает" свою ревность к братьям или сестрам, в которой даже временами он боится при знаться сам себе, прекрасно зная, что Вам это непри ятно. Завуалировав такою "преданностью" ложь, счи тая, что она Вам слаще меда, ребенок хочет, хотя бы в этом, приподнять себя в Ваших глазах и показаться Вам гораздо лучше, чем он есть на самом деле. И если эта маленькая хитрость удается, он словно "облегчает" свою душу, сняв с нее "грехи". Поэтому одна шкала соперничества сама по себе не может дать Вам точных результатов. Ответы Вашего ребен ка скорее, будут "между строчек". Ответы Вашего ре бенка - скорее видимая часть почти невидимого ай сберга. Ответы Вашего ребенка - скорее поплавки, чтобы удержаться, чтобы не пасть в Ваших глазах...

И только в комплексе с анализом рисунков, и толь ко в комплексе с другими здесь описанными или неописанными методами Вам можно будет сделать шаг навстречу к экспертизе искренности Вашего ребенка и обнажить немного его душу, сняв пелену двуликости ответов, двуликости которой позавидовал бы двуликий Янус.

В шкале привязанности к членам своей семьи обычно дети более правдивы. Но их правдивость вре менами в зависимости от конкретной ситуации в семье подвержена "сигмальным отклонениям". По этому опять ключом к замку окажется рисунок.

А по шкале отверженности Вы поймете, почему Вашей семье так часто не хватает мира и почему

Вам трудно так наладить Ваши отношения не с кем-нибудь, а с собственным ребенком. И есть ли Ваша вина в этом или только здесь его вина. И можно ли добиться хотя бы перемирия.

Итак, давайте продолжайте свое новое знакомство с собственным Ребенком, чтоб дать себе и дать ему НАДЕЖДУ... НАДЕЖДУ на взаимопонимание, на вер ность, на любовь. Вы видите - Ребенок ждет... он ожи дает... Давайте поспешим ему на помощь.

ШКАЛА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ

Ф. И.

Возраст

С кем проживает ребенок в одной квартире

При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчерк нуть только один ответ на каждый пункт. Варианты от ветов заключены в скобки.

Если бы я был (а) волшебником, то...

  1. Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  2. Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
  3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда была (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).
  4. Я бы поделился(лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).

5. Я бы подарил(а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).

6. Я бы создал(а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

7. Я бы построил(а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).

8. Я бы взял(а) с собою на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

9. Я бы испек(ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедкшки).

10. Я бы одел(а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).

После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчи тайте общее количество выборок каждого члена се мьи. Для легкости подсчета приравняйте одну вы борку к одному баллу. Проранжируйте эти выборки. Как правило, член семьи, набравший наибольшее ко личество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набрав ший наименьшее количество баллов или не набрав ший ни одного балла, чаще всего является источни ком дискомфорта ребенка в семье.

Например: Из 10 возможных вариантов ответов ре бенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза -папе и ни одного раза - сестре.

Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, го раздо меньше - к папе и явным источником диском форта его является младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство со перничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.

ШКАЛА СОПЕРНИЧЕСТВА МЕЖДУ ДЕТЬМИ

О степени ревности к младшему брату (младшей сестре) и о соперничестве между детьми можно су дить по предложенному нами опроснику, предназна ченному для детей дошкольного, младшего школьно го и среднего школьного возрастов. На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

1. Всегда бы играл (а) с младшим братом (сестрой) – да, нет.        

2. Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие иг рушки - да, нет.

3. Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку - да, нет.

4. Защищал (а) бы его (ее) во дворе - да, нет.

5. Ухаживал (а) бы за ним (ней) - да, нет.

6. Хвалил бы его (ее) маме и папе - да, нет.

7. Радовался бы, что он (она) у тебя есть - да, нет.

8. Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) - да, нет.

9. Читал бы ему (ей) сказки - да, нет.

10.        Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу – да, нет.

После ответа на все вопросы подсчитайте общее количество ответов "да" и ответов "нет". Чем больше будет ответов "нет", тем ревностнее относится ребе нок к своему младшему брату или младшей сестре. Особенно неблагоприятна ситуация для ребенка, ког да число ответов "нет" превышает 6, или 60%.

О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и о соперничестве между детьми можно су дить по предложенному нами опроснику, предназна ченному для детей различного возраста (начиная с дошкольного). На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет.

Если бы от тебя зависело, то ты...

1. Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) - да, нет.

2. Брал (а) бы всегда с него (нее) пример - да, нет.

3. Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом - да, нет.

4. Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть стар ший брат (сестра) - да, нет.

5. Хвалил (а) бы его (ее) маме и папе - да, нет.

6. Не мешал (а) бы ему (ей) делать уроки - да, нет.

7. Не жаловался (лась) бы на него (нее) маме и папе - да, нет.

8. Помогал (а) б ему (ей) выполнять все по дому - да, нет.

9. Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкус ным - да, нет.

10. Отдавал (а) бы ему все самое лучшее – да, нет.        

После ответа на все вопросы, как и в предыдущем опроснике, подсчитайте общее количество ответов "да" и ответов "нет". Чем больше будет ответов "нет", тем ревностнее относится ребенок к своему старшему брату или старшей сестре.

Особенно неблагоприятная ситуация для ребенка, когда число ответов "нет" больше 6, или 60%.

ШКАЛА СТЕПЕНИ ОТВЕРЖЕННОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Уважаемый родитель!

Предлагаемая Вам шкала содержит перечень не которых черт характера и особенностей ребёнка. Во время знакомства с этим перечнем поставьте знаки (+) перед порядковыми номерами тех черт характе ра и особенностей ребенка, о которых Вы мечтали, чтобы они были у Вашего ребенка, еще до его рож дения (1 графа), а также перед порядковыми номе рами тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по Вашему мнению, имеются у Вашего ре бенка в настоящее время (II графа). В конце каждой графы подсчитайте общее количество черт характе ра и особенностей ребенка со знаком (+).

После подсчета общего количества черт характе ра и особенностей ребенка со знаком (+), совпав ших в двух графах, необходимо вычислить процент совпавших черт характера и особенностей ребенка. Для вычисления процента составляется пропор ция: где общее количество черт характера и особен ностей ребенка со знаком (+) в I графе берется за 100%, а общее количество черт характера и особен ностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух гра фах, за х.

Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен Ваш ре бенок Вами в семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, ребенок практически отвержен Вами, и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная. 

Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чувству ет себя отвергнутым, и ситуация для него в семье неблагоприятная. 

Когда этот процент варьирует от 41 до 70, ребенок может временами периодически немного раздражать Вас, но ситуация для него в се мье среднеблагоприятная.

Когда этот процент колеб лется от 71 до 100, ребенок чувствует себя любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него в се мье благоприятная.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в 1 графе при Вашем подсчете равнялось 50. Из этих 50 черт совпало только 30 в 2 графах одновременно. Пропорция выглядит так:

50 - 100%

30-х

      30 •  100%

X =        = 60%

          50

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что Ваш ребенок в настоящее время на 60% оправдал Ваши надежды, он очень редко раздражает Вас, у Вас нет повода его отвергнуть, и ситуация для него в семье благоприятная.

Каким  я мечтал (а) видеть своего ребенка

  1. умным
  2. сообразительным
  3. все схватывающем на лету
  4. одаренным
  5. талантливым
  6. глупым
  7. тупым
  8. целеустремленным
  9. серьезным
  10. настойчивым
  11. трудолюбивым
  12. деятельным
  13. активным
  14. нецелеустремленным
  15. легкомысленным
  16. ленивым
  17. бездеятельным
  18. сосредоточенным
  19. добросовестным
  20. старательным
  21. скромным
  22. послушным
  23. рассеянным
  24. недобросовестным
  25. нестарательным
  26. заносчивым
  27. непослушным
  28. добрым
  29. отзывчивым
  30. справедливым
  31. мягким
  32. чувствительным
  33. злым
  34. неотзывчивым
  35. несправедливым
  36. жестоким
  37. бесчувственным
  38. ласковым
  39. нежным
  40. приветливым
  41. обаятельным
  42. откровенным
  43. общительным
  44. грубым
  45. неприветливым
  46. замкнутым
  47. скрытным
  48. ранимым
  49. обидчивым
  50. бесхитростным
  51. мнительным
  52. грустным
  53. тревожным
  54. хитрым
  55. веселым
  56. жизнерадостным
  57. фантазером
  58. хвастливым
  59. болтливым
  60. застенчивым
  61. молчаливым
  62. честным
  63. решительным
  64. сильным
  65. выносливым
  66. терпеливым
  67. лживым
  68. нерешительным
  69. слабым
  70. невыносливым
  71. нетерпеливым
  72. агрессивным
  73. задиристым
  74. вспыльчивым
  75. вредным
  76. упрямым
  77. капризным
  78. эгоистичным
  79. спокойным
  80. невредным
  81. жадным
  82. трусливым
  83. неуклюжим
  84. неряшливым
  85. медлительным
  86. щедрым
  87. отважным
  88. смелым
  89. ловким
  90. опрятным
  91. подвижным
  92. красивым
  93. здоровым

  1. обычным, как все
  2. некрасивым
  3. больным
  4. необычным

   

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+)

 I графа

            Общее количество черт характера и    

                совпавших в двух графах

Каким я вижу своего ребенка в настоящее время

  1. умный
  2. сообразительный
  3. все схватывающий на лету
  4. одаренный
  5. талантливый
  6. глупый
  7. тупой
  8. целеустремленный
  9. серьезный
  10. настойчивый
  11. трудолюбивый
  12. деятельный
  13. активный
  14. нецелеустремленный
  15. легкомысленный
  16. ленивый
  17. бездеятельный
  18. сосредоточенный
  19. добросовестный
  20. старательный
  21. скромный
  22. послушный
  23. рассеянный
  24. недобросовестный
  25. нестарательный
  26. заносчивый
  27. непослушный
  28. добрый
  29. отзывчивый
  30. справедливый
  31. мягкий
  32. чувствительный
  33. злой
  34. неотзывчивый
  35. несправедливый
  36. жестокий
  37. бесчувственный
  38. ласковый
  39. нежный
  40. приветливый
  41. обаятельный
  42. откровенный
  43. общительный
  44. грубый
  45. неприветливый
  46. замкнутый
  47. скрытный
  48. ранимый
  49. обидчивый
  50. бесхитростный
  51. мнительный
  52. грустный
  53. тревожный
  54. хитрый
  55. веселый
  56. жизнерадостный
  57. фантазер
  58. хвастливый
  59. болтливый
  60. застенчивый
  61. молчаливый
  62. честный
  63. решительный
  64. сильный
  65. выносливый
  66. терпеливый
  67. лживый
  68. нерешительный
  69. слабый
  70. невыносливый
  71. нетерпеливый
  72. агрессивный
  73. задиристый
  74. вспыльчивый
  75. вредный
  76. упрямый
  77. капризный
  78. эгоистичный
  79. спокойный
  80. невредный
  81. жадный
  82. трусливый
  83. неуклюжий
  84. неряшливый
  85. медлительный
  86. щедрый
  87. отважный
  88. смелый
  89. ловкий
  90. опрятный
  91. подвижный
  92. красивый
  93. здоровый

  1. обычный, как все
  2. некрасивый
  3. больной
  4. необычный

Общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+)

II графа

особенностей ребенка со знаком  (+),

Для более детальной оценки степени отверженно сти Вашего ребенка в семье подсчитайте общее ко личество знаков (+) во II графе, если они стояли пе ред следующими порядковыми номерами: 6, 7, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 36, 37, 44, 45, 47, 54, 58, 59, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82, 83, 84, 95, 96.

Данные порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпали в I и во II графе, их в расчет не принимать.

После окончания подсчета необходимо вычислить процент отрицательных и нежелательных черт харак тера и особенностей ребенка, которые беспокоят Вас в настоящее время. Для этого составляется пропор ция: где общее количество черт характера и особен ностей ребенка со знаком (+) во II графе равно 100%, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и особенностей ребенка во II графе – х.

Чем выше процент нежелательных и отрицатель ных черт характера, по Вашему мнению, у Вашего ре бенка, тем более отверженным он будет чувствовать себя в Вашей семье.

Когда этот процент варьирует от 0 до 20, у ребенка, в Ваших глазах, практически не имеется нежелатель ных и отрицательных черт характера, которые бы раз дражали Вас, и ситуация для него в семье очень благоприятная. 

Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье благоприятная. 

Когда этот процент варьирует от 41 до 70, у ребенка имеет ся целый ряд нежелательных для Вас качеств, за ко торые Вы нередко ругаете его, но тем не менее ситу ация для Вашего ребенка в семье среднеблагоприятная.

И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает себя ненуж ным, но и действительно отвергнут Вами.

Например: общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) во II графе при Вашем подсчете равнялось 40. Из этих 40 черт 35, по Вашему мнению, относятся к нежелательным и отри цательным.

Пропорция выглядит так:

40 – 100%

35 – х

   

       35 •   100%

Х  = -        -             = 87,5%

          40

Результаты подсчета свидетельствуют о том, что у Вашего ребенка, в Ваших глазах, преобладают неже лательные и отрицательные черты характера, кото рые постоянно раздражают и волнуют Вас. Ваше значительное недовольство ребенком приводит к тому, что ребенок все время ощущает себя нелюбимым, ненужным, отвергнутым.

Чаще всего результаты данных процента совпав ших черт характера в двух графах и процента неже лательных и отрицательных черт характера во II гра фе коррелируют друг с другом.

Если корреляции нет, то о степени отверженнос ти ребенка более точно можно судить по результа там второй пропорции (нежелательные и отрицатель ные черты).

Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, необхо димо собрать дополнительные сведения:

1.        Ваш ребенок был долгожданным? (да, нет)

2.        Ваш ребенок был недолгожданным? (да, нет)

После ответа на эти вопросы сообщите дополни тельную
информацию для I и II граф основной шкалы.

  1. Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка:

 - мальчиком

 - девочкой

 - похожим на маму

 - похожим на папу

  1. Какой он в настоящее время:

 - мальчик

 - девочка

 - похож на маму

 - похож на папу