Занимательное и познавательное на уроках русского языка: методический аспект

Аляева Роза Азгатовна

Занимательное и познавательное на уроках русского языка: методический аспект

 

Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей, которые будут повышать свое образование на протяжении всей жизни, людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования.

На сегодняшний день нет необходимости убеждать в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей, направленных на продуктивные занятия.

 В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда.

Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий.

Задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, а также научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации и достигать серьёзных целей, умело реагируя на разные жизненные ситуации.

Задача учителя – научить не просто писать и читать, но и сделать всё для развития личности ребенка. Например, развить метапредметные навыки и универсальные учебные действия, которые помогут ученику быть успешным и на следующих ступенях образования, и в профессиональной деятельности.

Однако начало ХХIвека ознаменовано появлением нового термина «децелерация», которая является антонимом понятия «акселерация». Именно сегодня мы всерьез говорим задержке психического и физического развития детей, связанных с социальными проблемами (социальные: алкоголизм и наркозависимость родителей, малоообеспеченность, социальное сиротство, когда дети из обеспеченных семе йне имеют возможности общения с родителями, т.к. те заняты бизнесом, это и  генномодификационные добавки в продукты питания экологические и др. вплоть до эстетических, связанных с повальным увлечением компьютерными играми сомнительного содержания, отнюдь не посещением театров, выставок и музеев, участий в конкурсах).

В условиях обычного школьного обучения у большинства учащихся учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Из года в год учительство сетует, что ученик пошел не тот:  и активный лексикон беден, и эмоции неадекватны, и фонематический слух у многих нарушен, и внимание неустойчиво…

По официальным данным Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации в сравнении со странами  ООН упала со 2-3 места на 56!

Как же в современной, разнородной по уровню интеллекта и знаний школе, преподать теоретический курс русского языка, который достаточно труден, поэтому часто не интересен, не привлекателен для школьника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данного предмета?

Необходимо использование на уроках русского языка дополнительных средств, способствующих возникновению познавательного интереса.

Я.А.Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились. Не это ли требование лежит в новом ФГОС!

Современное образование в России с этого года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед школами поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, которая связана в свою очередь с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Новые термины, звучащие в ФГОС, как «метапредметность», «компетентностный подход», не просто наукообразные слова. Это такие подходы, которые помогут ребёнку стать не только успешным учеником, но и успешным взрослым.

Большое значение имеет познавательный интерес к предмету, как один из наиболее значительных мотивов учения.  Еще педагоги-классики, такие как Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.,  утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру.

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для педагога –  это способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным

Многолетний опыт использования занимательного материала на уроках показал, что активность учеников повышается, появляется интерес к языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно на любой ступени обучения.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, например, на активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе.

Так, система «Электронное образование» мотивирует учащихся к регулярным занятиям по подготовке к ГИА (см мой факультатив «Гимназистки»). Кроме того, использование интерактивных диктантов (сайт «Грамота.ру») повышает орфографическую и пунктуационную зоркость учеников.

Деятельностная технология применяется  при выполнении такого проекта «Когда словосочетание «Курить сигарету» устареет? »  (в связи с борьбой табакокурения). Ребята работают со словарями, ищут устаревшие понятия  в Интернете…. Лет через 300, решили мы.

Проект «Любимая приставка Л.Н.Толстого» мотивирует детей к чтению. Это приставка ВЫ

Создание коллизии, удивление детей применяется на уроках русского языка (например, для учащихся 5 классов – Степка, хочешь щец? Фу! Или Все домашние животные пишутся с буквой О ,только глупый баран пишется с буквой А (козел, корока, собака), или Все птицы пишутся с буквой Е, только желтенькая птичка синичка – сбуквой И (тетерев, петух), стишок про приставки ПРЕ- и ПРИ-…., для более старших учеников – работа со словообразовательным словарем: почему слова, имеющие приставки БЕЗ- и ПРЕД- образованы приставочно-суффиксальным способом? Ведь прдъюбилейный – юбилейный? Вот и коллизия, проблема)

Много других приемов, они описаны в моей статье в сборнике материалов конференции.

Вывод один:  при поддержании «духа» учеников (сравните, в романе Л.Н.Толстого Кутузов поддерживал дух армии – и Россия выиграла войну с Наполеоном!) при свей разнородности интеллекта школьников их можно увлечь русским языком и литературой. Все в руках учителя, который сегодня имеет доступ к информационным коммуникативным технологиям,  который в начальных классах уже работает по ФГОС, который живет в эпоху модернизации образования.

 

На современном этапе, по мнению Д.Медведева, модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.