Организация профориентационной работы с обучающимися

Организация профориентационной работы с обучающимися

 5-9-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Нефтеюганск

 

Актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в негативные социальные проявления. Таким образом, профоринетационная работа с подростками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, которыми буквально пронизано наше общество.

Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся.

Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связано с недостатком знаний о выбранной профессии, ее привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста.

Изучая психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы, пришли к выводам:

  • выбор профессии означает активный поиск человеком своего предназначения, которое необходимо рассматривать с точки зрения его интересов, способностей, возможностей и индивидуальных особенностей, а также требований, предъявляемых к работнику в той или иной профессиональной сфере;
  • важно актуализировать процессы самопознания, развивать систему представлений учащегося о себе как об активном субъекте трудовой деятельности;
  • важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который возникает в результате знакомства с миром профессий и его положительных сторон;
  • в профориентационной работе нам следует ориентироваться, не столько на конкретный выбор, сколько на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, планированию и реализации перспектив своего развития;
  • большинство людей выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, путей к привлекательному образу жизни;

Учитывая вышесказанное, нами была разработана программа профориентационной работы, каждая часть которой нацелена на конкретный подход в решении вопросов профессионального самоопределения подростков.

Для получения первичной информации  об интересах, склонностях, возможностях, характере мотивации выбора профессии учащимися, мы используем дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Применяется и компьютерное тестирование (Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» И.Л.Соломин), по окончании которого мы сообщаем результаты полученной профессиограммы, которая позволяет обучающимся выбрать направление профессиональной карьеры в соответствие с их  склонностями, способностями и потребностями современного российского рынка труда.

Дополнительно с целью выявления у обучающихся 8-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельностииспользуется методика А.Е.Голомштока «Карта интересов», а обучающиеся 9-х классов при переходе в старшую школу, проходят анкетирование по выбору профиля дальнейшего обучения.

Весь комплекс диагностической  работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Ведь это необходимый процесс для анализа, рефлексии результатов диагностики и принятия решений подростков в будущем профессиональном самоопределении.

Элективный курс «Твой компас на рынке труда», реализуемый в 8-9-х классах школы актуализирует процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. А также активное сотрудничество с предприятиями и учреждениями города по организации экскурсий и внедрению предпрофессиональных практик в образовательное пространство школы.

Помимо экскурсий, осуществляемых в рамках элективного курса, ведётся  работа по организации встреч с представителями различных профессий, которые проходят как в форме классных часов, так и форме круглого стола, форума и различного рода конференций. Совместно с ними проводятся выставки на темы: «В помощь выпускнику», «Учебные заведения России», «Куда пойти учиться».

Большое значение уделяется привлечению специалистов с центра занятости населения, юриста и медицинского работника. Специалисты центра занятости населения предоставляют данные о  реальной обстановке на рынке труда. Юрист в индивидуально и групповой формах работы просвещает о юридических вопросах по трудовому законодательству и дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних. Медицинский работник посредством лекционного материала сообщает о параметрах здоровья и соответствия их к различным видам профессий.

Разработанная и апробированная программа «Мой профессиональный выбор»,  позволяет:

- повысить ответственность в профессиональном самоопределении;

- выявить наиболее привлекательные для несовершеннолетних цели, условия, предмет и средства труда;

- способствовать осознанию собственного эмоционального отношения, ценностей,  влияющих на выбор профессии;

- осознать профессионально важные качества, необходимые для той или иной профессии;

- освоить навыки по планированию своего профессионального пути;

- провести обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

Тренинговые занятия проходят в игровой форме, лекций, диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Таким образом, в результате напряженной работы подростки подходят к принятию решения о выборе профессии более осознанно и смело. На тренинговых занятиях им не говорят о том, кем им быть, но наталкивают на самостоятельный выбор будущей профессии.

Таким образом, программа  профориентационной работы, проводимая в МБОУ «СОШ № 5» дает возможность каждому обучающемуся получить не только знания о мире профессионального труда, но и осознать свои профессиональные интересы, способности и склонности, выбрать и составить план будущей профессиональной карьеры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_proforientacii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация профориентационной работы с обучающимися

 5-9-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Нефтеюганск

Актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в негативные социальные проявления. Таким образом, профоринетационная работа с подростками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, которыми буквально пронизано наше общество.

Профориентационная работа в школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся.

Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связано с недостатком знаний о выбранной профессии, ее привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста.

Изучая психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы, пришли к выводам:

  1. выбор профессии означает активный поиск человеком своего предназначения, которое необходимо рассматривать с точки зрения его интересов, способностей, возможностей и индивидуальных особенностей, а также требований, предъявляемых к работнику в той или иной профессиональной сфере;
  2. важно актуализировать процессы самопознания, развивать систему представлений учащегося о себе как об активном субъекте трудовой деятельности;
  3. важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который возникает в результате знакомства с миром профессий и его положительных сторон;
  4. в профориентационной работе нам следует ориентироваться, не столько на конкретный выбор, сколько на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, планированию и реализации перспектив своего развития;
  5. большинство людей выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, путей к привлекательному образу жизни;

Учитывая вышесказанное, нами была разработана программа профориентационной работы, каждая часть которой нацелена на конкретный подход в решении вопросов профессионального самоопределения подростков.

Для получения первичной информации  об интересах, склонностях, возможностях, характере мотивации выбора профессии учащимися, мы используем дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Применяется и компьютерное тестирование (Автоматизированная экспресс-профориентация «Ориентир» И.Л.Соломин), по окончании которого мы сообщаем результаты полученной профессиограммы, которая позволяет обучающимся выбрать направление профессиональной карьеры в соответствие с их  склонностями, способностями и потребностями современного российского рынка труда.

Дополнительно с целью выявления у обучающихся 8-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности используется методика А.Е.Голомштока  «Карта интересов», а обучающиеся 9-х классов при переходе в старшую школу, проходят анкетирование по выбору профиля дальнейшего обучения.

Весь комплекс диагностической  работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Ведь это необходимый процесс для анализа, рефлексии результатов диагностики и принятия решений подростков в будущем профессиональном самоопределении.

Элективный курс «Твой компас на рынке труда», реализуемый в 8-9-х классах школы актуализирует процесс профессионального самоопределения обучающихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. А также активное сотрудничество с предприятиями и учреждениями города по организации экскурсий и внедрению предпрофессиональных практик в образовательное пространство школы.

Помимо экскурсий, осуществляемых в рамках элективного курса, ведётся  работа по организации встреч с представителями различных профессий, которые проходят как в форме классных часов, так и форме круглого стола, форума и различного рода конференций. Совместно с ними проводятся выставки на темы: «В помощь выпускнику», «Учебные заведения России», «Куда пойти учиться».

Большое значение уделяется привлечению специалистов с центра занятости населения, юриста и медицинского работника. Специалисты центра занятости населения предоставляют данные о  реальной обстановке на рынке труда. Юрист в индивидуально и групповой формах работы просвещает о юридических вопросах по трудовому законодательству и дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних. Медицинский работник посредством лекционного материала сообщает о параметрах здоровья и соответствия их к различным видам профессий.

Разработанная и апробированная программа «Мой профессиональный выбор»,  позволяет:

- повысить ответственность в профессиональном самоопределении;

- выявить наиболее привлекательные для несовершеннолетних цели, условия, предмет и средства труда;

- способствовать осознанию собственного эмоционального отношения, ценностей,  влияющих на выбор профессии;

- осознать профессионально важные качества, необходимые для той или иной профессии;

- освоить навыки по планированию своего профессионального пути;

- провести обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

Тренинговые занятия проходят в игровой форме, лекций, диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Таким образом, в результате напряженной работы подростки подходят к принятию решения о выборе профессии более осознанно и смело. На тренинговых занятиях им не говорят о том, кем им быть, но наталкивают на самостоятельный выбор будущей профессии.

Таким образом, программа  профориентационной работы, проводимая в МБОУ «СОШ № 5» дает возможность каждому обучающемуся получить не только знания о мире профессионального труда, но и осознать свои профессиональные интересы, способности и склонности, выбрать и составить план будущей профессиональной карьеры.