О количестве контрольных работ по русскому языку и литературе

Осинцева Лариса Анатольевна

О количестве контрольных работ по русскому и литературе.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

- упражнения по русскому языку;

- изложения;

- планы статей учебников;

- письменные ответы на вопросы и т. д.

- сочинения;

 

 

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

·          после изучения наиболее значительных тем программы,

·          в конце учебной четверти,

·          в конце триместра, полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, триместра, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. Учителя-предметники исправляют орфографические ошибки.

Количество  итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе.

Учитель имеет возможность  повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, следовательно, в каждом классе целесообразно проводить следующее количество  итоговых письменных контрольных работ по русскому языку и литературе в общеобразовательных школах:

Вид работы

Число итоговых работ по русскому языку (в год по классам):

 

 

5

6

7

8

9

10

11

 

Контрольные

работы

 

6

 

6

 

6

 

4

 

4

 

2

 

2

 

Изложения

2

2

2

2

2

1

1

 

Сочинения

2

2

2

2

2

 

 

 

         
 

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределённых учителем по четвертям (триместрам, полугодиям):

Классы

Количество сочинений по литературе (в год по классам):

 

классных

домашних

всего

 

5

4

-

4

6

3

1

4

7

2

2

4

8

2

3

5

9

3

3

6

10

4

3

7

11

4

3

7

 

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в 5-9 классах – две  рабочие тетради и одна тетрадь для изложений и сочинений (для  работ по  развитию речи).

Для  контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего ученого года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

Виды итоговых контрольных работ: диктант, мини-изложение (100-160 слов), тестирование, многоаспектный лингвистический анализ текста, контрольная работа (на разные уровни обученности). В 1 – 11 классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже – её название (также обозначаются кратковременные работы, выполняемые в обычных тетрадях).

Например:

Диктант.

Изложение.

Сочинение.

Байкал.

Подвиг художника.

Мой Пушкин.

 

Все  записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

·          писать аккуратным разборчивым почерком;

·          единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи);

·          соблюдать поля с внешней стороны;

·          указывать дату выполнения работы (в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Пятое декабря);

·          писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);

·          обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);

·          соблюдать красную строку;

·          между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку стоку не пропускать;

·          между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);

·          выполнять аккуратно подчёркивания - условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;

·          исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Порядок проверки письменных работ учителями  определяет МО учителей русского языка и литературы. УМК русского языка и литературы ЛОИРО  рекомендует следующий порядок проверки рабочих тетрадей:

·          в 5 классе – после каждого урока у всех учеников;

·          в 6 – 9 классах у слабых учащихся – после каждого урока;

·                   у остальных учащихся 6 – 8 классов тетради проверяются один раз в неделю , а в  9 – 11 классах - два раза в месяц.

Вид проверяемой работы  во всех классах определяет учитель: домашняя работа, самостоятельная работа, словарный диктант, тест и др.

 

Изложения и  сочинения по русскому языку и литературе, а также  все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

В проверяемых работах учитель отмечает допущенные ошибки.

·          На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком:

| – орфографическая ошибка,  V  – пунктуационная ошибка.

·          При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (подчёркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки - «Ф», логические – «Л», речевые - «Р», грамматические - «Г», используя также и другие специальные обозначения.

·          Подчёркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

·          Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, а в изложениях и сочинениях, кроме этого, - количество фактических, логических, речевых и грамматических:

Ф – Л -  Р

О – П – Г

·          после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

Все контрольные работы оцениваются учителем с  занесением оценок в классный журнал.

За диагностические работы оценки «2» и «3» могут не выставляться.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются;  оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.

После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

  Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Во время контрольных работ учащиеся 5-11 классов могут пользоваться лингвистическими словарями.