ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гнездилова Ольга Евгеньевна

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почувствовать ребенку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться от того, что непонятно, дать возможность поверить в свои силы.

Немало зависит и от самого человечка, его активности, самостоятельности, индивидуальности. Несомненно, школа должна способствовать развитию этих качеств личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека. Абсолютной ценностью в школе является ребенок. Анализ личного педагогического опыта приводит к выводу, что математическая игра в значительной степени способствует развитию у школьников познавательного интереса к математике.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития умений. В зависимости от указанных факторов необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств.

Важной задачей является привитие интереса к математике. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Для развития интереса к предмету можно использовать оба направления: работу на уроке и внеклассную деятельность. Главной из них является, конечно, работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся. Поддержать интерес, активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления.

Интерес - один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Увеличение общеучебной нагрузки на уроках заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу урока.Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_metematike.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гнездилова  О.Е

учитель математики

МОБУ СОШ №4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ  

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многих педагогов занимает вопрос: почему дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонек угасает? Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? Наверное, дать почувствовать ребенку радость успеха в учении, научить его не отворачиваться от того, что непонятно, дать возможность поверить в свои силы.

Немало зависит и от самого человечка, его активности, самостоятельности, индивидуальности. Несомненно, школа должна способствовать развитию этих качеств личности, потому что именно через образование общество может и должно получить людей нравственных, самостоятельно мыслящих, уважающих собственное достоинство и личность другого человека. Абсолютной ценностью в школе является ребенок. Анализ личного педагогического опыта приводит к выводу, что математическая игра в значительной степени способствует развитию у школьников познавательного интереса к математике.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития умений. В зависимости от указанных факторов необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств.

Важной задачей является привитие интереса к математике. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Для развития интереса к предмету можно использовать оба направления: работу на уроке и внеклассную деятельность. Главной из них является, конечно, работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся. Поддержать интерес, активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления. 

Интерес - один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Увеличение общеучебной нагрузки на уроках заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Этап устного счёта должен присутствовать практически на каждом уроке в 5-7 классах. Из урока в урок просто предлагать детям выполнять действия в уме - не самое удачное решение вопроса. Игровые моменты могут дать больший эффект, так как игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал, вынесенный на обсуждение.

В частности, нами широко используются на уроках следующие формы организации устного счета.

Математическая эстафета. Этот вид работы эффективен при проверке таких умений, как использование при вычислении несложных формул (пути, площади, периметра), выполнении арифметических действий. Задания должны быть составлены с учетом личностно ориентированного подхода, то есть индивидуально для каждого ребенка. Необходимо взять за правило следующее: ни одно задание на уроке не должно быть «безымянным». Разрабатывая карточку, всегда нужно продумывать, какому ученику и кому именно она будет дана.

Кроссворды. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.

Для проверки знаний, умений и навыков по математике можно использовать следующие игры.

Математическое лото. Эта игра может быть проведена как для закрепления изученной темы, так и для повторения пройденного ранее материала. Примеры ученики могут решать устно или же письменно. Выигрывает тот ученик (или пара учеников), который раньше других закрыл все клетки большой карты. Игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки, и тогда, если все ответы верны, должна получиться картинка.

Ребусы, анаграммы. Они позволяют превращать труд ученика в серьезную игру, заставляющую искать ответы на разные по степени сложности вопросы, способствуют развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся.

Для закрепления материала или проверки навыков по решению примеров и задач по определенной нами регулярно используется форма турнира. Учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания предлагались просто в виде самостоятельной работы, то не вызвали бы особого интереса у обучающихся. Учащимся, решающим примеры и задачи у доски, выставляются оценки в журнал. Арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Рассмотрим некоторые игровые формы организации урока в целом.

Математический КВН. Данная форма требует тщательной подготовки, поэтому часто использовать на уроках математики эту игровую форму не рекомендуется. Целесообразнее проводить такой урок в качестве обобщающего по какой-либо достаточно большой теме или по итогам четверти. Класс заранее разбивается на равноценные команды, которые подбирают себе названия, эмблемы, приветствия команде-сопернику. Количество конкурсов может быть определено по усмотрению учителя для того, чтобы детям было интересно быть и участниками, и зрителями. В конкурсе принимают участие 2-3 команды по 5-8 человек. Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Следует отметить, что в качестве заданий можно брать задания обязательного уровня. Стоит учителю немного пофантазировать, и практически любое задание можно переформулировать и приспособить для игры. Урок-КВН превращает в игру занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит оживление в однообразное течение уроков, вызывая активизацию деятельности даже самых слабых учащихся. Творчески заинтересованные учащиеся помогают учителю в организации и проведении данных уроков.

Урок-сказка. Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих.

В обоснование полезности использования игровых ситуаций на уроках математики необходимо отметить следующий момент. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста,
а тем более слабоуспевающие, особенно быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Усталость - одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований.

Математические эстафеты в различных формах проявления способствуют не только формированию знаний и умений, быстроты и гибкости мышления, но и воспитывают чувство коллективизма. В такой форме можно проводить отдельные этапы уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, повторения пройденного материала. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, необходима доброжелательная обстановка на уроке, то есть необходим личностно ориентированный подход к учащимся на уроках и во внеурочной деятельности.

На сегодняшний день существуют различные формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися. К ним можно отнести:

математический кружок; школьный математический вечер; математическая олимпиада; математическая игра; школьная математическая печать; математическая экскурсия; математические рефераты и сочинения; математическая конференция; внеклассное чтение математической литературы и др.

Среди всех форм внеклассной работы по математике можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и любимую для большинства школьников. Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса учащихся к математике.

Список литературы

1.       Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики / Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

2. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся / Математика. -2004.- №19.  – 30с.

3. Кордемский, Б.А. Увлечь школьника математикой [Текст]: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А. Кордемский. - М: Просвещение, 1981.

  1. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков [Текст] / Д.И. Водзинский. – М: Учпедгиз, 1963. – 183с.
  2. Логин: klub1111111@mail.ru
  3. Пароль: 9352