размышления о практической части программы по биологии "Природоведение. Биология. Экология" под редакцией И.Н.Пономаревой

Нестерова Елена Ходжагельдыевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otzyvy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления

на содержание и концепцию практической части программы «Природоведение. Биология. Экология 5-11 класс» М:Вентана-Граф, 2008г. Авторы: Т.С.Сухова, В.И Пономарева, О.А.Корнилова и др.

  Я, Нестерова Е.Х., учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №39, работаю по программе«Природоведение. Биология. Экология 5-11 класс» М:Вентана-Граф, 2008г. Авторы: Т.С.Сухова, В.И Пономарева, О.А.Корнилова и др. уже не первый год. На мой взгляд, данная программа актуальна, научна, соблюдается главный принцип  образовательного процесса «от простого к сложному» и принцип преемственности. Но есть и некоторые недоработки авторов программы, которые не учли особенности составления календарно-тематического планирования практикующего учителя, время, отведенное для проведения и оформления практической части урока, а также важность и необходимость проведения некоторых лабораторных  и практических работ, которые по непонятным причинам были изъяты из программы. Вот некоторые замечания, на которые, надеюсь, авторы-составители программы обратят внимание.

6 класс. (2 часа в неделю  68 часов в год)

Раздел 4. Систематика и классификация растений.

Необходимо ввести лабораторные работы по определению представителей различных семейств растений, чтобы развивать и закреплять навыки морфологического анализа и знаний систематических категорий. Кроме того, проведение работ по систематике растений актуально при подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

7 класс (2 часа в неделю 68 часов в год)

Раздел 5. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

 Нецелессобразна  лабораторная  работа «Наблюдение за поведением дождевого червя», т.к. в календарно-тематическом планировании ее проведение приходится на середину ноября, когда живой материал найти невозможно.

Противоречиво отношение и к лабораторной работе «Наблюдение за живыми рыбами в аквариуме». Начнем с того, что не каждый кабинет биологии может себе позволить иметь аквариум с живыми рыбами  (мы, зав. кабинетами,  лаборантов  себе позволить не можем) и, к тому же, по санитарным нормам, это невозможно -  в классах есть учащиеся, страдающие аллергическими заболеваниями.

И еще одно несовпадение во времени – экскурсия «Разнообразие насекомых», проведение которой по календарно-тематическому планированию приходится на конец декабря, что само по себе невероятно – наблюдать насекомых в природе зимой!  

8 класс (2 часа в неделю 68 часов в год)

Планирование материала в  восьмом классе отличается большим количеством практических  и лабораторных работ. С одной стороны, слияние практической части с теоретической на уроке приводит к более глубокому пониманию проблемы, но, с другой стороны, количество практических работ просто огромно. Каждый учитель знает, что для проведения практической работы на уроке отводится 1 час. Но что делать, если проведение и оформление некоторых работ занимает от урока  всего 15-20 минут! Мне кажется, что некоторые практические работы было бы уместнее проводить в виде лабораторных работ  – и время распределяем рационально и бережно, и теорию подтверждаем экспериментом, и проводим закрепление изучаемого на уроке материала. Приведу примеры некоторых практических работ, которым требуется преобразование в лабораторные:

- Получение мигательного рефлекса и его торможение;

-Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа;

-Определение жирности кожи при помощи бумажной салфетки;

-Проверка чувствительности тактильных рецепторов ;

А вот некоторые лабораторные работы уместнее было бы проводить как практические, например, «Просмотр под микроскопом образцов тканей человека», «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» или «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки».

 

11 класс (2 часа в неделю 68 часов в год)

Раздел 1.Организменный уровень организации жизни на Земле.

При изучении основных закономерностей наследственности и изменчивости дополнительно ввести лабораторные работы:

-Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание»;

- Решение задач по теме «Дигибридное  скрещивание»;

- Решение задач по теме «Сцепленное наследование генов и их множественное действие»;

- Решение задач по теме «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с        полом».

Данный вид работ предусмотрен только в профильный классах. А что же делать учащимся, которые обучаются в классах общеобразовательных и планируют сдачу экзамена по биологии в форме ЕГЭ?

Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни на Земле.

Дополнительно:

-Лабораторная работа «Многообразие клеток и тканей живых организмов»

-Лабораторная работа «Митоз в клетках корешка лука»

Раздел 3. Молекулярный уровень организации жизни на Земле.

Дополнительно:

-Лабораторная работа «Решение задач по теме «Молекулярная биология».

Введение в курс биологии 11 класса такого количества лабораторных работ необходимо в целях успешной подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и наработке навыков решения задач определенного уровня сложности. Повторение лабораторных работ по изучению многообразия клеток и тканей живых организмов, а также митоза в корешке лука оправдано – повторение – мать учения, к 10 классу часть материала по митозу и мейозу забыта, а данный материал является обязательной составной частью ЕГЭ.


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Совершенно с Вами согласна. В программе есть нестыковки. Я решаю их путем переноса экскурсий на весну, а недостающие лабораторные работы включаю как отдельный этап урока при изучении темы. Администрация школы таким "маневрам" не противится.