ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ.

Хусанов С.А. учитель биологии МАОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовская область

ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ.

Для раскрытия проблемы познакомимся с некоторыми понятиями о дистанционном обучении.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Педагогические технологии дистанционного обучения - совокупность методов и приемов обучения, обеспечивающих осуществление учебно-воспитательного процесса дистанционно в соответствии с выбранной концепцией обучения.[ 1,7]

Мы поставили следующие цели:

  • создание системы подготовки к ГИА по биологии;
  • использование дистанционного обучения при подготовке к экзаменам;
  • разработка документального подтверждения работы обучающихся  при подготовке к экзаменам.

Современные потребности обучающихся нацеливают  учителя на освоение и свободное пользование интернет- технологиями.

Перед учителем биологии встаёт проблема подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации (ГИА) в новой форме. Данная проблема имеет большой спектр:

  • место и время подготовки;
  • последовательность повторения материала;
  • отбор материала в соответствии со спецификацией экзаменационной работы;
  • выбор средств и методов обучения;
  • выбор учебно-методических пособий для подготовки к ГИА.

Что из себя представляет контрольно-измерительный материал по биологии?   Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. Часть 2 содержит 5 заданий с кратким ответом (В1–В5). Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развёрнутый ответ. Ответы обучающиеся заносят в специальные бланки. [8]

Структура экзаменационной работы включает тестовые задания, которые можно сделать интерактивными при использовании компьютера. Для этого нужно использовать разнообразные  интернет ресурсы, которых сейчас очень много и большинство из них имеют свободный доступ. К ним относятся цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это учебные (образовательные) материалы, представленные в цифровой форме:

  • фотографии,
  • видеофрагменты,
  • текстовые документы,
  • звукозаписи,
  • картографические материалы,
  • статические и динамические модели,
  • объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
  • символьные объекты и деловая графика,  или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Кроме ЦОР используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним также можно отнести электронные издания, информация на машиночитаемых носителях и та, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной.

Современная система подготовки к экзаменам по биологии в 9 классе предполагает аудиторные занятия-консультации в сочетании с дистанционным обучением. Как мы это реализовали в нашей школе?  Использование социальной образовательной сети Дневник. ру даёт возможность создания группы, в которой можно интерактивно работать с обучающимися.  Главная цель группы – подготовка к ГИА по биологии.  Учитель является администратором группы и он своевременно обновляет ресурс. Это может быть дополнение страницы, ответы на вопросы обучающихся и проверка их работы. Работа в группе предполагает самостоятельную работу с размещёнными материалами учителем. 

Ученик, состоящий в группе на странице тематического раздела изучает теорию и выполняет практическую работу. Очень удобно работать в форуме, где обучающиеся могут задавать вопросы.  В созданной группе можно создавать новости и разного рода комментарии, которые помогут ориентироваться обучающимся  в самостоятельной подготовке.

Важно, чтобы оформление интернет-ресурсов обеспечивало максимально эффективное восприятие школьниками текстовой и графической информации, являющейся основным содержанием данного электронного издания. При разработке оформления информационных страниц следует избегать цветовых и графических решений, затрудняющих чтение текстовой информации. Набор гарнитур, используемых для отображения основной текстовой информации, должен быть ограничен шрифтами, обеспечивающими более легкое восприятие при чтении с экрана. Начертание шрифтов должно обеспечивать одновременно и легкое распознавание полного набора символов как множества отдельных элементов, и восприятие любого слова или текстового блока как единого визуального образа.[1-6,8,9]

Система дистанционной консультации по биологии состоит из следующих этапов.

1. Информационный.  

Обучающиеся изучают теоретический материал по основным разделам биологии: а) введение;  б) ботаника;  в) животные. г) биология человека;  д) взаимосвязи организмов и окружающей среды. Каждый раздел включает основные вопросы и ключевые термины. Материал раздела представлен в виде кратких конспектов, презентаций, видеофрагментов, анимационных моделей. Такое разнообразие форм информации позволяет обучающимся понять и запомнить учебный материал. По времени вся работа ежедневно должна занимать от 30 до 60 минут.

2. Контрольно-измерительный.

Заключается в решении тестовых заданий, которые могут быть в нескольких формах: текстовый тест, тест-презентация, онлайн-тест, тест html.

Текстовый тест – отражает все типы заданий ГИА. Обучающиеся скачивают задания и работают дома. Результаты могут сдавать учителю по электронной почте.

Тест-презентация представляет собой оболочку тестовой программы, которую учитель дополняет своими заданиями. Обычно это задания с выбором ответа. Тест-презентация предполагает индивидуальную работу, по окончании которой автоматически ставится оценка, указываются ошибки и время выполнения.

Онлайн-тест предполагает работу с интернетом и прикреплён  специальными сайтами. Он предполагает индивидуальную работу учащихся с тестом в онлайн режиме. По окончании работы выставляется оценка и дается анализ всей работы. 

Тест html –используется специальная программа для создания тестов в формате html. Она очень удобна в использовании и создании множества вариантов тестов. Система автоматически даёт процент правильно выполненных заданий.

3.Коррекционный.

Все результаты проделанной работы обсуждаются индивидуально или группой. Индивидуально посредством передачи сообщений, групповая работа идёт на форуме. Благодаря такой интерактивной работе можно быстро решить проблемные вопросы.

Проведение интерактивных консультаций стимулирует детей и укрепляет их уверенность в своих силах. Работа обучающихся с интернет- ресурсами развивает интерес к предмету и позволяет учителю наблюдать за развитием каждого ребёнка. [5]

С этой целью мы практикуем специальное портфоило "Шаги к успешной сдаче ГИА по биологии". Весь материал каждый обучающийся собирает в специальную папку. В папку вкладывают демоверсию, кодификатор и спецификацию. Структура портфолио:

1.Демоверсия.

2.Информационный материал.

а. Бактерии, грибы, растения.

б. Животные.

в.Человек и его здоровье.

г. Введение в общую биологию.

3. Для заметок учителя.

Данные материалы учащиеся собирают в течение учебного года. Это различные рисунки строения  клеток, тканей, органов и организмов; основные понятия по теме; сравнительные таблицы; сложные вопросы; "самодельные" шпаргалки.  В конце портфолио учитель пишет замечания по ведению документа.  Это портфолио - замечательный "самодельный" справочник, залог успешной сдачи ГИА.

Выводы

  • Для подготовки к экзаменам необходима гибкая система повторения учебного материала с использованием различных источников.
  • Необходимо использовать дистанционное обучение для подготовки к ГИА по биологии.
  • Использование специального портфолио - документальное подтверждение подготовки к экзаменам.

 

Используемые источники

  1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
  2. Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.
  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
  4. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004.
  5. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.
  6. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.
  7. Термины и определения дистанционного обучения //http://distant.ioso.ru/do/termin.htm
  8. Федеральный институт педагогических измерений //http://fipi.ru/view/sections/227/docs/628.html
  9. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах (на примере политологии) // http://www.prof.msu.ru/publ/ulan-ude/u18.htm
    Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
    Полонский В.М. Образовательные ресурсы и возможности сети Интернет // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=394.