Роль детских объединений в экологическом образовании

Грибанова  Наталья Александровна

 

Роль детских объединений в экологическом образовании

МОАУ гимназия №25, учитель биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Грибанова Н.А

Роль детских объединений в экологическом образовании

МОАУ гимназия №25, учитель биологии

                                               N. A. Gribanova

The role of the association of children in environmental education.

The article examines the questions of environmental education and training through association of children,

 « Для полного счастья человеку

необходимы: солнце, свобода и

маленький цветок» Г. Х. Андерсен.

Человек- существо социальное. Он не может жить без общества. Для комфортного состояния ему необходим хотя бы попугай и верный друг «Пятница».  Положение человека в природе и обществе мы объясняем своим учащимся на уроках биологии, обществознания. Но именно для человека характерно стремление отстаивать своё «Я» перед обществом, в котором он родился. Особенно активна  эта борьба за независимость проявляется в подростковом возрасте, который также называют «трудным», «эмоциональным». Для этого возраста , как отмечают психологи, характерно выраженная эмоциональная неустойчивость, резкие беспричинные колебания настроения, нежелания слушать и воспринимать то, о чём ему говорят окружающие. В этот период проходит социализация подростков, проявляющаяся в формировании ценностей, навыков и стереотипов поведения. Другими словами, всего того, что и будет формировать его собственное «Я»[1]. Задача же образовательных учреждений формировать у учащихся представление о социальном и нравственном образе гражданина России. В её решении большую роль играет экологическое образование, которое сегодня в учебных программах, к сожалению, сведено до минимума. Основная нагрузка экологического просвещения поэтому ложится на внеклассную работу. Педагогический опыт показывает, что эффективней её проводить в детских объединениях (клубах, кружках), которые чаще всего формируются по возрастным особенностям и интересам. Как отмечает  Суматохин С. В., одна из пассивных  форм досуга подростков- общение с друзьями (84,5% опрошенных)[2]. Задача педагога:  перевести пассивное общение в активную форму, увлечь их одной целью и дать максимум свободы под своим чутким ненавязчивым руководством. При этом желательно использовать такую особенность подросткового периода, как умение слушать и понимать сверстников. В истории педагогики известны примеры детских организаций ,цель которых - служение государству, религиозное и физическое воспитание, служение и верность партии, стоящей у власти. Организация и цели различные, но одно объединяло их: успешное использование  системы руководства детьми через самих же детей. Сегодня в регионах нашей страны можно наблюдать движение разных детских организаций, работа которых чаще носит эпизодический характер: проведение мероприятий, приуроченных к определённым праздникам или событиям в стране. Детские организации с экологическим направлением в этом отношении находятся в более выгодном положении: во-первых, природоохранные мероприятия носят систематический характер и приурочены к календарным мероприятиям (операции «Зимующая птица», «Прилетайте, мы вас ждём», «Ёлочка», «Наш двор- наша забота» и т. д); во-вторых, через экологическое воспитание  успешно решаются задачи, которые актуальны во все времена: любовь к своей Родине, бережное отношение к природе, изучение её законов; в-третьих, в детских объединениях с экологической направленностью возможно успешное решение задач  социального развития подростка:  

1.Формирование способностей к самореализации;

2. Приобретение коммуникативной компетентности;

3. Развитие нравственности;

4. Умение находить друзей, создавать свой круг общения;

5. Развитие ценностных ориентаций.

Иерархической единицей любой детской организации ( школьной, городской и т. д) является детское объединение. Так, например, в городе Благовещенске создана детская экологическая организация «Земляне» на базе городского экологического центра, цель которой- организация экологической работы в школах города. В каждом образовательном учреждении города существуют свои детские объединения, в которые входят учащиеся одного возраста с определённым  направлением в работе. Так в гимназии №25 города Благовещенска создано детское объединение «Юные Земляне», цель которого - развитие у учащихся чувства причастности к решению экологических проблем через вовлечение в различные виды деятельности. Составлена программа для учащихся 5-6 классов, которая включает в себя следующие разделы:

  1. Краеведческая деятельность (изучение истории города Благовещенска, природы Амурской области)
  2. Познавательная деятельность(изучении отдельных вопросов валеологии, экологии)
  3. Художественное творчество (участие в конкурсах, выпуск листовок, газет)
  4. Агитационная деятельность (работа агитбригады, проведение экологических праздников, бесед, лекций)
  5. Практическая часть программы (участие в акциях, реализация экологических проектов)

«Юные Земляне» хорошо знакомы гимназистам, они частые гости  в 5-7 классах. Такие мероприятия, как «Коса-девичья краса», «Скажем никотину- НЕТ!» конкурс кормушек, «Мы-Земляне», «Приглашение к чаю», «Зелёное чудо», «Знакомьтесь: Амурский тигр» стали традиционными, проводятся по параллелям. В городском конкурсе среди агитбригад по антиникотиновой пропаганде, в конкурсе поделок «Зелёная ветка», в конкурсе рисунков «Братья наши меньшие» «Юные Земляне» заняли призовые места. Внеклассное воспитание -  это трудная, кропотливая и ответственная работа. Необходимо чётко представлять, что мы хотим воспитать в наших учениках,  и самому  любить свою Родину. Результаты такой работы можно наблюдать от занятия к занятию: навыки общения, ораторские способности, навыки исследовательской и проектной деятельности. Реализовать себя учащиеся могут в любом виде деятельности  и сказать себе: «Я это могу!; у меня это получается». В тоже время каждый ученик осознаёт себя частицей коллектива, способной сопереживать другим,  протянуть руку помощи и нести ответственность за общее дело. Это то, что мы хотим видеть в Юном гражданине нашей страны.

Литература.

  1. Копылова Т. ж-«Воспитание школьников»№1-2008
  2. Суматохин С. В. Ж- «Воспитание школьников»