Моя педагогическая философия.

Антонова Светлана Александровна

                                                    Если учитель имеет только любовь к делу, он      

                                                   будет хороший учитель. Если учитель имеет  

                                                   только любовь к ученику, как отец, как мать,                         

                                                   он будет лучше того учителя, который прочел

                                                  все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к

                                                  ученикам. Если учитель соединяет в себе

                                                  любовь к делу и к ученикам, он – совершенный

                                                  учитель.

                                                                                                             Л.Н. Толстой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

                                                    Если учитель имеет только любовь к делу, он      

                                                   будет хороший учитель. Если учитель имеет  

                                                   только любовь к ученику, как отец, как мать,                          

                                                   он будет лучше того учителя, который прочел

                                                  все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к

                                                  ученикам. Если учитель соединяет в себе

                                                  любовь к делу и к ученикам, он – совершенный

                                                  учитель.

                                                                                                             Л.Н. Толстой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

     Школа  в наше время как никогда несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразова-тельной подготовки определяет базис общей культуры человека, стиль его мышления, мировоззрение, духовное развитие. Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования,  отмечается значительное обновление содержания обучения, приведение его в соответствие с задачами развития общества, страны в целом. Стандарт  и документы по качеству образования  заметно меняют практику профессионально-педагогической деятельности учителя биологии. На основе последних теоретических изысканий педагогической науки, в соответствии с требованиями сегодняшнего времени к обучению и воспитанию подрастающего поколения, используя новые педагогические технологии я  представляю  свою педагогическую концепцию.

    Английский биолог, лауреат Нобелевской премии П. Медавар в свое время сказал: «Биолог может мыслить только эволюционно — другой альтернативы для него не существует». А это значит, что  курс биологии  формирует у учащихся  научные знания, научное миропонимание. Содержание биологического образования включает знания об уровневой организации, и эволюции живой природы,  биоразнообразии, обмене веществ и превращениях энергии, наследственности и изменчивости, размножении и индивидуальном развитии организмов, их связях со средой обитания и приспособленности к ней; об организме человека, его биологической природе и социальной сущности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Профессиональная деятельность учителя биологии обеспечивает учащихся  предметными знаниями, которые становятся основой для решения реальных жизненных проблем, например, организация здоровьесберегающей деятельности, формирование эколгически обоснованного поведения, гигиенической грамотности и др.

Доступность, качество образования, также как  и эффективность начинаются несомненно  с «учителя нового качества». В моей профессиональной деятельности применяются следующие  компетенции:

1.Владение  содержанием  и методологией предмета.

2.Знание закономерностей познавательных процессов ученика  в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

 

                                                     -1-

3. Использование принципов здоровьесбережения при проектировании учебного процесса и  обеспечение валеологически обоснованного режима учебной деятельности.

4. Осуществление отбора содержания школьного биологического образования на основе пересечения информационных потоков учителя (Базисный учебный план, стандарт школьного биологического образования, альтернативные учебные программы и соответствующие им учебно-методические комплексы) и учащихся (личный опыт, информационные ресурсы СМИ, Интернета).

5. Владение  управленческими знаниями и навыками.

6. Использование инновационных образовательных технологий (развития критического мышления, исследовательского, рефлексивного, проектного обучения, информационно-коммуникационных), не только решающих задачи освоения содержания школьного курса биологии, но и способствующих формированию компетентностей учащихся.

6. Владение приемами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями.

   Таким образом,   сегодня  я -учитель биологии   и востребована как Предметник,  Наставник,   Партнер, Исследователь, Психолог, Технолог. Я являюсь организатором эффективной деятельности учеников разных уровней  обучаемости  в предпрофильных и профильных классах лицея. Диагностирую уровень  развития учащихся, выстраиваю на основе полученных данных технологические, реально достижимые цели  и задачи своей педагогической деятельности. В моей профессиональной деятельности большое значение приобретает проектировочная функция  в разработке авторских элективных курсов, использовании разнообразных способов организации исследовательской деятельности учащихся, использование технологий сотрудничества, групповых форм работы.

   Чтобы соответствовать духу времени я свою деятельность ориентирую на использование личностно –ориентированные технологии  формирования ключевых компетенций учащихся. Многие годы я стремлюсь за максимально короткий промежуток времени добиться желаемого результата в обучении. Достижение такой цели возможно при моем умении выделить главное в изучаемом материале, необходимое для приобретения системы знаний, развития умений и навыков учащихся. Это потребовало освоения разнообразных методов обучения (логические, проблемные, игровые, дифференцирование и др.) и постепенного перехода к новым педагогическим технологиям. Технологический подход в преподавании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника лицея, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны.  Реализация технологического подхода позволяет сформировать у учащихся  умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать

   В последние годы заметно повысилось  качества знаний учащихся по биологии благодаря   конструированию уроков   с использованием

                                                     

                                                                            -2-

ниформационно-коммуникационных обучающих средств .Эффективность  применения информационной технологии зависит от профессиональной компетентности педагога , уровня оснащения учебного кабинета средствами информационно-коммуникационной технологии, а  также  от подготовленности учащихся  к восприятию учебного материала  посредством применения  данной технологии. Учащиеся на более высоком уровне усваивают учебный материал, так как информационный материал точный, полезный и главное актуальный. Учащимся прививаются навыки самостоятельной познавательной деятельности при работе с информационным материалом с различных источников. Кропотливая работа по созданию презентации улучшает внимание, память учащихся и способствует  увеличению  взаимопонимания между педагогом и учащимися.

  На протяжении многих лет в нашем лицее приоритетным направлением деятельности является здровьесберегающая деятельность. В преподавание своего предмета я  вписываю  принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы. Применяемые здоровьесберегающие технологии направлены на защиту и обеспечение здоровья, формирование бережного  отношения к нему. Здоровьесберегающие технологии формируют у учащихся  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни. Уделяю большое  внимание на  поддержание экологического  пространства в кабинете биологии: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют удачно подобранные мною для кабинета биологии  фитонцидные комнатные растения. При этом решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

   Среди основных положений концепции модернизации российского образования определена необходимость усиления в содержании биологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Степень сложности практических работ от класса к классу повышается и способствует развитию исследовательской инициативы учащихся. Создаются благоприятные условия  для раскрытия склонностей, способности и творческой индивидуальности учащихся. В 8-11 классах учащиеся начинают выполнять учебно-исследовательские работы на основе выработанных общеучебных умений   и навыков по ведению практических работ исследовательского характера. Об особой ценности заданий на проведение опытов и наблюдений можно сказать словами К.А. Тимирязева: «Люди, научившиеся простым измерениям, наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические  ответы, оказываясь на  более высоком умственном и нравственном уровне  в сравнении с теми, кто такой школы не проделал».

Развитие  исследовательских навыков учащихся приносит хорошие результаты в учебной деятельности.

                                                   

                                                       

                                                                      -3-

Учащиеся занимают призовые места не только на школьном этапе защиты исследовательских работ, но и на муниципальном уровне.

 Исследовательская деятельность  выпускников области биологии определил  выбор  профессии медиков, психологов, специалистов  сельского хозяйства. Проект «Мы против СПИДа» обеспечил  переход на уровень социально значимых результатов.

  Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля  за  качеством знаний. Я диагностирую такие аспекты учебной деятельности у

учащихся  как мотивационные (зачем он учится?), инструментальные (как  он учится?), рефлексивные (как он оценивает результаты своей учебной деятельности?). Основным инструментом измерения качества обучения по биологии  является контрольно- измерительный материал по достижению базового уровня знаний с выделением обязательных умений и знаний, вопросов повышенного  уровня, по оцениванию уровня мышления, мотивации, по определению уровня  общеучебных умений и навыков. Мною осуществляются следующие  способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос), письменный контроль (диктант по терминологии, разноуровневые  контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль. Правильная организация контроля знаний на каждом этапе обучения позволяет мне  оптимально  выбирать  формы и методы обучения,  а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Процент успеваемости  учащихся по биологии с 6 по 11 класс составляет 100%. Качество знаний – в среднем    68 %. Активно выражается творческая  способность учащихся  при  создании исследовательских работ, при реализации  социально значимых проектов.

В связи с новыми требованиями  Стандарта второго поколения мною  взяты во внимание принципы дополнения биологического курса. Содержание курса строится  с учетом культуросообразного подхода и содержательных линий (многообразие и эволюция органического  мира; биологическая природа  и социальная сущность человека; уровневая  организация живой природы. При обучении биологии  выпускники должны  демонстрировать  результаты  личностные, метапредметные, предметные. В рамках перечисленных требований к результатам обучения по биологии я предполагаю делать  больший упор  на индивидуализацию обучения, использование  специфичных педагогических технологий, определиться  с учебно-методическим обеспечением  учебно-воспитательного процесса. Предполагаю, работа в этом направлении приведет  к улучшению качества знаний по биологии, расширению сфер образовательных услуг, выполнению  повышенных требований  к уровню профессиональной  подготовки учащихся. Хочется завершить работу словами Аристотеля, который  впервые открыл  в Афинах Лицей: «Ум  заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.»

                                                        -4-