Методическая разработка урока: "Цветок – орган семенного размножения растений"

Ачмиз Зарема Рамазановна

Урок:

Цветок – орган семенного размножения растений

Цель урока:

Углубление знания учащихся о строении цветка, на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве цветковых растений.

 

Оборудование урока: 

Цветки растений фиксированные в спирте, лупы, скальпели, модель  цветка вишни, капусты. Таблицы

 

 

Ход урока.

I.               Беседа с учащимися.

1.              Что называется вегетативным размножением?

2.              Перечислите способы вегетативного размножения?

(черенками, усами, отводками, почками (глазками), целым листом, частью листа, листовыми почками, корневищем, клубнем, луковицами, корневыми отпрысками, черенками).

3.              Для чего и в каких случаях, применяют прививку растению?

4.              Какие способы вегетативного размножения можно применить к

Тюльпанам           луковицами

Землянике            усами

Смородине           отводками

Традесканции                 черенками

Картофель            клубнем

II.             Изучение нового материала.

Цель: Мы должны с Вами познакомиться с цветком как органом семенного размножения. Цветок – видоизмененный побег и как все побеги развивается из почки. Изучение строения цветка.

Учитель: Хотите поднять себе настроение? Поверьте нет лучшего средства, чем свидание с цветами. Цветы удивительнейшие лекарства для души. Убедительно сказал об этом писатель Борис Лавренюк: «Попробуйте взглянуть на яркий и стройный цветок – и искренняя ласка появится в ваших глазах. Вдохните глубже упоительное благоухание – и светлые чувства заполнят Ваше сердце».

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Учитель: Какие органы имеет цветковое растение?

Ученик: корень, стебель, листья и цветки.

Учитель: наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Мы знаем с Вами, что на Земле преобладают цветковые растения.

Учитель: Какое строение имеет цветок? (показать на таблице)

Ученик: Цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки венчика, тычинка, пестик.

Учитель: Что является главными частями цветка? (тычинка и пестик)

А какое они имеют строение?           (тычинка      и    пестик)

                                                     пыльник              рыльце, столбик

                                              тычиночная нить       завязь

Учитель: Почему они являются главными частями?

(они способствуют образованию плодов и семян)

 

Учитель: что составляет околоцветник?

(составляют чашелистики и лепестки венчика)

Учитель:    Цветы, скажите мне, цветы

                    Где вы, собой являя чудо,

                    Берете столько красоты!

                    И аромат такой откуда?

Учитель: Цветок - это видоизмененный побег размножения, служащий для семенного размножения цветковых растений. Цветки очень разнообразны по своей форме, окраске и размерами, однако большинство из них имеет одинаковые части, отличающиеся большим сходством.

Единство, родство цветковых растений окраска цветков исключительно разнообразна. Однако в центральных и северных областях нашей страны наиболее часто встречаются белые и желтые цветки, реже красные, еще реже синие и фиолетовые.

Учитель: сообщение «Есть цветы-гиганты», стр. 89

околоцветник - простой (тюльпан)

                              - двойной (вишня)

Учитель: совокупность чашечки и венчика называется околоцветником. Околоцветник не разделенный на чашечку (все листочки одинаковы как например, тюльпан, пролески) называется простым.

Двойной околоцветник – дифференцированного на чашечку и венчик.

Разделяют венчик раздельно – (магнолиевые, лютиковые)

и сростнолепестковые (свойственно насекомоядным цветкам)

 

 

 

 

Цветки

 

обоеполые

                                                     однополые

 

(вишня, яблоня, Черемуха, капуста)

(тычиночные и пестичные)

                                                 огурец, арбуз, ива, тополь, тыква

однодомные

двудомные

 

Тыква, береза, дуб, кукуруза

Осина, ива, конопля, тополь

 

                                                

                   

Правильный

Неправильный

Если цветок можно мысленно разделить несколькими вертикальными плоскостям части и на симметричные (яблоня)

Если можно только провести одну плоскость (горох)

 

Учитель: цветки называются обоеполыми, поскольку в цветке имеются тычинки и пестик. Однако есть цветки, у которых находятся только тычинка или только пестик такие цветки относят к однополым и называют тычиночными или пестичные цветки. Однополые цветки развиваются на одном материнском растении. Растения с однополыми цветками делят на однодомные и двудомные.

Однодомные - например, кукуруза на верхушке расположено соцветие метелка, состоящее из тычиночных цветков, а пестичные цветки расположены в соцветии потатка, так как они находятся на одном растении называются однодомные (дуб, береза, тыква)

Двудомные(растения женские и мужские цветки появляются на разных экземплярах одного и того же вида) – на одном растении расположены тычиночные х пестичные (тополь, конопля, осина, ива).

Ребята формула цветка

Ч4Л4П1Т6 – капуста

Что такое цветок?

И так ребята, чем же является цветок?

Это генеративные орган, орган семенного размножения, видоизменённый побег.

А сейчас в качестве закрепления мы выполним лабораторную работу № 7, стр. 253, §40, § 2

 

Лабораторная работа № 7

«Изучение строения цветка»

1.     Рассмотрите цветок, определите по нему  название цветка.

2.     Рассмотрите цветок, найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, пестик и тычинки.

3.     Определите, какой околоцветник у рассмотренного вами цветка: простой или двойной.

III.          Закрепление. Беседа по вопросам §40.

IV.          Домашнее задание.

§40 зад. Стр. 102

§2 (цветок)

Подготовить стихи и загадки, пословицы о цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zara_111_1.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:        

Цветок – орган семенного размножения растений

Цель урока:

Углубление знания учащихся о строении цветка, на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве цветковых растений.

Оборудование урока:  

Цветки растений фиксированные в спирте, лупы, скальпели, модель  цветка вишни, капусты. Таблицы

 

Ход урока.

  1. Беседа с учащимися.
  1. Что называется вегетативным размножением?
  2. Перечислите способы вегетативного размножения?

(черенками, усами, отводками, почками (глазками), целым листом, частью листа, листовыми почками, корневищем, клубнем, луковицами, корневыми отпрысками, черенками).

  1. Для чего и в каких случаях, применяют прививку растению?
  2. Какие способы вегетативного размножения можно применить к

Тюльпанам                луковицами

Землянике                усами

Смородине                отводками

Традесканции                черенками

Картофель                клубнем

  1. Изучение нового материала.

Цель: Мы должны с Вами познакомиться с цветком как органом семенного размножения. Цветок – видоизмененный побег и как все побеги развивается из почки. Изучение строения цветка.

Учитель: Хотите поднять себе настроение? Поверьте нет лучшего средства, чем свидание с цветами. Цветы удивительнейшие лекарства для души. Убедительно сказал об этом писатель Борис Лавренюк: «Попробуйте взглянуть на яркий и стройный цветок – и искренняя ласка появится в ваших глазах. Вдохните глубже упоительное благоухание – и светлые чувства заполнят Ваше сердце».

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Чтобы жить нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Учитель: Какие органы имеет цветковое растение?

Ученик: корень, стебель, листья и цветки.

Учитель: наличие цветка – главный признак покрытосеменных (цветковых) растений. Мы знаем с Вами, что на Земле преобладают цветковые растения.

Учитель: Какое строение имеет цветок? (показать на таблице)

Ученик: Цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки венчика, тычинка, пестик.

Учитель: Что является главными частями цветка? (тычинка и пестик)

А какое они имеют строение?           (тычинка      и    пестик)

                                                     пыльник              рыльце, столбик

                                              тычиночная нить       завязь

Учитель: Почему они являются главными частями?

(они способствуют образованию плодов и семян)

Учитель: что составляет околоцветник?

(составляют чашелистики и лепестки венчика)

Учитель:    Цветы, скажите мне, цветы

                Где вы, собой являя чудо,

                Берете столько красоты!

                И аромат такой откуда?

Учитель: Цветок - это видоизмененный побег размножения, служащий для семенного размножения цветковых растений. Цветки очень разнообразны по своей форме, окраске и размерами, однако большинство из них имеет одинаковые части, отличающиеся большим сходством.

Единство, родство цветковых растений окраска цветков исключительно разнообразна. Однако в центральных и северных областях нашей страны наиболее часто встречаются белые и желтые цветки, реже красные, еще реже синие и фиолетовые.

Учитель: сообщение «Есть цветы-гиганты», стр. 89

околоцветник - простой (тюльпан)

                        - двойной (вишня)

Учитель: совокупность чашечки и венчика называется околоцветником. Околоцветник не разделенный на чашечку (все листочки одинаковы как например, тюльпан, пролески) называется простым.

Двойной околоцветник – дифференцированного на чашечку и венчик.

Разделяют венчик раздельно – (магнолиевые, лютиковые)

и сростнолепестковые (свойственно насекомоядным цветкам)

Цветки

обоеполые

                                                     однополые

(вишня, яблоня, Черемуха, капуста)

(тычиночные и пестичные)

                                        огурец, арбуз, ива, тополь, тыква        

однодомные

двудомные

Тыква, береза, дуб, кукуруза

Осина, ива, конопля, тополь

                                        

                

Правильный

Неправильный

Если цветок можно мысленно разделить несколькими вертикальными плоскостям части и на симметричные (яблоня)

Если можно только провести одну плоскость (горох)

Учитель: цветки называются обоеполыми, поскольку в цветке имеются тычинки и пестик. Однако есть цветки, у которых находятся только тычинка или только пестик такие цветки относят к однополым и называют тычиночными или пестичные цветки. Однополые цветки развиваются на одном материнском растении. Растения с однополыми цветками делят на однодомные и двудомные.

Однодомные - например, кукуруза на верхушке расположено соцветие метелка, состоящее из тычиночных цветков, а пестичные цветки расположены в соцветии потатка, так как они находятся на одном растении называются однодомные (дуб, береза, тыква)

Двудомные(растения женские и мужские цветки появляются на разных экземплярах одного и того же вида) – на одном растении расположены тычиночные х пестичные (тополь, конопля, осина, ива).

Ребята формула цветка

Ч4Л4П1Т6 – капуста

Что такое цветок?

И так ребята, чем же является цветок?

Это генеративные орган, орган семенного размножения, видоизменённый побег.

А сейчас в качестве закрепления мы выполним лабораторную работу № 7, стр. 253, §40, § 2

Лабораторная работа № 7

«Изучение строения цветка»

  1. Рассмотрите цветок, определите по нему  название цветка.
  2. Рассмотрите цветок, найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, пестик и тычинки.
  3. Определите, какой околоцветник у рассмотренного вами цветка: простой или двойной.
  1. Закрепление. Беседа по вопросам §40.
  2. Домашнее задание.

§40 зад. Стр. 102

§2 (цветок)

Подготовить стихи и загадки, пословицы о цветах.