СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ В СВЕТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В современном представлении принцип научности определяет отбор содержания учебного материала и способы его усвоения. В подходе к отбору содержания выделяются теории материального и формального образования.  Материальное образование подразумевает основы наук, знания, нужные и полезные в жизни, формальное  - направлено на развитие учеников, их познавательных интересов.

Отбор содержания учебного материала в старшей школе осуществляется, основываясь на типологических особенностях профильных классов: для учащихся естественнонаучного профиля характерна теоретическая и естественнонаучная составляющая, определяющая максимальный объем материала; для гуманитарного профиля -  преобладание гуманитарной составляющей, образного восприятия мира.

Содержание образования подразумевает предметность, которая включает формирование целостной личности, знаний и разных способов деятельности. Целостная личность предполагает ориентацию образования на самоопределение, т.е. определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопреде­ления человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во вре­менной перспективе. В отборе содержания предмета биологии, направленного на развитие целостной личности выделяется экологизация учебно-воспитательного процесса, которая включает:

q   понимание, что человек – часть природы, его назначение и важность здоровья человека,

q   понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

q   раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;

q   понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.

В результате такого  воздействия на детей реализуются планируемые личностные результаты: готовность детей к жизненному и личностно­му самоопределению, знания моральных норм, умения выде­лять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ори­ентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Дети разрабатывают циклы творческих проектов, презентаций о здоровье человека, глобальных проблемах человечества, этических нормах в генетике и др., в которых дают свою оценку экологическим событиям.

В качестве конкретных выразителей биологических знаний выступают сведения и факты, понятия и суждения, закономерности и теории, необходимые учащимся для осмысления теоретических и прикладных вопросов. На этих основах у учителя есть возможность формировать научное миропонимание, критическое мышление, эмоционально-ценностное отношение к живому миру, развивать экологическую культуру. Учитывая, что живая природа и ее объекты являются сложными по составу, способам функционирования и взаимоотношениям с окружающей средой, в школьных условиях необходимо отражать цитологические, гистологические, морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, гигиенические аспекты знания.

Наука биология сопровождается знанием огромного количества понятий, терминов, законов, в теории есть как гипотезы, так и научно доказанные факты, что отражается в планируемых предметных результатах. На первом уроке освоения нового материала раздела биологии, обязательным является развитие понятийного аппарата учащихся, необходимо добиваться понимания причин существования конкретной научной теории при имеющихся гипотезах, вере, суждениях, на последующих этапах изучения – отработка терминологии и расширение знаний. Большую роль в формировании и развитии биологических понятий играет сопоставление объектов в целях выявления черт сходства и различия между ними. Сравнение  с использованием анализа подводит к синтезу, обобщению. Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, как при изучении нового материала, так и на этапах закрепления и систематизации знаний.

Личность учащегося, его  способности, склонности и черты характера формируется в деятельности. Научные и практические биологические знания органически взаимодействуют с умениями и навыками, обеспечивают применение знаний в  новых ситуациях, формируют универсальные учебные действия учащихся. Уменияэто возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний, выражаются в применении биологических знаний для объяснения процессов жизнедеятельности организмов, явлений природы, работать с биологическими объектами, приборами, справочниками, электронными пособиями и энциклопедиями, проводить наблюдения за объектами. Навыки - это многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия, например, умения ухаживать за растениями и животными, работать с микроскопом и др. Каждое умение в процессе его формирования до состояния навыка проходит ряд этапов. На первом этапе ученика следует познакомить с тем, как выполнить действие, которым надо овладеть. На втором этапе происходит усвоение и становление знаний, необходимых для выработки умения, навыки. Третий этап - показ образца данного действия, чтобы предупредить ошибки первых шагов деятельности. В старших классах показ может быть заменен четким предписанием выполнения действия в виде пошагового алгоритма его осуществления. На четвертом этапе идет практическое овладение действием, выработка правильного умения. Ученик начинает сознательно применять правила выполнения действия. Здесь особенно важны анализ действий, разбор ошибок, их предупреждение, правильное и последовательное выполнение всех действий данного умения. Пятый этап — самостоятельные и систематические упражнения. В прямой зависимости от того, как организована познавательная деятельность на уроке, находится степень и скорость овладения тем или иным умением.

Опыт творческой деятельности выражается в самостоятельном исследовании и синтезе полученной информации, в решении новых проблем и переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Ребенок сам способен создать творческий продукт, т.е. формируется способность порождать новые знания, что очень важно для овладения универсальной учебной деятельности. Организация творческого процесса с учениками имеет направления:

§  подбор наиболее целесообразных тем проектной деятельности;

§  формирование мотивации учащихся в процессе поиска решения;

§  организация творческого сотрудничества;

§  культивирование рефлексии;

§  обучение эвристическим приёмам;

§  обучение проведению общеинтеллектуальных операций;

§  ориентирование в поиске решения;

§  консультации по биологии.

Основой для развития учащихся служит творческая деятельность, которая может реализоваться через проектно-исследовательскую работу школьников.  Ярким примером такого творческого процесса является подготовка к Турниру юных биологов и участие детей в биологических боях.  Турнир – это уникальный образовательный процесс, в котором школьники учатся активно применять свои знания, анализировать информацию, вести диспуты и работать в команде. ТЮБ является командно-личным соревнованием учащихся в их способности решать сложные биологические проблемные задачи, представлять решения и защищать их в научной дискуссии. Все проекты, выполненные учащимися, характеризуют их высокий уровень информационной компетентности  не только знаний биологии, но и межинтегративных наук, например, физики, химии, географии. В результате такого взаимодействия учителя и учеников становиться возможной реализация планируемых метапредметных результатов.

Важным результатом осуществления творческой деятельности становится дальнейшая успешность учеников: большинство учеников начинает верить в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжает своё биологическое образование не только на школьной скамье, но и в Малом Университете при К(П)ФУ, в учебно-тематических лагерях «Квант», «Байтик», в летних межпредметных школах г. Пущино и Кирова, по окончании школы в различных учебных заведениях, связанных с естественнонаучными дисциплинами.

Таким образом, деятельностный подход в отборе содержания предмета биологии имеет важное значение для осуществления новой парадигмы образования. Он создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности, направлен на развитие личности учащихся, их умственных и творческих способностей, создание условий для саморазвития учащихся, обеспечения базы для «запуска механизмов» самообучения.