Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность

 «Педагогическое сопровождение исследований учащихся  на уроках биологии и внеурочную деятельность»

 

 «Сомневаясь, мы начинаем исследовать.

А исследую, находим истину»

(Пьер Абеляр)

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать  возможность каждому развиваться с собственной скоростью.

Инициативность, способность  творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Помочь этому может использование  современных                                                                                          педагогических технологий,   вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Научить ребёнка определять цель исследования, задачи, выделять предмет и объект не представляет большого труда, но одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках биологии происходит постепенно.   

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

(древнекитайская мудрость»

Учащимся уже с 5 класса при изучении темы: «Среды жизни растений» учащимся предлагается выяснить природные условия жизни растений, приспособления к данной среде, а также назвать растения, обитающие в данной среде. С большим интересом учащиеся работают над проектами к темам: «Многообразие и происхождение культурных растений», «Совместная жизнь организмов в природном сообществе».  Учащиеся проводили дома исследования по теме «Плесневые грибы и дрожжи». На уроке была сформулирована гипотеза: плесневые грибы живут везде, имеют особое строение, приносят вред и пользу. Чтобы проверить и подтвердить, пятиклассники наблюдая за развитием плесени на хлебе, лимоне, компоте и др. продуктах. Во время урока  работают в группах: изучают параграф, дополнительную литературу, выполняют лабораторную работу, в ходе которой знакомятся со строением плесневых грибов. Итогом является разработка памятки для хранения продуктов. Каждая группа защищает свой проект (тему «Плесневые грибы и дрожжи» мы продолжаем в 7 классе более глубоко).

В 6 класса при изучении темы «Фотосинтез» предлагаю, повторив опыт Джозефа Пристли, доказать что растение на свету выделяет кислород, а в темноте  углекислый газ. При изучении «Вегетативное размножение учащимся предлагается задание, которое предусматривает выполнение проекта. Проблемный вопрос: Как в кротчайший срок озеленить класс и клумбу? Тема озеленения актуальна, т.к. в школе ежегодно проходит конкурс между классами на лучшее озеленение клумбы.

В 7 классе при изучении животного мира учащиеся с большим интересом выполняют проекты при изучении тем: «Покрытосеменные растения» - проект «Как лечились наши предки»,  «Значение паразитических червей в природе и жизни человека», «Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний».

Такая работа в среднем звене школы не может прерваться в старших классах. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень. Примером такой работы может стать, например, подготовка информационного проекта в 8 классе «Влияние наркотических веществ на здоровье человека».

Работа над проектами на уроках биологии может носить длительный характер или сводиться к рамкам одного урока. Например, на уроке в 9 классе учащимся предложена тема «Рациональное использование природы и ее охрана». После обсуждения проблемы всей группой выявляются направления деятельности человека, направленные на рациональное использование природных ресурсов и охраны природы. Учащимся предложено подумать о том, как спасти планету от катастрофы. Каждая группа состоит из 3-4 учеников, им следует выработать проект спасения планеты Земля по одному из предложенных направлений: загрязнение мирового океана, загрязнение атмосферы, растения и животные, находящиеся на грани исчезновения.

 Примером длительной работы над исследованием может послужить научная деятельность учащихся 9 класса по теме: «Экологически чистая квартира». Им предстояло выполнить задание в групповом режиме: определить цель, объект, предмет исследования, сформулировать цели и задачи, проанализировать практическую значимость данной работы; выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания; на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы, изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки в ней.

Особенностью курса биологии является деятельностный подход к обучению: активное развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности. Опыт преподавания говорит о том, что на уроке невозможно уделить все время практической составляющей. Решением проблемы может стать внеурочная деятельность по биологии.

Внеурочная деятельность по биологии допускает варьирование форм и методов, позволяет посвятить занятие только проведению наблюдений, постановке опытов, работе с дополнительными источниками информации.

Исследовательская и проектная деятельность способствует достижению метапредметных результатов – способности использовать знания учебной, познавательной и социальной практики.       

Знания, приобретенные школьниками в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными, максимально осознанными.

Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Данная  деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

 

Этапы педагогического сопровождения

Подготовительный этап. Педагогическая задача учителя, на данном этапе - создание мотивации, определение темы и целей проекта. Деятельность учащегося направлена на выполнение заданий, предложенных учителем. Результатом работы на данном этапе будет осмысление предложенной темы.

Этап планирования. На этом этапе учащийся оценивает имеющийся у него образовательный ресурс: «Что я знаю и умею?». Выполняет систему заданий, стимулирующую к выбору путей исследования:

Учащийся изучает предложенную литературу, составляет краткую характеристику. При обработке информации учитель выступает в роли консультанта, который помогает ребёнку сориентироваться в выборе темы проекта, в поисках источников информации, при этом учитывает критерии анализа источников: наглядность, доступность, достоверность,  ориентирует,  насколько выбранный путь будет оптимальным,.   Затем учащийся  планирует собственные исследовательские действия и результаты, он должен понять, что надо сделать, чтобы провести исследование.  Учитель выступает в роли консультанта, Учащийся выдвигает  гипотезу. Проводит постановку задач, которые прописываются в проекте.  Результатом работы на данном этапе будет составление плана своих последующих действий, выбор подходящих методов исследования почвы. Обучающийся получает знания о характере и структуре исследовательской деятельности.

Исследовательский  этап. Собственно исследование, выполняемое по проверенному плану. Изучая теорию, посвященную данной проблематике, и подборе методик исследования ребята уже достаточно успешно находят необходимую информацию на Интернет-сайтах, затруднения возникают при работе с печатными источниками. Ребята самостоятельно прочитали и проработали большое количество материала. Моя помощь заключалась в отборе значимых и важных фактов. И помощи при организации опытной работы. На этом этапе учитель косвенно руководит деятельностью учащихся.

Учитель должен уберечься от двух крайностей:

1. Неодобрения негативной оценки, критики …

                                                             «Каждая идея – вещь деликатная.

                                                         Равнодушный кивок или

мимолетная идея могут погубить идею.

                                      Острое замечание

                                                                  может «заколоть» ее на смерть,

                                              А нахмуренные брови

                                                              искалечить до неузнаваемости»

Ч. Брауэр

2. Чрезмерной опеки, оказания помощи, когда она не востребована.

«Отчего погас свет?

Я заслонил его своим плащом,

Чтобы спасти его от ветра;

Вот от чего погас светильник!»

Р. Тагор

Этап получения и обобщения результатов и выводов. Учитель консультирует учащихся, побуждая их к анализу и выводу исследования. Учитель предлагает алгоритм оценки полученных результатов. Учащиеся анализируют результаты и процесс деятельности, делают выводы, соотносят полученные результаты с целью проекта. Далее под руководством учителя составляется план отчёта по  проекту.

Презентация проекта. Ученик презентует проект на школьном этапе научно- практической конференции, аргументировано отвечает на вопросы. Учитель на данном этапе присутствует как слушатель, задаёт вопросы на уточнение. Корректирует, если требуется результаты проведённого исследования.

Рефлексивный этап. Учитель даёт задание написать эссе на тему:  «Как я оцениваю свою деятельность в рамках проекта и его практическую значимость».  Ученик проводит оценку полученных результатов, их практическую значимость, делает вывод о своей успешности и степени удовлетворённости проделанной работой и полученным результатом. Заполняет рефлексивную таблица:          Знал –узнал        Умел-научился                                      

Учитель даёт инструктаж и рекомендации по заполнению таблицы.

Таким образом, исследовательская деятельность – это совокупность методов и приемов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» - и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся.

 

Схема педагогического  сопровождения ученических проектов. Конечно же, она далека от совершенства, но это наш опыт в школе.

В проекте, как правило, два субъекта – участника проекта: учитель-предметник, ученик (группа учеников). Но в случае необходимости, когда, например, проводятся консультации по специфическим вопросам, выходящим за рамки  школьных предметов (медицина, ветеринария, вопросы социологии и т.д.) возможно подключение других специалистов.

Этап

Деятельность субъектов проекта

Смысл действий

Цели педагога

Определение проблемы

  1. педагог создает проблемную ситуацию
  2. ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта

1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики

2. обсуждение проблемы и задач проекта

Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы

Выдвижение гипотезы, решения проблемы

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению

 

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации,

Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль

Организация (планирование) хода проекта

  1. педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта
  2. ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ

1.Помощь в рациональном планировании  проекта

2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления

-Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом,

-умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей

- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности

Реализация проекта

1.     педагог управляет реализацией

2.     ученики выполняют свою задачу

1.сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости

1.       работают в группах над поиском фактов, аргументов

Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

Оформление результатов проекта

1.     педагог

участвует в

обсуждении

2.     ученики оформляют проект

 

1.            советует по вопросу  оформления, дизайна

2.описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Развитие творческого отношения к оформлению работы,

Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий

Рефлексия

1.     педагог участвует в дискуссии

2.     ученики оцениваю

орезультаты проекта и сравнивают с предполагавшимися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

  1. помогает дать  оценку результату проекта
  2. выяснение необходимости доработки проекта

Развитие рефлексивных умений -анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи

Заключение

     Вовлечение учащихся в проектно - исследовательскую деятельность даёт возможность  школьнику приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения познавательных и практических задач;  приобретать коммуникативные умения и навыки; овладевать практическими умениями исследовательской работы – собирать необходимую информацию, анализировать факты, делать выводы и заключения, повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями; и что самое главное,  даёт возможность проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,  показать публично достигнутый результат, позволяет реализовать  собственные таланты  и возможности , способствует  саморазвитию и самосовершенствованию.

Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, развитию творческих способностей личности. Недаром говорил Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить,        то в жизни он всегда будет только подражать …».

 

Список литературы:

1. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39-47

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

3. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro

4. http://tvm.web-box.ru/