Этноэкологическое образование на уроках биологии

Филатова Галина Тихоновна

     В настоящее время становится все более актуальными вопросы состояния окружающей среды. Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Все это немыслимо без изучения экологии. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благополучной среды для жизни человека. Наблюдения показывают, что люди, нанося ущерб окружающей среде, в большинстве случаев действуют не по злому умыслу, а от элементарной безграмотности. В сложной системе воспитания у людей ответственного отношения к природе, ведущее место занимает школа. Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе. Экологизация учебных дисциплин в нашей школе осуществляется с 2007 года, вводится региональный компонент экологического направления в программе базисного учебного плана по биологии, географии, химии. В вариативную часть учебного плана школы входят элективные курсы экологической направленности. Поэтому я на своих уроках знакомлю школьников с этноэкологией хакасского народа и с современными экологическими проблемами, о том, как материальная и духовная культура хакасского народа способствовала созданию определенной системы требований к природопользованию в виде запретов, наставлений заповедей, правил, что и необходимо при формировании эколого-духовного отношения к окружающей среде. Природоохранная работа ухакасского  народа имеет глубокие корни. Наиболее ценными в ней можно считать, что каждый человек с младенчества усваивает мудрый совет: будь добр с природой. Хакасы приучали детей с малых лет бережно относиться к каждому дереву, зверьку и насекомому и особенно чтить первую заповедь – спасение жизни каждого живого существа.

В религиозных верованиях хакасского народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, так как оно связано с тем, что жизнь их происходила в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, растениями и животным миром люди связывали свои судьбы. Без связи с ними люди не мыслили свою жизнь. “Человек имеет родину, а птица - гнездо” – говорят хакасы. Где бы ни был человек, он всегда помнит свою малую родину.  У хакасского  народа, как и у множества других народов, формировалось отношение к природе как к божеству. Не разрешалось рубить крупное дерево, наоборот любой проходящий мимо как бы “одаривает его”, развешивая на его ветках ленточки или полоски тканей пяти цветов.  Еще в наши дни у хакасов сохранен ритуал почитания – первую чашку чая или молоко каждое утро хакасы приносят подношение своей малой Родине, что подчеркивает любовь к родным местам, таким образом, свидетельствуют свое преклонение перед местными духами и природой – матерью. Все эти традиции, обычаи, установленные порядки тесно связаны с этноэкологическим воспитанием.    Традиции взаимодействия с природой хакасского народа уходят корнями далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий.

Есть старинная притча о том, как одна молодая мать пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитание своего первенца. «Какого он возраста?» - поинтересовался умудренный жизнью старец и, получив ответ: «4 года», с сожалением отметил: «Вы опоздали на 5 лет». Мир стареет, а многие матери и вообще не приходят к мудрым старцам с подобным вопросом, особенно в области экологического воспитания «человеческих детенышей», взрастающих в Царей природы. Я думаю, что актуализировать эту проблему в головах будущих отцов и матерей сегодня, еще сидящих за партой, одна из основных задач экологического воспитания. Я считаю, что в сельской школе изучать растительный и животный мир, а также основные принципы охраны природы необходимо применяя национально-региональный компонент, в основе которого лежит хакасский фольклор, элементы творчества хакасского народа.

 Мне, как учителю биологии, очень близка тема разнообразия растительного и животного мира Республики Хакасия, охрана природных богатств, которая прослеживается в легендах, сказаниях, обычаях. Их использование позволяет мне давать учащимся материал более доступно, ведь дети всегда могут применить полученные знания.

     При изучении биологии в среднем звене - тема «Природные сообщества», использую пословицы, поговорки, загадки о лесе, предлагая ребятам объяснить, почему лес особо почитался у хакасов. Сохранилась ли эта традиция сейчас, так ли мы бережем лес, как завещали нам наши предки? Что мы можем предпринять, чтобы исправить положение.

Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, предлагают свои  пути решения достаточно важной темы. Они не только сами становятся экологически грамотными, но и становятся носителями экологической культуры.

   Загадки являются важным средством умственного развития детей, учат опираться на сравнение, обобщение, вычленять из определенных явлений характерные признаки. В загадках, как в фокусе, сливается  образность, поэтичность мышления, взгляды на природу и ее обитателей. Издревле пользуясь дарами природы, хакасы сложили о них немало поэтических загадок, в которых прослеживаются  особенности строения живых организмов, тип их поведения, особенности питания и местообитания. Например, загадка о лисе: «Посреди поля лежит красный клубок», о зайце говорится: «Уши длинные, хвост короткий, никого не пугаю, от всех убегаю». В загадках ярко отражен мир птиц: «Сам с наперсток, выводит мелодии», говорят о соловье. Изучая жизнь пчелиной семьи, в 7 классе при изучении темы насекомые, я всегда отмечаю,  как представлен ее образ   в устном народном творчестве. Она изображается как труженица кормилица, созидательница изобилия и богатства, мастерица вышивальщица. Пчелу хакасский  народ любовно называет сестренкой. Детям предлагается проанализировать материал и объяснить все образные сравнения. Сравнивая и обобщая, ребята используют не только биологический материал, но и материал ИКН, и здесь прослеживается интеграция учебных дисциплин, что ведет к активизации познавательной деятельности учащихся. У ребят повышается мотивационный аспект учения, ведь свою активность на уроке может проявить ученик любой подготовки.

Как при проведении уроков, так и при проведении различных биологических мероприятий применяю стихи хакасских поэтов о Родине, о  красоте родной природы, об удивительных растениях и животных Хакасии. Учащиеся  откликаются на такой вид работы очень охотно и сами в своих выступлениях читают стихи, прозу поэтов и писателей нашей республики.

Особое место уделяю использованию пословиц. В сжатой форме в них заключены социальные отношения, мораль, быт, взгляды на окружающую действительность. Здесь порицается бесхозяйственное отношение к природным богатствам, поэтому этот вид фольклора используется  при изучении материала природоохранной тематики. Например, «И болото - земля, и колючий куст – лес, и свинья - животное». При изучении темы «Время посева и глубина заделки семян» в 6 классе всегда использую  хакасские пословицы, которые содержат ценные практические советы, связанные с обработкой почвы, посевом семян. «Кряжистый дуб распустил листья – земля набрала силы», « Если срезанная рябиновая ветка тонет в воде, можно сеять рожь». И здесь дети знакомятся с особенностями сокодвижения растений, сезонными изменениями в их жизни.

 Я думаю, вы согласитесь со мной, что фольклор многое дает в плане обогащения экологических знаний  школьников, лучшего овладения практическими умениями, навыками природоохранной деятельности, выработки правильного поведения в природной среде. Глубокое восприятие художественных образов произведений народного творчества содействуют не только углублению природоведческих знаний, но и обогащению эстетических переживаний и чувств. Все это позволяет воспитывать экологически грамотных жителей  планеты Земля.