Оценочные процедуры по биологии. Особенности проведения государственной итоговой аттестации по биологии.

В настоящее время в нашей системе образования формируется новая система оценочных процедур, которая включает в себя национальные исследования качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), итоговое собеседование (9 классы), итоговое сочинение (11 класс), государственная итоговая аттестация (ГИА-9,11) - основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ). Система оценки качества образования естественнонаучного образования:

Естественнонаучная часть НИКО и ВПР: «Окружающий мир» (4 класс)

ВПР: биология, химия, физика 

ОГЭ: биология, химия и физика

Материалы по НИКО можно посмотреть на сайтах:https://www.eduniko.ru/

ВПР представлены на сайте: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/

Задания ВПР для 11 классов размещены на сайте ФИПИ

ВПР 5-8, 11 класс

Сейчас существует много пособий по подготовке к ВПР, например

  • Биология. 11 класс. ВПР. Тренинг. Контроль. Самооценка. Рабочая тетрадь 
    Н. Ю. Сарычева
  • Биология. 5 класс. ВПР. Тренинг. Контроль. Самооценка. Рабочая тетрадь 
    Н. В. Котикова
  • Биология. 5 класс. Подготовка к всероссийским проверочным работам 
    А. А. Кириленко

Оценка письменных ответов

Эта проблема происходит из глубины советской системы образования. Рассмотрим критерии оценки:

1 вариант

Критерии оценки  письменных контрольных работ

 

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущест­венных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущест­венные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содер­жит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной рабо­ты необходимо учитывать требования единого орфографи­ческого режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

 

2 вариант

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных

работ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более

одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов.

- Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных

работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Отметка «3» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет не менее половины работы.

- Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной

негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок,

или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок,

но при наличии пяти недочѐтов.

- Допускает  незначительное  несоблюдение  основных  норм  культуры

письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится, если ученик:

- Правильно выполняет менее половины письменной работы.

- Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой

может быть выставлена отметка "3".

- Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной

речи,  правил  оформления  письменных  работ.

 

Примечание

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая

предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном

варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как

правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и

устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

 

Что такое биологическая ошибка?

 

Общая классификация ошибок

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые

и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных

положений , теории, незнание формул, общепринятых символов

обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих

единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование,

провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или

использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к

оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий,

вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого

понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не

связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта,

наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части

практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа

(нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов

второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочѐтами являются:

- нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения

опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценка тестовых заданий базового уровня (А) по биологии

Отметка «5» - 90-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» - 70-80% от максимальной суммы баллов

Отметка «3» - 50-60% от максимальной суммы баллов

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов

Оценка тестовых заданий разного уровня (А,В,С) по биологии

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов

 

Критерии оценивания по биологии в рамках ФГОС

Критерии оценивания устного ответа по биологии

Знание материала

- содержание материала раскрыто в полном  объеме.

 

Последовательность изложения

- содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано.

1

Владение речью и терминологией

- материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.

1

Применение конкретных примеров

- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами.

1

Знание ранее изученного материала

- продемонстрировано усвоение раннее изученного материала.

1

Уровень теоретического анализа

- показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

1

Степень самостоятельности

- содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

1

Степень активности в дискуссии процессе

- принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала.

1

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.

Критерии оценивания:      

1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1

3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1

4. Грамотность, логичность  описания хода практических (лабораторных) работ-1

5. Правильность формулировки выводов-1

6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2

7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1

8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1

Оценивание:

- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)

- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)

- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)

- повышенный  - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)

- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)

 

Ошибки на ЕГЭ обратите внимание:

1.      Задания по ботанике. Этот материал изучают еще в шестом классе, а на повторение в одиннадцатом времени может не хватить. К тому же шестиклассник еще не знаком с основами цитологии, биохимии, генетики, экологии, поэтому материал в учебниках по биологии для шестого класса излагается упрощенно, с учетом возрастных особенностей аудитории. Поэтому, повторяя этот материал в одиннадцатом классе, необходимо переосмысливать его с позиции старшеклассника. Это же касается заданий по зоологии и биологии человека.

 

2. Задания по селекции и биотехнологии. Это сложные для понимания разделы, но на их изучение в школе отводится минимум учебного времени. Поэтому необходимо самостоятельно прорабатывать материал, используя литературу.

 

3. Задачи на поведение хромосом и молекул ДНК в ходе клеточного цикла.

Наиболее распространенные ошибки связаны с недостаточным пониманием структуры и природы хромосом, механизма деления клеток, поведения хромосом и молекул ДНК в ходе митоза и мейоза. Очень полезно самостоятельно нарисовать схемы всех этапов митоза и мейоза для клетки с небольшим количеством хромосом (например, для случая 2n=6), обозначив каждую пару гомологичных хромосом особым цветом и «пометив» их генами (например AaBbCc для случая независимого наследования). Это поможет лучше понять и запомнить последовательность событий.

4. Задачи на определение числа хромосом и способов деления клеток в ходе жизненного цикла растения. Причина – непонимание хода жизненного цикла семенных растений, сущности двойного оплодотворения у цветковых. Помните, что мейоз у высших растений происходит не в ходе гаметогенеза (как это имеет место у животных), а при образовании спор.

 

5. Задачи по генетике. Наиболее распространенные ошибки: отсутствует четкая схема решения задачи: не указаны гаметы родительских поколений, фенотипы родителей, потомков, неправильно указаны генотипы гамет, многие участники не различают независимое и сцепленное наследование признаков, а также затрудняются в распознавании явлений кроссинговера, не прописывают, какие законы наследственности проявляются в данном случае.

 

Несколько общих советов для успешной сдачи биологии:

 

1.      Внимательно и до конца читайте условие задания. После его решения сделайте это еще раз – проверьте, не забыли ли что-то.

2.      Во время тренировки, выполняйте задания письменно, а не «в уме», особенно те, что требуют развернутого ответа. Это дисциплинирует и приучает четко формулировать мысли.

3.      При выполнении тестовых заданий «на выбор» всегда пытайтесь мысленно обосновывать выбор ответа, не полагаясь на удачу.

4.      Не ограничивайтесь механическим заучиванием готовых алгоритмов, а анализируйте логику, ход решения. Объясняйте каждый шаг.

Подробно можно посмотреть в методических рекомендациях.

Сейчас существует много пособий по подготовке к ГИА, например

«Национальное образование» ФИПИ

  • ЕГЭ-2022 Биология Рохлов В.С. типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов ФИПИ
  • ОГЭ-2022 Биология Рохлов В.С. типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов ФИПИ

«Легион»

  • Кириленко : ЕГЭ-2018. Биология. Тематический тренинг. Все типы заданий. Учебное пособие
  • Кириленко, Колесников, Даденко: ОГЭ-2022. Биология. 9 класс. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года
  • Кириленко, Колесников, Даденко: ОГЭ-2022. Биология. 9 класс. Тематический тренинг. Учебное пособие