Учебно-исследовательская деятельность школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Зайцева Наталья Станиславовна

 Аннотация:. в статье рассматривается учебно-исследовательская деятельность школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется вопросам организации исследовательской работы при изучении школьного курса биологии. Обобщается опыт работы по формированию навыков ведения учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе обучающихся с целью повышения творческого и интеллектуального потенциала. Определяются учебные задачи, решаемые путем осуществления исследовательских работ. Раскрываются значение и функции исследовательской деятельности в самообразовании личности. Приведены теоретические сведения о структуре учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

     В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Под ней следует понимать деятельность обучающихся, направленную на расширение и углубление имеющихся знаний, поиск новых сведений, установление закономерностей, проверку гипотез под руководством учителя. Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3, с.108]. Данная форма деятельности требует расширенных знаний в предметной дисциплине, специфических навыков проведения исследования и публичной презентации исследовательской работы. В ходе исследовательской деятельности обучающиеся осуществляют активную работу с литературой по изучаемой проблеме и проведение эксперимента, который позволит прийти к целенаправленному умозаключению.  Нельзя не согласиться с мнением автора статьи «Научно-исследовательская работа школьников: памятка учителю» Д. А. Ляпиным, о том, что при помощи этой формы работы в процессе обучения школьников возможно решить следующие задачи:

- формирование самостоятельности в реализации поставленных целей;

- оказание помощи в самореализации личности, в том числе и выборе будущей профессии;

- развитие творческого подхода к решению поставленных задач;

- совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, которые являются необходимыми в любой жизненной ситуации.

Однако, решение этих сложных задач невозможно без таких качеств личности как усидчивость и трудолюбие, возникающие в результате любознательности обучающегося к конкретной учебной дисциплине. В свою очередь внезапное проявление любознательности может привести к возникновению устойчивого познавательного интереса к изучаемому объекту, процессу, закономерностям и т.д. Интерес всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой стремится школьник [5, с.34].

  На сегодняшний день учебно-исследовательская деятельность способствует осуществлению одного из приоритетных направлений развития образования подрастающего поколения. Исследовательская деятельность, осуществляемая в учебное и вне учебное время способствует формированию универсальных действий обучающихся. Данная форма  работы позволяет содействовать развитию познавательного интереса к предмету и формированию навыков самообразования личности школьника.  Исследовательская деятельность направлена на усвоение элементарных понятий и овладение более глубокими знаниями по определенной проблеме. При выполнении исследовательской работы   обучающиеся осваивают разнообразные методы научной деятельности, которые помогают ребятам постигнуть истины изучаемого вопроса. Изучив несметное количество информации по конкретному вопросу, обучающиеся учатся осуществлять анализ. Знакомятся со структурой учебно-исследовательской работы и приобретают навыки ее оформления.  Безусловно, учитель, применяя эту не простую, но интересную форму работы при изучении какой-либо предметной области предполагает создать особую психологическую атмосферу, которая обеспечит проявление творческого подхода к изучению проблемных вопросов и установит тесное сотрудничество между участниками учебно-исследовательской деятельности.

        Выполнение исследовательской работы предусматривает три основных этапа. На первом этапе исследования осуществляется выяснение состояния проблемы путем привлечения разнообразного фактического материала и определяется его структура: тема, объект, предмет, цель, задача, гипотеза. Тема исследовательской работы-это проблема. возникшая в результате дискуссии и требующая доказательств в ее разрешении. В другом случае, возможна проверка какого-либо фактического материала ранее известного. Например: Тайны памяти школьника.

Объект – это  совокупность связей , отношений, свойств, которые существуют вокруг изучаемого предмета и служит источником необходимой для исследователя информации. Например, память как одно из важнейших средств в обучении школьников ГБОУ СОШ 252 СПб.

Предмет исследования-это более конкретное понятие. Чаще это существительное, которым определяются границы поиска истины. Безусловно, в одном объекте может присутствовать несколько предметов исследования. Например, память школьника.

На основании предмета исследования определяется  цель и задачи научно-исследовательской работы.

Цель формулируется кратко и определённо исходя из того, что хочет рассмотреть обучающийся при изучении конкретной проблемы. Пример: обоснование положительного воздействия памяти на обучение школьника.

Гипотеза выдвигается в соответствии с целью исследования. Например, хороший уровень успеваемости характерен для школьников с хорошей памятью.  Исходя из цели исследования и рабочей гипотезы,  определяются  задачи исследования т.е. пути решения конкретно поставленной цели.

Схема 1. Структура научно-исследовательской работы.

image Тема исследования

    Объект исследования

    Предмет исследования

     Цель исследования

     Гипотеза исследования

      Задачи исследования

Пример формулирования задач:

1. Проанализировать литературу по вопросам памяти;

2. Исследовать состояние процесса запоминания у школьников ГБОУ  СОШ 252 СПб;

3.  Доказать влияние темперамента на запоминание школьников;

4. Проверить эффективность отдельных методов развития запоминания в учебном процессе.

     На втором этапе составляют план учебного исследования обучающегося, знакомятся с теоретическими основами по изучаемому вопросу и методами исследовательской деятельности. Наиболее часто в учебном исследовании применяются следующие методы работы: теоретический анализ литературы по проблеме, наблюдение, эксперимент, анализ результатов, теоретическое обоснование и обобщение, тестирование.  Разнообразные информационные источники позволят изучить проблему с разных сторон.  Наблюдение позволит определить актуальность проблемы и осуществить к ее изучению неформальный подход. Различные типы тестирования предоставят возможность распознать степень проявления исследуемых свойств участников эксперимента, выяснить динамику развития за период времени. Стабильные показатели, которые не зависят от случайных факторов покажут надежность применения этого метода при выполнении исследовательской работы. В результате неоднократного тестирование появляется объективная возможность получить достоверные данные по изучаемой проблеме. Эксперимент  как основной метод исследования дает возможность раздвинуть границы познания об основных свойствах и закономерностях, а также причинно-следственных связях относительно их применения.

    На третьем этапе учебно-исследовательской работы проводится практическая проверка, возможно устанавливаются факторы, оказывающие влияние на процесс или объект. Проанализировав полученные результаты экспериментальной работы, обучающиеся делают выводы по изучаемому вопросу. В заключении приступают к оформлению трудоемкой работы и готовятся к ее презентации. Итогом совместной колоссальной работы обучающихся и учителей, как правило, является научно-исследовательская конференция. Школьная конференция как нельзя лучше стимулирует познавательную активность личности. Она позволяет раскрыть интеллектуальные способности и культурный уровень школьников.

      Таким образом, за время обучения в школе дети получают не только знания в готовом виде, но и учатся добывать их самостоятельно, прибегая к применению разнообразных методов познания в поисках истины. Учебно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, мышление, творческие способности, помогает формировать исследовательский опыт и интерес к научному познанию [5, с.98] Новые стандарты образования предусматривают активное внедрение системно-деятельностного подхода в обучении школьников, благодаря чему обучающиеся максимально оказываются задействованы в учебном процессе. Он является одним из способов познания окружающего мира, требующих активной интеллектуальной деятельности человека.

Список литературы/ References

1.Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе 2006 №5 с.35-38.

2.Бондаревский В.Б. Учение и развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед .наук.М:Акад.пед.наук, 1960-20с.

3.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003-110с.

4.Пастухова И.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ., средн.проф.учебн.заведений[Текст]\И.Н.Пастухова, И.В.Тарасова, М.:Академия, 2010-160с.

5.Щукина Г.И.  Проблема познавательного    интереса в педагогике      М: Педагогика 1971-352с.

6. Щукина Г.И.  Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М: Просвещение, 1984-176с