Эссе " Минем педагогик эшчщнлегем"

Эссе  “Минем педагогик эшчәнлегем”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Помнится, лет пятнадцать-двадцать назад везде глаз натыкался на объявления о том, что требуются рабочие. Поражала величина предлагаемой зарплаты. Она была, как правило, значительно больше, чем у квалифицированных инженеров и специалистов с высшим образованием.

Однако сегодня практически везде можно наблюдать одинаково невеселую картину: «доки», на которых все держалось, один за другим выходят на пенсию, а заменить их некем. Потому что молодежь не торопится занять освобождающиеся места из-за стереотипа этих профессий как трудной и низкооплачиваемой работы. Разрыв между спросом и предложением на рабочие профессии не сокращается, а, наоборот, продолжает расти.

Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным и психологическим характеристикам.

Сегодня конкурентоспособность работника понимается как соответствие рабочей силы требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника на рынке труда и позволяющая ему претендовать на занятие определённых вакансий.

Анализируя ситуацию решения кадровых проблем на российских предприятиях, можно сделать следующее заключение о современном понимании качества работника и его основных показателях: уровень здоровья, уровень квалификации, уровень благосостояния и уровень сознания. Уровень здоровья позволяет судить о возможностях работника трудиться с высокой интенсивностью. Уровень квалификации говорит о том, что, какой мере работник подготовлен и соответствует предъявляемым к его труду организационно – технологическим требованиям. Уровень благосостояния сопряжен с такими особенностями трудового поведения, как способность к интенсивному труду и предприимчивость. Уровень сознания связан с системой целей, ценностей и мотивацией человека, с особенностями его трудовой морали, определяющими его отношение к труду и организации в целом.

Таким образом, конкурентоспособность работника на рынке труда целесообразно рассматривать на двух уровнях:

  1. На макроуровне (общие требования, сложившиеся в сфере деятельности) конкурентоспособность понимается как качество рабочей силы по данному виду деятельности;
  2. На уровне конкретной вакансии – с позиции качества работника применительно к вакансии рабочего места в определённой предпринимательской структуре.

При анализе конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений необходимо учитывать и макро - и микро – уровни. Выделим критерии конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда с позиции качества рабочей силы по четырём основным параметрам:

  1. Профессиональная квалификация,
  2. Культура (ценности, ориентации, и уровень развития),
  3. Мотивация,
  4. Поведенческие характеристики.

Рассмотрим роль учреждения образования в становлении конкурентоспособного специалиста.

Первый определяющий критерий – профессиональная квалификация. Опыт отбора кадров свидетельствует о возрастании требований к образованию специалистов и изменении критериев образования.

Учитывая постоянное увеличение организаций на рынке образовательных услуг, особое внимание работодателями при приёме на работу уделяется не только уровню образования, но и таким показателям, как вид учреждения образования, его рейтинг в образовательной среде. В настоящее время предпочтение отдаётся очному обучению в государственном учебном заведении с сильной материально – технической базой.

Важной характеристикой профессиональной квалификации молодого специалиста является опыт профессиональной деятельности. Основным фактором отказа молодым специалистам в трудоустройстве является отсутствие опыта. Однако с этим можно не согласиться. Каждый учащийся имеет опыт профессиональной деятельности в период прохождения учебной, производственной, преддипломной практик.

Второй определяющий критерий конкурентоспособности выпускника профессионального учебного заведения – культура специалиста (общая и профессиональная).

Одним из определяющих факторов конкурентоспособности на рынке труда является иерархия мотивов личности,  (а именно трудовая и профессиональная мотивация

Четвёртый фактор конкурентоспособности специалиста – поведение на рынке труда – включает чёткий план построения карьеры и поиск работы, определённость целей трудоустройства.

Из анализа основных характеристик конкурентоспособности специалиста на рынке труда очевидна определяющая роль учреждения начального профессионального образования в формировании специалиста, адекватно удовлетворяющего спрос на рабочую силу.

Анализируя возможности учреждения образования по подготовке конкурентоспособных специалистов, нельзя не отметить проблему недостаточного взаимодействия учреждений образования и государственной службы занятости населения. Развитие более активного сотрудничества со службой занятости населения необходимо рассматривать как эффективный ресурс в подготовке конкурентоспособных    специалистов. Исходя из этого, можно выделить основные направления сотрудничества:

  1. Прогнозирование развития рынка труда:
  1. Анализ спроса и предложения рабочей силы;
  2. Согласование профиля профессионального обучения;
  3. Участие в Ярмарках вакансий и учебных мест;
  4. Мониторинг эффективности профессионального образования.
  1. Профессиональная ориентация молодёжи:
  1. Содействие специалистов – профконсультантов в профессиональном отборе абитуриентов в профессиональное учебное заведение;
  2. Совместное формирование профессиографической базы учебного заведения;
  3. Профориентационные мероприятия среди учащихся общеобразовательных учебных заведений.
  1. Реализация специальных программ государственной службы занятости:
  1. Содействие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;
  2. Программа «Молодёжная практика» (содействие в трудоустройстве выпускников образовательного учреждения).
  1. Социальная адаптация граждан на рынке труда:
  1. Курс социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда;