Давайте устроим театр (Домашний театр как средство воспитания)

Шрейдер Наталья Георгиевна

 

   «Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем?

Во-первых, посещение театра – это всегда праздник. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности.

Во-вторых, в нем люди с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью видят отражение своей жизни.

Сценическое искусство дарует зрителю чувство, ни с чем несравнимое – сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.

Дело в том, что сегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней и вредной информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации. Как бабушка маленького внука, я всегда вздрагиваю, слыша настойчивые призывы «догнать и перегнать» новоявленных вундеркиндов, следуя новейшим методикам. Почему?

Положа руку на сердце, признаемся себе в том, что на самом деле мы мечтаем видеть своих детей и внуков в первую очередь, здоровыми, веселыми, добрыми и любящими, а вовсе не суперменами. Ведь ни профессия, ни карьера не делают, ни Вас, ни вашего ребенка человека с чистым сердцем и ясными мыслями.

Готовя данную публикацию, я прочитала много литературы, как современных педагогов, мыслителей, духовных лиц, так и прошлого XX века, а так же XIX в. Оказывается, на протяжении тысячелетней истории нашей Родины, до 1917 г., основными требованиями к воспитанию ребенка была вера в Бога, самопожертвование и доблесть,  любовь к Родине, умение прощать и сочувствовать слабым, а также – видение красоты (эстетическое воспитание музыкой, рисованием и т.п.), и только в конце этого списка шли собственно науки – умение читать и писать, знание математики, логики. Акцент явно был смещен в сторону душевного, нравственного и духовного воспитания, основы которого закладывались в семье до 7 лет, а затем утверждались в течение всей жизни.

Поразительно, что ни один педагог никогда не предлагал учить дитя наукам раньше 7 лет. При этом дети знали основы Православной веры, участвовали в Таинствах, в делах милосердия.

Одним словом, главное к чему я призываю сегодняшних родителей – образовывайте в детях душу, потому что знаний они всегда успеют набраться. Ведь никакое образование не заменит детям сердечного тепла и умения радоваться жизни.

Как же быть нам, взрослым, как научиться жить вместе с ребенком, а не просто существовать рядом, найти общий язык? Исходя из опыта и научных исследований, мы знаем, что главной деятельностью ребенка является игра. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети?

Конечно, театр! Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству.

Как не странно, но театр начинается, когда вы, играя с крохотным младенцем, обыгрываете и обговариваете любое свое и его действие.

Каждая мама становится режиссером, драматургом и актером, общаясь со своим малышом. Ведь маме приходится использовать весь свой опыт, фантазию, природный педагогический талант, знание фольклора («Сорока, сорока, где была …»), художественной литературы («Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…»), и артистические способности. Ведь родителям нужно даже самую простую, но необходимую процедуру умывания, одевания превратить в игру, дающую ребенку и эмоциональный заряд, и сведения об окружающем мире.

«Водичка, водичка!

Умой мое личико...»

Или:

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам...»

 

Ведь любому понятно, что эти простые игровые постановки, все эти пестушки и частушки с успехом заменяют непонятную и нудную лекцию о «гигиене и водных процедурах».

Охотнее всего идею домашнего театра подхватывают дети, которые нуждаются в душевном тепле, у которых есть психологические проблемы: заикание, робость, стеснительность, неуверенность в себе, страхи.

Для примера приведу сцену, которая поможет избавиться ребенку от страхов.

«Мальчик или девочка (кукла) ложиться спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное», (желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте, что «чудовище» нужно изобразить как можно смешнее). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут, оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне».

Самое главное в домашнем театре … не искусство! Важно – помочь детям раскрыться, выявить свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, сознания, познания. В семьях, которые увлекаются домашними постановками, всегда царит особый дух творчества, особая атмосфера, а дети более живые, общительные, активные.

Наиболее ценное в домашнем театре – это долгий процесс подготовки к спектаклю. Ведь как интересно сделать своими руками красочные декорации, затейливые костюмы, подобрать реквизит. Зачем торопиться, ведь театр – это еще и место общения, более доверительного, свободного, со своим ребенком.

Дорогие взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки! Я обращаюсь к Вам: устройте для своих детей театр, поиграйте с ними. Отнеситесь к этой затее не как к «просветительской и педагогической задаче», а как к прекрасному средству подружиться со своими детьми и выразить любовь друг к другу.

Будьте как дети, не забывая змеиную мудрость и голубиную простоту христианского опыта, и вам откроется чудесная дверь в детство – дверь, которую мы порой силимся найти и отворить всю свою жизнь.

 

 

 

Педагог дополнительного образования,

руководитель театральной студии «Провинция»

Н.Г. Шрейдер