ДЕНЬ ПОБЕДЫ (методические рекомендации)

Иванова Вера Игоревна

Методические рекомендации к проведению в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга уроков, посвящённых Великой  Победе 9 мая 1945 г.и Содружеству Независимых Государств, разработаны Санкт-Петербургской  академией постдипломного педагогического образования.

 

Во исполнение плана мероприятий по реализации концепции председательством Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2013 году общеобразовательным учреждениям рекомендовано организовать проведение тематических уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г.  Эти мероприятия должны  быть  связаны с сохранением памяти о Великой Отечественной войне и празднованием Дня Победы. Великая Победа над фашизмом – это не просто факт из истории России. Эта Победа объединяет людей разных национальностей - русских, украинцев, белорусов, евреев, таджиков, узбеков, грузин, армян – всех, кто в совместной борьбе советского народа победил фашизм. Память о Великой Отечественной войне позволяет строить добрососедские отношения между народами Содружества Независимых Государств и противостоять тому, что мешает жить в мире и дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendacii_9_maya.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к проведению в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга уроков, посвящённых Великой  Победе 9 мая 1945 г.и Содружеству Независимых Государств

Во исполнение плана мероприятий по реализации концепции председательством Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2013 году общеобразовательным учреждениям рекомендовано организовать проведение тематических уроков, посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г.  Эти мероприятия должны  быть  связаны с сохранением памяти о Великой Отечественной войне и празднованием Дня Победы. Великая Победа над фашизмом – это не просто факт из истории России. Эта Победа объединяет людей разных национальностей - русских, украинцев, белорусов, евреев, таджиков, узбеков, грузин, армян – всех, кто в совместной борьбе советского народа победил фашизм. Память о Великой Отечественной войне позволяет строить добрососедские отношения между народами Содружества Независимых Государств и противостоять тому, что мешает жить в мире и дружбе.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования предлагает провести во всех образовательных учреждениях мероприятия,  цель  которых

– формирование у учащихся уважения к истории своей Родины, чувства гордости за достижения и победы народа, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гордости за мужество советского народа, наших земляков;

– расширение исторических знаний учащихся о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны как главной ее части; о вкладе народов СССР в Победу над фашизмом;

– воспитание бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов, входящих в Содружество Независимых Государств.

В урочной и внеурочной деятельности должны реализоваться следующие задачи:

  1. углубить знания о роли Советского Союза в Великой Отечественной и Второй Мировой войнах;
  2. формировать гражданскую позицию и способность противостоять попыткам фальсификации фактов исторического прошлого страны;
  3. акцентировать внимание на том, что распад Советского Союза не является распадом дружбы народов, его населявших.

При  организации  и  проведении  уроков  исторической памяти рекомендуется  руководствоваться следующими педагогическими подходами:

1. При планировании мероприятий использовать перечень приоритетных исторических тем, связанных с историей Великой Отечественной войны и актуальных в 2012–2013 уч.г. (составлен Комиссией по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России), а также памятные дни и даты:

сентябрь – День окончания Второй мировой войны (2 сентября);  День памяти жертв блокады Ленинграда (8 сентября); 50 лет со дня учреждения Международного дня  памяти жертв фашизма (9 сентября); ноябрь – Международный день толерантности (16 ноября); 70 лет со дня  подписания соглашения между представителями командования Красной армии и Сражающейся Францией об участии французских частей ВВС в военных операциях в  СССР («Нормандия – Неман»)»; День полного снятия Блокады (27 января); 2013 г. - февраль – 70-летие победы в Сталинградской битве; июль-август – 70 лет битве на Курской дуге и др.

2. Победа в войне выдвинула Советский Союз в разряд ведущих держав мира, способствовала росту его авторитета и престижа на международной арене. На протяжении всего послевоенного периода события Великой Отечественной войны являются одним из основных направлений острого идеологического противостояния. Главным объектом нападок стали важнейшие вопросы – история предвоенного периода, военное искусство командования Красной армии, роль и значение различных фронтов, советские потери в войне, цена победы и т.п. Цель этого – скрыть подлинные причины Второй мировой войны, представить Советский Союз наряду с Германией ответственным за развязывание войны, принизить вклад СССР, его Вооруженных Сил и всего советского народа в разгром фашистского блока и достижении Победы. Поэтому следует обратить внимание на вопросы: 

Источники Победы советского народа.

Историческая роль народов СССР в разгроме фашизма.

Разоблачение фальсификации истории войны.[1]

Как и ради чего мы воевали? Как и почему победили? В чем основа и смысл  патриотизма?

3. Рассмотрение  событий  как  в  общеисторическом  и  общероссийском контексте, так  и  применительно  к  истории  нашего города.  Это  предполагает широкое привлечение историко-краеведческих материалов из городских и школьных музеев, информации о мемориальных местах и памятниках и т.д.

4. Применение широкого спектра организационных форм, например: литературно-исторические композиции; творческие конкурсы; сбор воспоминаний; просмотр и обсуждение кинофильмов; подготовка проектов, презентаций по итогам самостоятельной работы учащихся с документами, отражающими оценочные суждения о вкладе СССР в разгром врага, содержащие примеры  героизма советского народа.

На ярких, убедительных примерах, цифрах следует показать, что миллионы советских людей, независимо от рода занятий, национальности, делали всё возможное для разгрома врага. Готовность народов СССР к участию в священной войне с фашизмом и защите общей Родины ярко проявлялась, в частности, в создании национальных объединений и частей в составе Красной армии. В годы войны были сформирвоаны 56 таких соединений, в том числе 21 стрелковая и 20 кавалерийских дивизий: калмыцких – 2, башкирских – 2, чечено-ингушских – 1, кабардино-балкарских – 1 и т.д. Широко развернулось партизанское движение в Беларуси, на Украине. За годы войны звание Героя Советского Союза получили почти 11600 человек. Среди них были представители более 30 народов, в том числе 8160 русских, 2069 украинец, 309 белорусов, 161 татарин, 104 еврея, 96 казахов, 90 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина и многие другие. К званию Героя Советского Союза было представлено не менее 40 чеченцев и ингушей.

5. В ходе творческой работы школьников, их включения в исторический диалог важно  акцентировать внимание на том, что в общей борьбе с фашизмом Советскому Союзу выпала особая историческая роль, определившая его положение в послевоенном мире и раскрыть актуальность уроков Второй мировой войны для предотвращения войн как средства решения возникающих противоречий и конфликтов.

Примерный перечень мероприятий

Для младшего школьного возраста

Тематические классные часы:  

  1. Наша общая победа (Чтение рассказов, отрывков из произведений писателей стран СНГ (СССР) о Великой Отечественной войне и её героях).
  2. Память о войне в нашем городе (Памятники Санкт-Петербурга рассказывают…).
  3. Конкурс чтецов (Поэты стран СНГ о Великой Отечественной войне).
  4. Что я знаю о Победе…
  5. Память о войне в моей семье.

Для учащихся основной школы

Встречи с ветеранами.

Тематические классные часы:

  1. Медали рассказывают… («За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За освобождение Киева», «За освобождение Минска» и др.).
  2. О чём говорят фотографии.
  3. Страницы истории: Великая Отечественная война в лицах.
  4. Никто не забыт и ничто не забыто!

Внеклассная деятельность:

  1. Посещение памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
  2. Конкурс рисунков «Народы СССР в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны».
  3. Память о войне в семье (Создание и презентация домашнего архива).
  4. Страницы военных лет (Запись воспоминаний людей, живших в годы войны. В  процессе ведения записей важно указать, когда они были сделаны, кто является свидетелем/рассказчиком, к какому времени относятся те или иные события. Возможна реализация проекта и представление его на школьном мероприятии).
  5. Имена героев на карте города (Подготовка докладов, презентаций по теме).

Для справки:

В Санкт-Петербурге многие улицы названы в память о событиях и героях Великой Отечественной войны: Пограничника Гарькавого, Лётчика Пилютова, Добровольцев, Стойкости, Генерала Симоняка, Солдата Корзуна,Танкиста Хрустицкого, Зои Космодемьянской, Лёни Голикова, Партизана Германа, Подводника Кузьмина; проспекты Ветеранов, Маршала Жукова, Народного Ополчения и др. В Петербурге есть Краснодонская улица, улица Ульяны Громовой, переулок Сергея Тюленина, улица Молдагу́ловой (названа в 1970 году в честь Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, уроженки Казахстана), в Павловске есть улица, названная в честь Героя Советского Союза А.Г. Товпеко, уроженца белорусского села Докторовичи Бобруйской области… Эти имена напоминают нам   об общей истории народов СНГ.

Для учащихся средней школы

Интегрированные уроки истории, литературы, краеведения, МХК:

  1. Строки, опалённые войной: Великая Отечественная война в произведениях советских писателей.
  2. Летопись побед и скорбных утрат: Великая Отечественная война в живописи

(А.А. Пластов «Фашист пролетел», С.В. Герасимов «Мать партизана», В. Б. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт» и др.).

Тематические уроки:

  1. Герои Великой Отечественной войны не должны быть забыты (герои-панфиловцы, защитники Севастополя, Брестской крепости,  партизаны Беларуси и др.).
  2. Памятник «Трагедия народов» на Поклонной горе (Общая трагедия народов СНГ: фашистские концлагеря на территории Украины, Беларуси, России, казни и расстрелы, учиненные фашистами на захваченных территориях и в концлагерях).
  3. Великая Отечественная война в творчестве композиторов (Д. Шостакович: героическая история героической симфонии).

Семинары, беседы:

  1. Как фальсифицируется победа в Великой Отечественной войне.
  2. Великая Отечественная война – общая история стран СНГ.

Внеклассная деятельность:

  1. Вечер военной песни (конкурс песен военных лет).
  2. Кинолекторий о Великой Отечественной войне (Фильмы, созданные выдающимися советскими режиссёрами, кинематографистами России, Грузии, Беларуси, Украины и др.: «Отец солдата» - режиссёр Резо Чхеидзе, 1964, Грузия; «А зори здесь тихие» - режиссёр Станислав Ростоцкий, 1972, Россия; «Иди и смотри» - режиссёр Элем Климов, 1985, Беларусь; «В бой идут одни старики» - режиссёр Леонид Быков,1973, Украина; «Буду помнить (2010) и др. Фильмы позволяют объяснить школьникам, почему всё, что связано с фальсификацией победы, болезненно воспринимается большинством народа. Эти фильмы доказывают, что память о священной войне связывает народы СНГ, способствует укреплению дружбы между ними).
  3. Новые традиции: общественная акция «Георгиевская ленточка» (В рамках проводимых в общеобразовательных учреждениях мероприятий следует обратить внимание на ставшую  традицией раздачу Георгиевских лент накануне праздника. Это важное мероприятие требует разъяснения, тем более потому, что нередко можно увидеть неподобающее использование этого символа).
  4. Уроки прошлого - на службу настоящему!
  5. Олимпиада школьников, посвященная истории Великой Отечественной войны и др.

Приложение

Дополнительный материал

История праздника Дня Победы

День Победы — праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Отмечается 9 мая как нерабочий день в Абхазии, Азербайджане, Армении, Белоруси, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине и Южной Осетии.

Введён в 1945 году. Впервые широко День Победы был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия и в том же юбилейном 1965 году стал нерабочим днем календаря. Праздник всегда сохранял своё важнейшее значение: выпускались праздничные открытки, звучали поздравления в адрес фронтовиков, и до наших дней производится праздничный салют на Красной площади и др. городах, проводится Парад Победы.

В период существования СССР военныe парады на Красной площади 9 мая были в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы; ежегодно парады проводились 7 ноября. C  шестидесятых годов своеобразные военные парады 9 мая стали проводиться во многих городах СССР. В этот день воинские части и военные училища маршем проходили по улицам городов к военным мемориалам или памятникам погибшим воинам, где проводились митинги и возложения цветов.

После распада СССР парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года, когда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно — но без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации. 

Праздничные шествия в честь Дня Победы традиционно проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам  Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

Хроника истории праздника:

1965 — возвращение празднования Дня Победы как выходного дня.

1995 — 50-летие Победы. Открытие мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Маршалу Г. К. Жукову на Манежной площади. Пеший парад ветеранов на Красной площади, военной техники на Поклонной горе.

2000 — 55-летие Победы. Последний пеший парад ветеранов на Красной площади.

2005 — 60-летие Победы. Исторический  и современный парад. Кульминация парада - проезд 2600 ветеранов на легендарных «полуторках».

2006 — Указом президента Российской Федерации учреждено почётное звание «Город воинской славы».

2008 — во время парада впервые в истории современной России на Красной площади была использована тяжёлая военная техника.

2010 — 65-летие Победы. Впервые  в России состоялся общероссийский парад Победы.

Что такое Георгиевская лента

Лента появилась вместе с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учреждённого императрицей Екатериной II. Это был единственный орден, которым награждали только за заслуги на поле боя.

Колодки Ордена Славы учреждённого в 1943 году украшает также Георгиевская лента. Этот орден выдавали только за личный подвиг на поле боя.

Военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны, награждались «Медалью за победу над Германией», учреждённой 9 мая 1945 г. На колодках этой медали также Георгиевская лента.

Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия». Это высшая военная награда Российской Федерации. Ею  удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций.

 Цвета ленты - чёрный и оранжевый - означают дым и пламень. Это особая награда для воинов, проявивших  личную доблесть в бою. Георгиевская лента на нашей одежде -  это знак признательности  тем, кто рисковал жизнью и проливал кровь за наше Отечество: в годы Великой отечественной войны, во все времена. Это напоминание о неисчислимых жертвах войны. Это символ торжества правды. Использование этой ленты неподобающим образом оскорбляет народную память, является надругательством над святынями.

Литература

Адамович А., Гранин Д., Брыль Я., Колесник В. Я из огненной деревни: Блокадная книга. – М: Советский писатель, 1991.

Аксененко С.И. Великая ложь о Великой войне. Разоблачение фальсификации истории Великой Отечественной.

Актуальные   проблемы патриотического воспитания школьников при изучении истории Великой Отечественной войны 1941–1945гг: Методические рекомендации. СПб.: АППО, 2012 //  http://www.spbappo.ru/institut-obschego-obrazovaniya/kafedra-sotsialnogo-obrazovaniya

Алексеев С.П. Ради жизни на земле: История Отечества: Рассказы для детей. – М: Педагогика, 1990.

Берггольц О.Ф. Встреча. Дневные звёзды. В 2 ч. Ч. 1. Путь к Победе. Победа!; Ч.2. Главы, фрагменты/ О.Ф. Берггольц. - М.: Русская книга, 2000.

Быков А.К., Любан Т.Н. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. 2010. № 3. С. 41-47.

Великая Отечественная война. 1941 – 1945. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

Вестник Архива Президента РФ. Война 1941- 1945. - М. 2010.

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти тт. Т. 3. Подвиг Ленинграда / Сост. П. Карелин. - М: Современник, 1987.

Духовная жизнь России и Великая отечественная война 1941-1945 гг. М., 1995.

Исаев А.В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. - М.: Эксмо, Яуза, 2004.

Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. - М.: Минувшее, 2005 и др.

                                                                         Интернет-ресурсы

http://war2poet.narod.ru/index1.htm (Советские поэты о войне).

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00048601184864105790/woid/00047101184773070886/ 

http://www.otvoyna.ru/pesni.htm   (музыка, песни Великой Отечественной войны) и др.

Рекомендации подготовлены кафедрой социального образования,

центром гуманитарного образования СПб АППО (315-97-85)


[1] См.: Актуальные  вопросы патриотического воспитания школьников при изучении истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Методические рекомендации. СПб АППО, 2012.