Кто же такой Концертмейстер?

Коломиец Ирина Валерьевна

       Те, кто бывал на концертах, всегда слышали перед исполнением произведения такое объявление: «Выступает Иванов Петя – флейта, концертмейстер Петрова Маша». Но если с первой частью все понятно – Иванов Петя играет на флейте, то кто же такой концертмейстер.
Используя логическое мышление, мы делаем вывод, что это человек, который играет на фортепиано. Но это утверждение не совсем верно. Ведь такой музыкант зовётся пианистом. Так кто же тогда концертмейстер? Давайте разбираться вместе.

Обратимся к словарю. Итак, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР.

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения.

1. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

2. А еще концертмейстером называют пианиста, который работает с учащимися — скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Такой концертмейстер — помощник педагога — руководит ими, помогает разучивать свои партии, находить верную трактовку произведения. Несколько иная роль у концертмейстеров, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам — мастерам своего дела. Здесь они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

Нас, естественно интересует второе значение, концертмейстер-пианист. Иначе говоря, аккомпаниатор. Вот, что пишет В. Чачава (грузинский и российский пианист и музыкальный педагог, выдающийся концертмейстер) в предисловии к книге Дж. Мура (британского пианиста и концертмейстера):

«Аккомпаниатор… В самом этом слове отражена специфика профессии. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner – «сопровождать». Здесь подразумевают опору – ритмическую и гармоническую. Уже отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. <…> Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом понимании этого слова – он не только исполняет произведение с певцом или инструменталистом на концертной эстраде, но и работает с солистом на предварительных репетициях, разрабатывая вместе с ним художественную концепцию интерпретации, вникая во все мелочи «технологии» ансамблевого исполнительства»

Концертмейстерское искусство, пожалуй, в чем-то бывает даже еще тоньше и сложнее, чем сольная игра: партия фортепиано в техническом отношении иногда даже сложнее, виртуознее, чем партия солиста, при этом концертмейстер должен быть чутким ансамблистом, чтобы не заглушить солиста.

Также часто встает проблема выбора темпа. Он определяется способностью исполнителя на духовых инструментах уложить фразу в одно дыхание. Здесь у концертмейстера возникает новый материал для размышления: ведь у одних духовиков дыхание короче, чем у других. Значит и темп будет живее. Но при этом нельзя потерять характер произведения, в противном случае мы рискуем, к примеру, получить вместо торжественного марша легкую и задорную польку. Это как в спортивной ходьбе – насколько бы быстрый темп не взял спортсмен, все равно должна оставаться ходьба, а не бег.

Плюс ко всему у концертмейстера должен быть чуткий слух, различающий мельчайшие градации звука. Ведь не всегда у педагога есть возможность подсказать из-за кулис, насколько хорошо строит инструмент солиста с роялем. Следовательно, эта обязанность ложится на плечи концертмейстера. Также во время концерта есть один человек, который хуже других слышит солиста — аккомпаниатор. В этом состоит следующая сложность – правильно выстроить баланс. Ведь звук инструмента летит в даль и возвращается многократно отражённым и поглощённым. А значит, концертмейстер слышит только малую часть его или порой не слышит вообще. И внутри борются 2 чувства: с одной стороны нужно играть так, как было задумано, но с другой стороны хочется играть как можно тише, потому что кажется, будто бы фортепиано заглушает солиста.

Видите, как много всего нужно уметь концертмейстерам. И это не говоря о потребности хорошо и быстро читать с листа, переносить музыку в другую тональность, а порой и подбирать аккомпанемент по слуху. Поэтому очень обидно, когда некоторые музыканты относятся к ним как к обслуживающему персоналу. Например, Дж. Мур пишет в своей книге: «Когда грубовато-простодушный Питер Доусон в своей книге «50 лет песни» предлагает убрать со сцены рояль и аккомпаниатора, чтоб они не отвлекали внимания публики, и когда я вспоминаю, что наибольший комплимент, которого я удостаивался от него, состоял в том, что я единственный из аккомпаниаторов, который ему не мешает, — я теряю самообладание. Правда, полем деятельности Доусона является скорее варьете, чем концертный зал. <…> …Чем ниже была культура инструменталистов и певцов, которым мне приходилось аккомпанировать в дни моей юности, тем деспотичнее было их обращение со мной. Мысль о равном сотрудничестве оставалась для них невыносимой. Когда моё имя впервые появилось на конверте пластинки, певец, которому я аккомпанировал, поднял скандал».  Так было 50 лет назад. Подобное отношение встречается и сегодня, но, к нашему счастью, все реже. А ведь от хорошего концертмейстера подчас зависит и успех всего выступления. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не будет. Это как у художника – если кисти и краски плохие – красивой картины не получится.

Резюмируя все выше сказанное, хочу привести еще одну  цитату В. Чачавы: «Многие крупные музыканты склонны относиться к аккомпаниаторству свысока. Может быть, именно поэтому кое-кого из них ждали на этой стезе громкие провалы».

Вот мы немного и познакомились с такой замечательной и такой важной профессией – концертмейстер.

Концертмейстеры Школы оркестровой игры ещё и немного волшебники. Бывают такие ситуации, когда кто-то из учащихся на концерте ошибётся или, что бывает крайне редко, забудет ноты. Концертмейстер может сделать так, что этого никто и не заметит, да еще успеет подбодрить и подсказать. Представляете, сколько нужно внимания, чтобы уследить за всем, что происходит на сцене, вовремя сориентироваться и поправить ситуацию! Такое может выдержать только человек, получающий удовольствие от своей работы, а значит бесконечно преданный своему делу!