"Профессия концертмейстер"

Коломиец Ирина Валерьевна

                 Концертмейстер – одна из самых интересных и сложных профессий в мире музыки. Современные требования таковы, что концертмейстер должен быть универсальным музыкантом, что предполагает два основных аспекта обучения – это получение специальных, а также фундаментальных знаний.

            Концертмейстер обязательно должен владеть общими музыкальными умениями и навыками, развитым гармоническим слухом, способностью интонационного мышления, чувством формы и ритма. Очень важно уметь охватывать все произведение в целом, понимать его стилевые и жанровые особенности, которые присущи определенному этапу в искусстве или определенному композитору. Обязательным для данной профессии является владение информацией про интерпретацию и исполнительскую манеру, про взаимосвязь темпа музыкальных произведений и осмысленного произнесения словесного текста, процесс дыхания.

            Как правило, в общем концертмейстер предстает в ипостаси пианиста (основная специализация), дирижера, педагога-репетитора, художественного руководителя ансамбля, менеджера, психолога, а в работе с певцом-любителем – еще и преподавателя пения. В связи с таким большим количеством ипостасей концертмейстер может работать в любом музыкальном учебном заведении во всех инструментальных классах – как в музыкальной школе, так и в вузе, как на вокальных и хоровых, так и на дирижерских отделениях.

            Одними из наиболее важных для концертмейстера являются навыки чтения с листа. Многие считают, что умение читать с листа является врожденным даром, природным свойством личности, что совершенно не соответствует действительности. Методика обучения данному навыку напрямую связана с развитием музыкального сознания, внутреннего слуха, аналитических способностей. Концертмейстеру обязательно нужно уметь максимально быстро ориентироваться в характерности содержания произведения, художественном смысле, видеть форму, ритмическую и гармоническую структуру произведения, уметь отделять второстепенное от главного. Для того, чтобы натренировать все эти навыки, приходится долго и серьезно учиться.

             Работа концертмейстером является довольно сложной, так как предполагает высокую степень ответственности за окончательный результат, требует максимальной самоотдачи. Поэтому выбирают ее чаще всего те, кто хочет проявить свои способности, контролировать весь процесс, от разучивания произведения  до донесения его до слушателей.

            Большим преимуществом данной профессии является широкий профиль. Так, получив знания и навыки, которые предполагает специальность, концертмейстер всегда сможет найти работу – как в качестве преподавателя вуза или школы, так и в качестве дирижера, музыкального руководителя и т.д. В данном случае не менее важна и перспектива, которая зависит напрямую от способностей музыканта и сферы, в которой она работает. От конкретного места работы зависит и уровень заработной платы, который может варьироваться от минимального (при работе в государственной музыкальной школе, к примеру) до максимального (организация концертов известных симфонических оркестров и т.д.).

Анастасия Манаенкова