Работа на областной патриотический конкурс "Память сердца жива..."

Белавская Марина Владимировна

Методическая разработка "Память сердца жива..." разработана в рамках краеведческой работы на областной патриотический конкурс "Растим патриотов", заняла на конкурсе диплом 2 степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_serdtsa_zhiva.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная школа

Конкурс

«Растим патриотов России»

Номинация:

«Методика организации и проведения поисковой работы,

работа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества»

Методическое пособие

«Память сердца жива…»

                         (из опыта работы школьного краеведческого музея)

Автор работы: Белавская Марина Владимировна

Место работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная  школа

Должность: Руководитель школьного краеведческого музея

Адрес: 632244 с. Вознесенка, ул. Ленина, 50.

Телефон: 89232126554

                                                 

                                                  село Вознесенка, 2012

                                                       Пояснительная записка

      Военно-патриотическое воспитание занимает не последнюю  роль в общеобразовательных учреждениях. В процессе работы у ребят происходит постепенное формирование любви к Родине, постоянной готовности её защищать.

      К сожалению, в настоящее время школьное военно-патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится,  на «нет». Этому во многом способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие  общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

    Данное методическое пособие направлено на воспитание в школьнике чувства патриотизма, разностороннее развитие личности. Он содействует развитию гражданской позиции детей, воспитывает молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство могучей России, как это делалось в течение веков предыдущими поколениями.

   В представленном материале использован опыт работы поисковых групп, созданных в школьном краеведческом музее, по увековечению памяти земляков, принимавших участие в Афганской  войне, а также опыт  открытия мемориальной доски А.И. Краснянскому.

     Цель: привлечь ребят к поисковой работе, провести необходимые мероприятия по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества.

     Задачи:

- вовлекать ребят 5-8 классов в поисковую работу и  для организации необходимых мероприятий.

- собрать для музея необходимый материал о воинах-интернационалистах и использовать его для оформления стенда в музее, для классных часов.

- организовать митинг, посвящённый открытию мемориальной доски А.И. Краснянскому.

- отвлечь молодежь от негативного влияния улицы, воспитывать на героическом примере служения Родине воинов - интернационалистов, погибших в горячих точках.

                    Ожидаемые (полученные) результаты:

Поисковые группы школьного краеведческого музея собрали необходимый материал об Александре Краснянском, погибшем в Афганистане.

16 апреля 2010 года  провели митинг, посвящённый открытию мемориальной доски А.И. Краснянскому (Приложение1).

 В школьном краеведческом музее оформили стенд, посвящённый памяти А.И. Краснянского (Приложение 2).

Работа по увековечиванию памяти Александра Краснянского будет продолжена. Предполагается расширить географию нашей  поисковой деятельности, привлечь учащихся старшего и младшего звена, а так же учителей и родителей к мероприятиям по увековечиванию памяти погибшим в Афганистане. Присутствует желание участвовать в социально-значимых проектах.

В дальнейшем планируем так же поддерживать отношения с родственниками Краснянского А.И., приглашать их  в школьный краеведческий музей.                    В перспективе планируем наладить более тесную связь с районным краеведческим музеем, в котором есть материал о других погибших в Афганистане защитниках Отечества. Организовать круглые столы на районных семинарах среди работников краеведческих музеев и делиться опытом по данной теме.

Содержательная часть

       Проблемы патриотического воспитания  можно решить через поисковую работу и историческое краеведение, которое прочно вошли в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его высокая идейность, общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Методической основой исторического краеведения и поисковой работы является изучение родного края, который входит как составная часть нашего Отечества. Поэтому изучение родного края следует исходить из взаимосвязи общего и местного. Краеведения и поисковая работа преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя.

Первым условием успешной поисковой, краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной работы является систематическое исследование местного материала на уроках истории, внеклассной работе, создание школьного музея. Третье условие – поисковой работе и краеведению во всех его звеньях необходима глубокая научная основа, т.к. она включает в себя элементы исследования. И четвертое условие – последовательность краеведческой (поисковой) работы.

             Военно - патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости  за деяния героических предков, уважение к   истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение  воинских традиций.

Афганская война…... Кто не слышал про эту жестокую, кровопролитную и бессмысленную войну, которая унесла миллионы человеческих жертв…

 Сколько жен осталось без мужей, сколько детей – без отцов? На этот вопрос нет однозначного ответа. Главное, для чего нужна была это война? И как живут те люди, которые оттуда вернулись живыми?

         Такие вопросы всегда возникают у меня в голове, когда я слышу про Афганскую войну и ее участников. И выбирая тему для своей работы, я сразу же решила, что она будет посвящена этой войне, увековечиванию памяти защитников, погибших на этой войне.

Я считаю, что должна сохраниться в памяти благодарных потомков память о воинах-интернационалистах и о тех воинах, которые отдали свою жизнь на Афганской войне.

Как же всё начиналось?

Афганская война началась в 1979 году.25 декабря 1979 года советские войска по просьбе законного правительства ДРА перешли государственную границу. К середине января 1980 г. ввод главных сил 40-й армии в основном завершился. Поначалу имелось в виду, что войска станут гарнизонами вдоль границы с Ираном и Пакистаном, возьмут под охрану важные объекты. Главная миссия советского присутствия в этой войне носила миротворческий характер. Она заключалась в том, чтобы оказать помощь законной власти в стабилизации обстановки, подавлении мятежей непримиримой оппозиции и отражении агрессии извне, преодоление вековой отсталости народа. Предполагалось, что, как только ситуация в Афганистане нормализуется, войска вернуться на Родину. Но вышло иначе. По мере нарастания оппозиционного движения, направленного на свержение кабульского правительства, участвовавших в нападений повстанцев на советские гарнизоны ОКСВ  пришлось решать наряду с миротворческими боевые задачи. Наши солдаты вынуждены были от отражения атак террористов перейти к системной борьбе с отрядами вооруженных оппозиций, включая проведение масштабных военных операций.

За годы пребывания в Афганистане советские войска провели более 400 крупных и множество мелких операций. Все они строго планировались и, как правило завершались полным успехом, были результативными.

В ходе военных операций нашими войсками применялись различные тактические методы борьбы с партизанскими формами террористов: нанесение ударов авиацией и артиллерией по точно разведанным целям; окружение банд и т.д.

Напряженная боевая жизнь не прерывалась не на день. Порой воины не выходили из боев по 20 и более суток. Одновременно войска вели большую разъяснительную работу среди населения, снабжали их продовольствием и топливом.

Десять лет наши юные солдаты с оружием в руках участвовали в сражениях, защищали южные рубежи великого СССР, выполняя интернациональный долг. Прошло 20 лет со дня подписания Женевских соглашений о выводе советских войск из Афганистана. Поэтапный процесс начался 15 мая 1988 г., закончился 15 февраля 1989 года. Однако прекращение военного присутствия СССР в Афганистане не привело к мирному регулированию афганской проблемы. Напротив, военное вмешательство США и их союзников в афганские дела возросло и продолжает усиливаться по сию пору.

Для наших воинов-интернационалистов, прошедших через горнило афганской войны, 15 февраля - день выхода из Афганистана- остается священной датой. Афганец – это как бы, по-своему, своего рода воинское звание тех,  кто там был.

Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Использовать необходимо весь арсенал форм и методов работы в этом направлении.

Среди наших односельчан также есть войны-интернационалисты: Зибарев Владимир, Журавлёв Николай, Иванов Владимир, Гоор Николай. И сегодня есть ещё возможность общения с этими замечательными людьми, ведь именно они испытали все трудности Афганской войны. Это люди уникальной судьбы, живые свидетели истории, люди высокой духовности, гражданственности, патриотизма. Афганистан отозвался болью в сердце каждого гражданина нашей тогда необъятной страны. Он принёс слёзы и печаль…

Когда ребята беседуют с воинами-интернационалистами, происходит качественно новый результат в формировании гражданско-правовых качеств личности подростка, таких как: патриотизм, честь, долг, сострадание, отзывчивость, толерантность, понимание необходимости уважать. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать "живую историю" войны будет упущена навсегда.

Я считаю, что нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и неоднозначность истории Афганской войны, осознавать, что великие и грозные события минувших лет - это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни абстрактных "советских трудящихся". Пережитое оставило неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых им людей. Надо реально помочь молодым ощутить сопричастность своей семьи, круга близких знакомых, а значит, и личную принадлежность к великим событиям истории прошлого.

Работа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества именно сегодня, в год истории чрезвычайно важна. Эта деятельность весьма актуальна и в целях патриотического воспитания молодежи, так как она действенно будет способствовать формированию у наших юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины.

Помимо достижения научных, образовательных и воспитательных целей, работа по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества  имеет и ярко выраженный социальный аспект. Она даст возможность участвующим в этом благородном деле школьникам узнать подробнее о войне в Афганистане и о воинах-интернационалистах, которые побывали на этой войне, а некоторые из них не вернулись обратно…

Результаты активной работы учащихся по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества могут стать основой целого комплекса воспитательных мероприятий среди подрастающего поколения россиян.

                    Создание поисковой группы

       Решая в школе проблему патриотического воспитания, мы создали поисковую группу. В неё вошли учащиеся 5-8 классов, руководила группой Белавская М.В.

Основная цель группы – собрать материал об участниках Афганской войны и о Краснянском А.И. Из старших ребят создали штаб отряда, который координировал работу группы. Село Вознесенка было разбито на зоны поиска, которые были закреплены за группами ребят, состоящие из 2-3-х человек. В ходе этой работы составляется примерный план сбора, включающий вопросы и перечень материалов, которые следует собирать. В нашем конкретном случае – это письма, фотографии военных лет, документы, воспоминания и др.

Участники сборов заранее готовят оборудование, которое обеспечивает сохранность собранных материалов. Поэтому надо иметь папки и большие конверты для документов и фотографий, номерки для пришивания к вещам.

Очень важным представляется оформление собранного материала. Каждая поисковая группа снабжается общей тетрадью, в которую заносятся тема сбора, название найденного экспоната, краткое его описание, когда и кем изготовлен, когда и кем приобретен предмет или документ.

Важной частью подготовки к сбору является выработка этических норм поведения учащихся в его процессе. Ребятам необходимо быть тактичными по отношению к людям, с которыми они будут встречаться, вежливыми, неназойливыми. Они не должны задавать бесцеремонных вопросов, настаивать на передаче вещей, с которыми владелец не хочет расставаться, а быть благодарными за переданное. Здесь необходимы постоянное наблюдение руководителя отряда за поведением ребят и дружеское, но неуклонное исправление недочетов.  

Поисковая работа ребят, главным образом краеведческого характера, позволяет собрать немало ценных материалов и сведений, подлинных документов, вещей, воспоминаний. При этом очень важно обратить внимание на самое тщательное выяснение исторической достоверности собираемых документов и воспоминаний, определение их учебно-воспитательной значимости.

Ребята из поискового отряда должны знать, что собираемые материалы могут быть подразделены на две основные группы: на предметы подлинные и не предметы, макеты, изготовленные руками или самих ребят или людьми, которые передают их в дар. Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, второй вспомогательный. Когда ребята прослушали первоначальный курс краеведения и уяснили свои цели и задачи, началась поисковая работа.

Поисковые группы вышли в «народ», встречались с родственниками погибшего Краснянского А.И., записывали их воспоминания, собирали документы о нем. Родственники погибшего отдали ребятам самое дорогое – это письма с, военные фотографии.

Другие поисковые группы вели сбор материалов об участниках-земляках Афганской войны, проживающих на территории нашего села. Они встречались с ними, брали у них интервью, делали записи, фотографировали.

Все поисковые группы выполнили свою задачу – собрали большой, ценный материал о своих земляках – участниках Афганской  войны и о Краснянском А.И.

Затем, на основании собранных документов, фотографий был оформлен стенд в школьном краеведческом музее и провели митинг открытия мемориальной доски, посвящённые памяти Краснянского А.И.  

Заключение

Афганская война не закончилась и, наверное, никогда не закончится ни для тех, кто ее прошел и остался в живых или кто стал инвалидом военной травмы , ни для родных и близких погибших.

Ветераны сражались в Афганистане за безопасность своего Отечества, но и защищали весь мир. Они заслужили, чтобы наше государство достойно заботилось о них, с честью и достоинством выполнивших свой долг перед Родиной.

Делая, анализ работы я поняла, что благодаря десятилетнему присутствию советских войск в Афганистане тогда удалось предотвратить возникновение пожара новой мировой войны в ближневосточном и центрально-азиатском взрывоопасном регионе. Это очень важный исторический момент.

                             

 

Списки использованных источников

  1. Бабленкова И.И. История России – М. ООО Издательство «Эскимо»
  2. Интернет ресурсы

3.     Шестаков В.А. История Отечества XX в. –  М.«Просвещение»

4.    Ермаков В.Ф. От Афганистана до Южной Осетии //Побратим - №1  

5.    С. 5 Алексеев В.А. Нераскрытые тайны войны // Побратим - №4. -  С.-5.

6    Алексеев В. Война начиналась так //  Побратим - №12 – С. 4.

7    Артемов В. Афганский излом // Побратим - №8 С. 4.

8   Соб. инф. Единодушное решение//Побратим - №3 – С.2

                                                           

                                                     Приложение 1

Митинг, посвящённый открытию мемориальной доски

А.И. Краснянскому

16 апреля 2010г., МОУ Вознесенская СОШ

Ведущий: Школа, равняйсь, смирно! Знамя Российской Федерации внести!

                            (вынос знамени)

Ведущий: Митинг, посвященный открытию мемориальной доски воину-интернационалисту, прапорщику, командиру гранатомётно - пулемётного взвода мотострелкового полка, Александру Краснянскому, разрешите считать открытым.

(Звучит Гимн России)

Ведущий:  На митинге присутствуют: родственники Александра Краснянского: родная сестра Александра Ольга Ивановна и её муж Сергей Евгеньевич; ветераны войны и труда, руководители района и села, представители управления образования, воины-афганцы, учителя и учащиеся школы.

Ведущий: Слово предоставляется директору школы Л.В Потаповой.

Директор школы: (выступление директора)

Чтец: (юноша)

По страницам времен

Под победные марши шагали,

Много славных российских имен

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная доблесть героев.

Верность, доблесть, отвага и честь-

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас, время выбрало нас!

Ведущий: «Время выбрало нас» - именно так говорили солдаты и офицеры и погибали, защищая детей и стариков. Погиб, выполнив долг командира, и уроженец нашего села, бывший ученик нашей школы Александр Краснянский. В городе Новосибирске, на доме, в котором жил Александр, прикреплена мемориальная доска с именем А. Краснянского, в музее нашей школы оформлен стенд, хранятся  личные вещи, переданные  родными.

Ведущий: Слово предоставляется учителю истории Бествицкой Зинаиде Леонтьевне:

Скупые строки из статьи Книги Памяти:

Краснянский Александр Иванович, прапорщик, командир гранатомётно- пулемётного взвода мотострелкового полка, родился  6.01.1960 в с.Вознесенка Венгеровского района, Новосибирской области, русский. Работал монтажником в тресте «Сибэлектромонтаж» в Новосибирске. В Вооружённые силы СССР призван 25.04.79 года. Заельцовским РВК Новосибирска.

В республике Афганистан с апреля 1984года. В боях действовал смело и решительно, умело руководил подчинёнными. Погиб 9.06.1985.

За мужество и отвагу  награждён Орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен на воинском кладбище Заельцовского района.

                                                 Чтец (девушка)

"Саша! Не умирай!»…

И слезы до изнеможенья,

И горечь тех прощальных слов.

И вот военный эпизод,

Который вечно сохранится.

Последний боевой поход,

И перестало сердце биться.

Умолк средь дня орудий грохот,

Лишь пыль над сотнею голов

И полуплач и полушёпот:

«Саша! Саша! Не умирай!»…

Но не забыт герой друзьями,

О нём мы будем  помнить вечно.

В сердцах людей он с нами:

Простой, душевный, человечный...

 Ведущий: Слово предоставляется заместителю Главы администрации Венгеровского района, начальнику Управления образования Крепкой Т.С.

Крепкая Т.С.: «Никто не забыт, ничто не забыто», - какого глубокого смысла слова. И если подумать - дань памяти Александру Краснянскому. Эта акция посвящена открытию мемориальной доски в  школе. Можно только представить, что он так же, как и вы, каждое Первое сентября стоял на линейке, чувствовал локоть своих друзей, своих товарищей. И вы знаете, наверное, выполняя свой интернациональный долг, он думал о тех, кто остался здесь, на Родине. Это был далёкий Афганистан, но именно там ему довелось защищать свою Отчизну, отстаивать незыблемые каноны, которые мы воспитывали и воспринимали и в семье, и в коллективе И я хочу искренне, от всей души поклониться и родителям, и коллективу школы, и его друзьям, и товарищам, которые действительно сделали все, чтобы Александр Краснянский был таким. И та память людская, которая сохранилась, будет вечно храниться в сердцах, и в ушах, и, самое главное, в воспитании того патриотического чувства, чувства долга перед гражданами и чувства гордости за свою державу, за свой народ. И это как никогда важно в тяжелые для России годы. И сегодня вся наша страна пытается противодействовать тем негативным силам, которые мешают нам жить. Александр Краснянский как знамя, как флаг, как яркая звезда указывает, как надо вести себя в этой жизни и как надо думать о людях, товарищах, о своём родном крае. Память о нём будет вечна светочем, и пусть эта школа никогда не забывает, что в её стенах учился такой замечательный гражданин России, человек с большой буквы. И спасибо вам за эту память!

        Чтец: (юноша)        

Он жизнь любил и в дружбу верил свято,

Что ничего, чем ратный долг солдата,

Ни выше, ни священней в мире нет.

И к подвигу всечасно не готовясь,

Он был всечасно к подвигу готов.

И вот он - бой.

Земля вздыхает тяжко,

И сердце, словно колокол в груди,

И вражеским пробит он автоматом,

И гибель. Но бессмертье - впереди!

 Ведущий: Слово предоставляется главе администрации Вознесенского сельского совета Маскаленко Александру Петровичу.

Ведущий:          Дорогие товарищи, уважаемые гости, учащиеся школы. Пламя афганской войны своим крылом опалило братский народ. Александр  Краснянский, верный воинской присяге, воинскому долгу, при выполнении боевого задания геройски погиб в республике Афганистан.                          Память священна и незыблема. Память нужна на все времена и века. Память нужна не мертвым, память нужна живым для того, чтобы не было новых войн и новых погибших. И чтобы не говорили об афганской войне, мы твердо знаем одно, что наши ребята, наши парни с честью несли имена воинов - интернационалистов.

Чтец: (девушка)

Пусть память будет крепче, чем гранит,

И в сердце кровь стучать не перестанет,

Пока есть Русь, она в душе хранит

Погибших на войне в Афганистане.

Ведущий: Слово предоставляется воину-афганцу Владимиру Зибареву.

Дорогие друзья! Педагоги, ветераны ВОВ, ветераны афганской войны, ветераны боевых действий по защите конституционного строя России на Северном Кавказе. Сегодня мы склоняем голову перед одним из наших товарищей - воином-интернационалистом, афганцем Александром Краснянским. И мы сегодня полны решимости отдать дань уважения всем погибшим, как на фронтах ВОВ, 65-летие победы которой будет отмечаться 9 мая  этого года, так и тем, кто погиб в Афганистане, в Чечне и в других государствах. Я сегодня преклоняю голову перед родными Александра.

  Вечная Слава, Вечная Память таким ребятам. Да, когда-то звенел его голос в коридорах этой школы. Дорогие преемники, мальчики и девочки! Будьте достойны этого великого имени, нашего русского парня - А.Краснянского. Спасибо вам, что храните эту память!

Ведущий: Слово предоставляется воину- афганцу Иванову Владимиру

Ведущий: Слово предоставляется Председателю районного совета ветеранов Афанасьеву Владимиру Архиповичу

Председатель районного  совета ветеранов: Дорогие друзья, участники и ветераны ВОВ, воины- интернационалисты, наше поколение гордится, что у нас есть такие последователи. Я, как председатель Совета ветеранов села Вознесенка, горжусь, что традиции наши сохраняются. Александр Краснянский - один из тех, кто продолжил наши дела ветеранов  ВОВ. Они тоже молодыми уходили на фронт, считая, что должны защищать свою Родину, что должны быть истинными патриотами. Они  никогда не боялись, хотя и погибали и имели много ранений. И теперь мы гордимся за сегодняшних молодых людей. Желаю вам светлого неба, чтобы солнышко светило и никогда не повторялись страшные дни войны

Ведущий:. Мы преклоняем свои головы перед родными А. Краснянского, перед Александром.

Почтим память Александра Краснянского минутой молчания и склоним наши головы.

(Минута молчания в память погибших в Афганистане.)

 Ведущий: Право открыть мемориальную доску предоставляется родной сестре Александра Краснянского Носенко Ольге Ивановне

Открытие мемориальной доски

Возложение живых цветов. (Верстюк Александр)

                                                                        чтец: (юноша)

Как мало лет он прожил, - только 25!

Но миг победы больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает,

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает.

И с родиной себя не мыслит врозь.

 (девушка)

Смотрю, смотрю в его лицо родное.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней солдат.

Ведущий: Школа! Равняйсь! Смирно! Знамя РФ вынести!

Ведущий: Митинг, посвященный открытию мемориальной доски воину-интернационалисту Александру Краснянскому, разрешите считать закрытым.

Чтецы: ученики 10 класса Фишер Наталья и Дузь Михаил.