Формирование команды

Каждый тренер в своей работе сталкивается с проблемой формирования команды. С чего же начать? Существуют ли какие-либо практические методики, позволяющие достигнуть успеха в этом вопросе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_komandy.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый тренер в своей работе сталкивается с проблемой формирования команды. С чего же начать? Существуют ли какие-либо практические методики, позволяющие достигнуть успеха в этом вопросе?

Понятие «команда» давно перешагнуло рамки спорта. На сегодняшний день подобный метод организации людей активно используется в бизнесе, политике и других сферах человеческой деятельности. Фактически это одна из самых эффективных форм управления. Для того чтобы управлять командой, необходимо знать закономерности ее становления, особенности процессов, происходящих в ней.

Когда мы говорим о спортивной команде, то обычно подразумеваем группу спортсменов, работающих совместно для достижения своих индивидуальных, а также коллективных целей. Однако надо иметь в виду, что, прежде чем группа действительно становится командой, она проходит несколько этапов становления. Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере формирования команд в ДЮСШ.

Первый этап - создание из детей, отобранных для занятий баскетболом, группы. Обычно это дети младшего школьного возраста (7-10 лет). Мы видим здесь все признаки рабочей группы: у детей есть общие цели, они открыто общаются между собой, взаимодействуют, чтобы выполнить работу, понимают, чем их группа отличается от других. По мере продолжения занятий группа постепенно становится потенциальной командой: окончательно определяются количественный состав игроков, конкретные цели и пути их достижения.

Начинается новый этап - формирование реальной команды. Возрастной период этого этапа - средний школьный возраст (11-14 лет). Интересно, что особенности развития психики ребенка этого возраста совпадают с задачами, которые ставятся для формирования реальной команды. Одним из ведущих мотивов деятельности подростка является поиск своего места среди сверстников, в этот период он максимально подвержен влиянию группы. Именно на этом этапе формируются структуры формального и неформального лидерства, распределяются роли и функции игроков. Если тренер в этот момент не занимается специальным командообразованием, то он рискует к концу периода получить псевдокоманду, где у людей есть общие идеи, но не созданы условия для эффективного командного взаимодействия. Признаками реальной команды являются: общие цели, постепенно развивающаяся способность к сотрудничеству, не просто взаимодействие, а взаимопомощь и поддержка друг друга, не просто открытое общение, а доверие друг к другу, понимание вклада каждого в общее дело.

Работа по командообразованию заключается в применении ряда специальных методик, позволяющих тренеру на основе сведений о психологических особенностях игроков сформировать оптимальный стиль управления конкретным коллективом, держать под контролем процессы, протекающие внутри него.

Следующий этап - преобразование команды в команду высшего качества. Отметим, что его достигают не все коллективы. Возрастной период этого этапа - старший школьный (15-17 лет). Характерными признаками сформированной команды высшего качества являются: высокий уровень навыков командной работы, четкое распределение ролей, взаимозаменяемость, высокий уровень заряженности на успех, на результат, наличие собственных традиций, правил. На данном этапе в работе целесообразно использовать различные виды психологических тренингов, специальные методики по целеполаганию и т.д.

Чтобы концептуально правильно построить работу, тренеру важно понять, на каком этапе находится его команда, использовать методики, ему соответствующие. Работа по командообразованию будет неполной, если не учитывать некоторые различия между индивидуальными возможностями игроков и их возможностями в процессе групповой деятельности. Успешность выступления команды зависит оттого, насколько полно она может преобразовывать потенциальные возможности игроков в коллективную деятельность. Интересным является тот факт, что из всех командных видов спорта в баскетболе выявлена наименьшая значимость индивидуальных действий в процессе игры и наибольшая значимость групповых. Ошибочные групповые процессы приводят к двум видам потерь: мотивационным и координационным. Мотивационные потери происходят в том случае, когда игроки команды не выкладываются полностью. Например, они могут предположить, что одна или две «звезды» «сделают погоду», и поэтому слегка расслабляются. Координационные потери возникают в связи с нарушением согласованности действий игроков или если применяется неэффективная стратегия. Например, два игрока не пошли на подбор, считая, что это сделает партнер.

Нужно также иметь в виду, что увеличение группы ведет к снижению мотивации каждого отдельного игрока, что в свою очередь ведет к увеличению ошибочных групповых процессов. Некоторые игроки вследствие снижения мотивации прилагают усилие меньше чем на 100%. Подобное явление психологи называют социальной ленью. Причины ее возникновения разные, но в основном связаны с неадекватной самооценкой (например, не следует слишком стараться, поскольку товарищи по команде все равно мне уступают), неправильным пониманием сущности командной деятельности (не следует слишком усердно работать, поскольку я «затеряюсь в толпе» и избегу отрицательных последствий своей лени) и др. Работа по оптимизации описанных процессов может быть существенным ресурсом для развития команды.

В заключение хотелось бы сказать, что для развития команды можно использовать различные подходы, например, менять общую стратегию, корректировать учебно-тренировочные планы, улучшать материальное благосостояние игроков и т.д. Но можно попробовать применить и психологический подход, направив его на игроков и внутреннюю организацию команды. Ведь современные психотехнологии позволяют существенно расширить границы работы тренеров, раскрыть его творческий потенциал и потенциал его подопечных.