Астрономия

Мордовской Денис Андреевич

Пролистываю последние новости. Что у нас там?..
РИА Новости провело опрос среди российских астрономов на тему: «Чем именно полезна астрономия в школах?». Указаны конкретные люди, с указанием должностей (а это, скажу я вам, не “одна бабка сказала”). Их интересные краткие, но очень емкие ответы для многих людей вполне очевидны, тем не менее, настоятельно рекомендую к прочтению.
«Руководитель отдела внегалактической астрономии, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Анатолий Засов:
Первая причина — это общая культура, это своего рода противоядие против мракобесия. Это понимание тех астрономических явлений, которые наблюдаются в повседневной жизни: смена дня и ночи, смена времен года, метеоры, метеориты, солнечные и лунные затмения, то есть то, с чем люди могут реально встретиться, независимо от того, как сложится их судьба.
Второе — это, конечно, астрономия как расширенный вариант физики, то есть это иллюстрация того, как работают известные законы физики вне Земли. Это, безусловно, очень важно, как некое продолжение физики в проекции на бесконечную Вселенную.
Третье — уже сугубо практическая причина, это знакомство с быстро развивающейся космической сферой деятельности человека, это наука, экономика, оборона, сейчас практически все развитые страны тратят довольно большие деньги на космические исследования или на их практическое использование — спутники, системы космической связи, космического мониторинга и все прочее. Страны тратят миллиарды долларов, и зачем это нужно, как раз только на уроках физики и астрономии можно объяснить…

Старший научный сотрудник ГАИШ МГУ Владимир Сурдин:
Во-первых, естественные науки питают технический прогресс, в котором Россия сейчас стремительно отстает.
Во-вторых, религия делит людей на конфессии и этим разъединяет, более того — противопоставляет их. Политика делит людей на страны и в своих интересах противопоставляет их. Естествознание, имеющее общий предмет, общие методы и согласующиеся представления об окружающем мире, объединяет людей. Астрономия — важная часть естествознания, интегрирующая в себе прочие естественные науки. Она дает человеку рациональный взгляд на мир, не противопоставляет “земное небесному”, расширяет кругозор и не оставляет места для чуда…

Директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов:
Астрономия — наука мировоззренческая. Если ее убрать, интеллектуальное пространство в человеческих головах обязательно забьется всяким астроложеством и клерикальными догмами. Эти ребята очень настырные и ловкие.
Поколение ЕГЭ уже сильно поражено невежеством. Только что был в родной школе №130 в Екатеринбурге на встрече со старшеклассниками. Было человек 50. Только один знает, что такое астрономическая единица, а уж сколько это километров (примерно, конечно) не знал даже он!..

Сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев:
...Многие области современной физики, например, теория тяготения Ньютона или теория относительности Эйнштейна, были рождены из наблюдения астрономических тел и явлений.
Мне кажется, что одна из главных задач школы — это воспитать просвещенного человека, и, на мой взгляд, в базовый набор знаний должны входить знания о том, что же находится там, в бесконечности, которая открывается нам среди звезд ночного неба.

Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков:
Без астрономии люди так и будут всю жизнь считать, что это Солнце обращается вокруг Земли, и отсюда, конечно, очень многие мировоззренческие ошибки. Человек будет просто недообразованный, недосформированный даже...»