Профессиноальная компетенция и педагогическое мастерство педагога дополнительного образования - залог здоровья обучающихся

Крицкая Ольга Вячеславовна

Статья посвещена здоровьесбережению в учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kompetentsiya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья обучающихся.

Выступление на педагогическом совете методиста Крицкой О.В.

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Давайте уточним значение слов и прежде заглянем в словарь С. И. Ожегова. Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный специалист, обладающий компетенцией.

Компетенция:

1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентность проявляется в деятельности. Выделяются базовые, специальные и ключевые компетентности. Базовые компетентности отражают специфику определенной профессии (педагогика, медицина и др.). Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы (математика, естествознание, хореография и др.). Ключевые компетентности отражают способность решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации. Одной из таких задач, стоящих перед педагогом в современном образовании и в дополнительном образовании в частности, является задача здоровьесбережения обучающихся.

Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру фильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. По последним данным здоровье детей ухудшается за период обучения в 4-5 раз. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на растущий организм. Её ограничение ведёт к задержке развития организма, ухудшению здоровья детей, затруднению освоения необходимых двигательных навыков. Оптимальная двигательная активность является важным компонентом здорового образа жизни, эффективным методом профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся.

Вопрос сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня опытный педагог дополнительного образования ставит во главу своей работы. Компетентность педагога в области здоровьясбережения проявляется в следующем:

  • Внимательное отношение к состоянию ребенка, оценивание его настроения и эмоциональных реакций.
  • Умение следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям детей.
  • Соблюдать рациональный режим труда и отдыха.
  • Создавать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещенность, оборудование и другое).
  • Обеспечивать и поддерживать двигательную активность ребенка, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха.

Исходя из этого, сохранение и укрепление здоровья детей будет зависеть от правильной организации образовательного процесса. Поэтому следует  стремиться создать здоровое психолого-педагогическое пространство на занятии, что способствует развитию здоровой личности, созданию здорового психологического климата в коллективе, задает модель правильного поведения и отношений с другими людьми.

Проблемы в области здоровьесбережения следует решать комплексно, поэтому в пространство включается:

  • психологический комфорт (доброжелательная обстановка, доверительные отношения в коллективе, преобладание поощрения, похвалы над порицанием, резкими замечаниями);
  • санитарно-гигиенические требования (регулярная влажная уборка помещения, проветривание кабинета, соблюдения норм освещения и температурного режима);
  • эмоциональная активность (стимулирование активной позиции ребенка на протяжении всего занятия, побуждение к высказываниям, проявлению своего отношения к событиям и фактам);
  • двигательная активность (смена видов деятельности на протяжении одного занятия, использование различных физминуток, игр малой активности, проведении динамических пауз);
  • рациональная организация занятия (рациональное использование времени занятия, чередование видов работы).

Компетентность педагога в плане здоровьесбережения обучающихся проявляется в умении:

- разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся (иметь в своем арсенале различные упражнения для физической разгрузки органов и систем организма в ходе занятий, правила и памятки по технике безопасности);

- пропагандировать здоровый образ жизни (разработать и проводить в ходе воспитательной работы в творческом объединении профилактические беседы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, привлекать детей к занятиям спортом, активному отдыху, участию в мероприятиях и акциях по пропаганде здорового образа жизни среди детей и молодежи);

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

На сегодняшний день разработано много здоровьесберегающих технологий, которые с успехом используются как в основной школе, так и в дополнительном образовании. Среди них наиболее распространенными и часто используемыми являются следующие:

  1. физминутки;
  2. пальчиковые гимнастики;
  3. игры малой подвижности;
  4. упражнения для глаз;
  5. упражнения на мышечную релаксацию;
  6. упражнения на внимание;
  7. музыкотеропия и др.

Таким образом, компетентность педагога и его профессиональное мастерство может и должно стать залогом здоровья обучающихся. Хорошая система здоровьесбережения не может базироваться на каком-то одном инструментальном комплексе. Для разных компонентов содержания образования и разных групп целей образовательного процесса следует применять разные средства и способы здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии для использования на занятиях

Упражнения для укрепления мышц спины: 

  1. И.П. - стоя. Стопы расставлены параллельно на ширину стула, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
  2. И.П. - стоя. Полуприседания и приседания на носках. Руки - в стороны, вверх, вперёд.
  3. И.П. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
  4. Ходьба на носках, на наружных, на внутренних краях стопы, на пятках (возможна имитация ходьбы сидя на стуле, ходьба на месте).
  5. И.П. - стоя. Завести одну руку за голову, другую - за лопатки, встречными движениями "попилить" несколько раз. Поменять положение рук.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз:

При выполнении всех упражнений голова должна быть неподвижна.

1) Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно - 8-12 раз.

2) Медленно переводить взгляд справа налево и обратно - 8-12 раз.

3) круговые движения глазами по часовой, а затем против часовой стрелки - 4-6 раз.

4) Частые моргания в течение 15-30 сек.

Упражнения для развития умственных способностей:

1 "Перекрёстные движения". При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно использовать музыку.

2 "Ленивые восьмёрки". Сначала в воздухе рисуют восьмёрку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

3  "Симметричные рисунки". Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

Упражнения на психомышечную релаксацию (делаются в режиме "напряжение -расслабление"):

1 "Лимоны". Зажимаем в кулачке "лимон" и выдавливаем из него сок. Выбрасываем кожуру и стряхиваем сок с руки (расслабление). Делаем по очереди, затем двумя руками.

2 "Надоедливая муха". Сдуваем муху, сидящую на носу. В движении все мышцы лица: морщим нос, сдвигаем и поднимаем брови, двигаем щеками и губами. Улетела муха - расслабили лицо.

3 "Черепаха". Услышав шорох, черепашка прячет голову, лапки, хвостик под панцирь. Опасность миновала - расслабляемся.

4 "Вязкая лужа". Ноги влипли в вязкую лужу, грязь. Пытаемся оторвать одну ногу, затем другую. Выбрались на сухое место, встряхиваем ноги, освобождаемся о грязи.

Весёлые физкультминутки:

1, 2, 3, 4, 5 - вышли дети погулять!
Остановились на лугу,
Я вперёд быстрей бегу.
Лютики, ромашки, розовые кашки

1,2,3,4,5 - всё умеем мы считать.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладошки 3 хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Поднимайте плечики - плечики,
прыгайте кузнечики,
Прыг - скок, прыг - скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали,
Тише - тише, высоко,
Прыгай на носках легко.


Упражнения на развитие мелкой моторики:

1 Круговые вращение большими пальцами рук:

2 Круговые движения указательными пальцами:

3 Имитация движения ножниц:

4 Соединить указательный палец со средним и безымянный с мизинцем, стараться таким образом их разъединять.

Игры на внимание:

1 «Карлики – великаны» - дети поднимают руки вверх на слове «великаны» и опускают на слове «карлики». Слова произносятся в быстром темпе.

2  «Ухо – нос» - дети берутся за ту часть тела, которую называет водящий, при этом он тоже берется за нос или ухо, но при этом может путать играющих, выполняя свои же команды неправильно.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Слушанье музыки расслабляет, настраивает на позитивный лад, бодрит и вызывает положительные эмоции.

Вокалотерапи

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Гласные звуки

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек,

мочевого пузыря;

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. В результате постоянной тренировки улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении  занятия необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение заданий  и др. Норма – 4-5 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (дети в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ребенок как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на занятии;

13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;