Роль коллектива в развитии творческих способностей

Долгова Марина Валентиновна

Роль коллектива в развитии творческих способностей и их   роль в становлении личности учащихся  детских школ искусств.

В жизни детей именно творчество и творческая деятельность оказывают

существенное влияние на формирование личности ребенка и его творческой

активности. В российском образовании одним из главных приоритетов является роль школы – коллектива в развитии творчества и  личности. Человек становится личностью в результате сознательного, целенаправленного взаимодействия с  

окружающей его предметной и социальной средой. Поведение и действия

личности, как деятеля общественного развития, зависят от социально значимых её качеств. Таковыми являются: эмоциональная составляющая, темперамент,

интеллект, знания, умения, навыки и отношения человека к людям. Процесс обучения музыкальному искусству в дополнительном образовательном учреждении играет ведущую роль в развитии личностных качеств.

Этапы процесса развития и становления творческой личности представлены в книге Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих способностей:

·пробуждение (накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества);

· подражание (освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов);

·этап преобразований (применение освоенных эталонов и их трансформация в новых личностно значимых условиях);

· этап альтернатив (индивидуализация, гармонизация творческой

деятельности, становление собственного неповторимого стиля).

Сначала вы будете искать, и сравнивать два тона, потом три,… и, наконец, как дирижёр оркестра, который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас, и т.д., что будете видеть всё, а рука ваша будет брать не 2–3 ноты, а целые аккорды. [1,309]

По выражению педагога И.С. Якиманской, школа является социальным институтом, где каждый ребёнок должен раскрыться, как индивидуальность. И считает, что цель такого обучения состоит в создании системы психолого

педагогических условий для работы  с каждым учеником  в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. [2, с. 77].

Источником творческой деятельности ребёнка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским

потребностям и возможностям [3, с. 24]. Именно в школе, в школьном коллективе у ученика появляется возможность проявить свои личностные качества,  творческую  активность, способность  достичь поставленной цели.

Большую роль в работе с детьми играет слово учителя- педагога, если оно

найдено удачно, то это активизирует восприятие ребёнка, способствует

адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентированную

деятельность. В. А. Сухомлинский отмечает: «То, что ребёнок обязан

запомнить, прежде всего должно быть интересным» [4, с. 45]. Изучение нотной

грамоты – процесс сложный, но материал должен излагаться доступно. Не

случайно Л. Н. Толстой писал: «Простота – необходимое условие прекрасного» [4, с. 142]. В работе с детьми следует придерживаться двух принципов. Первый принцип – это связь теории с практикой.  Второй  –  принцип наглядности.

Просвещение и одухотворение личности немыслимы без творческого

соучастия этой личности в процессе художественного созидания. Умение

раскрыть, организовать и направить этот творческий процесс, развить

созидательные способности каждого обучаемого, динамично и фундаментально

сформировать личностные качества, свидетельствующие о наличии  у  ученика потенциала для формирования профессионального мастерства - основная задача и главная цель просветителя и педагога, доказательство его профессионального мастерства.

      Индивидуализация обучения заключается, в первую очередь, в пересмотре,

анализе и коррекции методов обучения, воспитания и развития. Для уточнения методов индивидуального педагогического воздействия ученик может быть

подвергнут комплексной диагностике, при которой следует определить:

- преобладающий тип интеллекта ученика;

- мотивацию (принадлежность к мотивационной группе);

- обучаемость;

- креативность (степень развития творческих способностей);

- активность;

- музыкальные способности (слух, ритм, музыкальная память,

эмоциональность, логическое мышление, ритмокоординация).

Обучаемость диагностируется в процессе беседы с учеником, анализе

результатов изложения ему нового материала, последующего диалога,

выясняющего наличие  у ученика следующих способностей:

- способность выделить и понять главное в изложенном учебном материале;

- умение отделить существенное от второстепенного;

- способность воспроизвести прием по показанному образцу;

- осуществление контроля собственных действий;

- проявление профессионального интереса к полученным результатам

(положительная эмоциональная окраска);

За время учебы в школе учащийся способен проявить себя: в группе по сольфеджио и слушанию музыки, участием в различных ансамблях и

оркестрах, на занятиях  хорового коллектива.  Хоровое пение, как

исполнительское искусство, наиболее доступный и любимый вид детского

творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, т. к.

человеческий голос универсален и общедоступен. Коллективные выступления дают  возможность играть, выступать, петь на сцене детям с разными

музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Обучение в школе вносит коренные изменения в жизнь ребенка.

Психологи обращают внимание на то, что становление личности ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и

 болезненно.

              Итак, работая систематически с учениками в разных направлениях,

уделяя внимание технике, подбору учебного материала и используя

 различные методы и приемы, можно достичь хороших результатов, что станет базой для  дальнейшего совершенствования творческого  мастерства,

исполнительства и становление личности учащихся.

 

Литература:

1.  Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей

/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.; цв. илл.

2. Якиманская И.С.. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.  М., Издательство: Сентябрь 1996. – 96с.

3. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/ Д. К. Кирнарская, Н. И.

Киященко. К.В.Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.

4. Ясенева Л.Г. Музыка и Чувственный мир ребёнка. Музыкальное образование и современная школа: Сб. научных статей и методических рекомендаций /

авт.- сост. Л. М.  Кашапова. – Уфа, 2000.– Вып.1.– С. 44-48.