Дополнительная общеразвивающая программа "Техномир"

Дмитриев Игорь Дмитриевич

       Дополнительное образование школьников является важной частью школьного  образования по ряду причин, важнейшими из которых можно отметить ресурс времени. индивидуальность выбора направленности занятий. их интенсивности, а также неформальная обстановка занятий и многое другое. Особенно актуально вышесказанное звучит в отношении дополнительного образования технической направленности, где помимо развития общечеловеческих качеств, формируется и будующий кадровый потенциал экономического развития и роста нашей страны. Дополнительное образование технической направленности позволяет раньше найси способных, заинтересованных и талантливых ребят, помочь им определиться и создать базу для дальнейшего развития и приложения своих знаний и навыков. С этой целью разарботана праграмма "Техномир".

       Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Техномир" разработана на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством образования и научи Риссийской Федерации и кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО "Академиясоциального управления". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Земская гимназия»

Принято на педагогическом совете протокол №_____от       «___»____________2019  

  «Утверждаю»

  Директор МАОУ «Земская гимназия»

 _____________Г.В. Кравченко

«__»____________2019        

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Техномир»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся 11-14 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                                   Автор составитель:

                                                                                    Дмитриев Игорь                                                                                 Дмитриевич

педагог дополнительного

 образования

г. Балашиха г 2019

Пояснительная записка

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению данного вопроса важно рассматривать уже в младшем школьном возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему развивать способности к творчеству.

Одним из таких видов деятельности могут быть занятия по техническому моделированию. Техническое моделирование заключается в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе, путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Цель: Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков, а также для творческой самореализации личности ребёнка.

Цель программы определяет следующие задачи процесса обучения:

Обучающие:

  • Обучать первоначальным правилам инженерной графики,
  • Обучать навыкам работы с чертёжными инструментами.
  • Обучать приемам работы столярными, слесарным инструментом.
  • Обучать рациональному использованию материала.
  • Способствовать приобретению теоретических знаний в области "Техническое моделирование".

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся в решении творческих задач.
  • Развивать эстетический вкус и художественную инициативу.
  • Развивать и расширять политехнический кругозор.
  • Развивать стремление разбираться в конструкции объектов и желание выполнять модели этих объектов.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Воспитательные:

  •  Воспитывать трудолюбие, волю и терпение, умение    преодолевать трудности;
  • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также  атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

        

Принципы реализации программы

-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

-Последовательность и системность обучения;

-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной   деятельности, через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

-Принцип доступности;

-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;

-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

-Принцип динамичности;

-Принцип результативности и стимулирования.

Актуальность программы

Программа по техническому моделированию «Техномир» является средством дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Одной из форм распространения знаний по основам машиностроения у учащихся может являться воспитание у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско-технологической деятельности через наблюдение, размышление и представление форм устройств (конструкций) изделий. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Развивать стремление учиться самостоятельно строить модели из различных материалов, учиться пользоваться ручным инструментом, изучать основы машиностроения.

Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Данная программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. У детей повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность. Кроме этого занятия моделированием дают представление о судо-, авто- и авиастроительных специальностях используя различные конструкционные материалы. Одним из направлений технического моделирования является конструирование из бумаги. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить интерес к данному виду моделирования у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности. Кроме того, владение такими прикладными компьютерными программами, как Corel и PhotoShop (осваивается самостоятельно), даёт огромное количество вариаций и неограниченные возможности в бумажном моделировании. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить эту модель.

 

Особенности возрастной группы детей

Состав первого года формируется из учащихся в возрасте 10-14 лет, занятия проводятся по фронтальной схеме с последующей индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей детей. Важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребёнка изготовлением моделей своими руками. В первый год дети развивают моторику, строят общение в своей группе, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Группы на первый год обучения формируются из воспитанников, прошедших курс первого года обучения (стартовый курс). Кроме того, могут быть зачислены и вновь пришедшие учащиеся, показавшие соответствующие навыки и умения методом тестирования и контрольных заданий. Возрастной состав базового курса первого года обучения 11-14 лет. На втором году занятий продолжается изучение устройства технических объектов, таких как: самолёт, корабль, наземная техника, осваиваются технологии изготовления объёмных моделей и их деталей, а также обучающиеся знакомятся с теорией движения технических объектов: как и почему плавает судно, летают самолёты, ракеты и т. д. Обучающие осваивают технологию сборки сложных моделей-копий с применением специальных навыков и инструментов. При постройке моделей необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному, закреплять полученные навыки работы с чертёжным и мерительным инструментом, использования и обработки материалов применяемых при изготовлении моделей. Развивается техническое мышление, умение и навыки в пользовании различным инструментом и приспособлениями. Ребята строят модели из бумаги и картона из альбомов и по чертежам, принимают участие в конкурсах и выставках.

Воспитанники, занимающиеся в кружке второй год, определяются с выбором конкретной темы моделирования и расширяют свои знания в этой области. Совершенствуют свои умения и навыки в изготовлении моделей самолётов, кораблей и наземной техники сложных конструкций с большим количеством деталей и объёмом работы. Углубляют знания по теории конструкции технических объектов, технологии изготовления моделей из различных вспомогательных материалов, применяемых в моделизме. Главной целью работы учащихся на этом этапе обучения является постройка конкурентно способных моделей для участия в выставках и конкурсах высокого ранга. Обучение и работа проводится по индивидуальным планам работы над конкретной моделью, занятия могут проводиться по учебному плану и совместно с учащимися первого года обучения (базовый курс). Это позволяет ребятам работать в коллективе, помогать, советоваться и делиться опытом изготовления моделей и участия в выставках и конкурсах, подготавливая смену в команде младших школьников. Для учащихся могут проводиться дополнительно индивидуальные занятия.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к требованиям по обучению знаниям и конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на первом и втором  году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники, для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба.

На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.

Условия реализации программы

Технического моделирования располагается в специализированном кабинете.

Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, шкафами для моделей, стеллажами и шкафами для строящихся моделей, шкафами для хранения инструмента, верстаками, столом для руководителя. Кабинет оборудуется различными тематическими стендами и наглядными пособиями.

К работе в кружке дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

Количество учащихся составляет до 15 человек. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями.

Режим проведения занятий:

1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

Модель выпускника

В результате обучения выпускники должны:

  • Овладеть знаниями о материалах, применяемых в моделизме;
  • Знать технологию изготовления корпуса и деталей моделей;
  •  Знать основы технологий и устройств технических объектов;
  • Разбираться в классификации моделей
  • Ориентироваться в названиях деталей и устройств технических объектов
  • Овладеть понятиями и умением пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные в рамках объединения;
  • Сотрудничать с другими детьми в объединении, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.
  • Должны уметь работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;
  • Уметь выбирать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;
  • Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;
  • Окрашивать модель и детали различными способами;

Учебный план

1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

6

2

4

2.

Постройка моделей

2.1.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

94

14

80

2.2.

Постройка действующих моделей.

54

14

40

2.3

Соревнования среди действующих моделей.

18

2

16

2.2.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

8

2

6

3.

Занятия на расширение кругозора

8

8

-

4.

Выставки организация и проведение.

Участие в конкурсах и выставках на уровне МОУ, района

24

8

16

5.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

216

54

162

Ожидаемый результат работы за год

Год обучения

Результаты обучения:

1-й год

Учащиеся должны знать:

- Основные свойства материалов для моделирования;

- Простейшие правила организации рабочего места;

- Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

- Названия основных деталей и частей техники.

Учащиеся должны уметь:

- Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

- Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

- Работать простейшими ручным инструментом;

- Окрашивать детали модели и модель кистью.

2-й год обучения (базовый уровень)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

Вводное занятие

2

2

-

2.

Постройка моделей

2.1.

Постройка сложных объёмных моделей с самостоятельно разработанными элементами по чертежам и эскизам

180

20

160

2.2.

Организация выставки.

6

2

4

2.3.

Подготовка моделей к выставкам и конкурсам

10

4

6

3.

Выставки. Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России

16

2

14

3.1.

Построение сложных действующих, управляемых моделей различной техники.

110

15

95

3.2.

Экскурсии на производство.

10

10

3.3.

Соревнования по действующим моделям

24

8

16

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

360

55

305

Ожидаемый результат работы за год

Год обучения

Результаты обучения:

3-й год

Учащиеся должны знать:

- Материалы, применяемые в моделизме;

- Технологии изготовления корпуса и деталей моделей;

- Основы технологии и устройства технических объектов;

- Классификацию моделей и правила проведения выставок и конкурсов;

- Названия деталей и устройств технических объектов

Учащиеся должны уметь:

- Работать с чертежом и эскизами реальных технических объектов;

- Выбрать технологию изготовления, обусловленную спецификой конкретных деталей и модели в целом;

- Изготавливать корпус и детали моделей из различных материалов;

- Окрашивать модель и детали различными способами;

- Пользоваться различным инструментом и приспособлениями в работе над моделями.

 Содержание деятельности

1-й год обучения (базовый уровень)

1.Основы конструирования

1.1.Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в кабинете. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединение.

1.2. Первоначальные графические знания и умения.

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью угольника и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы.  Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей

2.1.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам из альбомов.

Разметка деталей модели по шаблону, как по готовому, так по собственному замыслу. Построение моделей из альбомов для начинающих моделистов.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и картона отдельных деталей модели и её сборка. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги таких как: конус, цилиндр, купол. Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

2.2.Подготовка модели к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения конкурсов и выставок. Подготовка презентации модели.

Практическая работа.

Изготовление подставки. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

3.Занятие по расширению кругозора.

Занятия по расширению кругозора проводятся в течение всего учебного года, для углубления знаний в устройстве технических объектов, способов постройки моделей, истории судо – авиа – и автостроения.

  • Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.
  • Теоретический чертёж.
  • Технология изготовления моделей.
  • Основные механизмы и узлы техники.
  • Правила проведения выставок и конкурсов.
  • Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)

4.Выставки

Участие в выставках и конкурсах на уровне МОУ.

5.Заключительное занятие, организация выставки в ЦВР "Пашинский"

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

2-й год обучения (базовый уровень)

1.Введение

Вводное (организационное)занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединение "Техномир". Знакомство с планом работы, распределение подобранных к изготовлению моделей с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

2.1.Постройка объёмных моделей.

Построение моделей из альбомов, по самостоятельно построенным выкройкам по чертежам и эскизам. Технологии изготовления корпуса моделей, надстроек и деталировки из бумаги и картона. Использование других материалов (рейки, фанера, проволока, нитки и др.) для улучшения внешнего вида модели.

Практическая работа.

Построение выкроек деталей. Сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели.

2.2.Подготовка моделей к выставкам и конкурсам.

Ознакомление с правилами проведения выставок и конкурсов. Составление презентации модели (домашнее задание с родителями)

Практическая работа.

Составление паспорта модели.

3.Участие в выставках и конкурсах на уровне города, области, России.

4.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год и за весь период обучения.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1-й год обучения (базовый уровень)

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий(по мере изучения материала)

1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.

2.Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение

Опрос

Умение

Начало года

Середина года

Текущий (по мере готовности моделей)

Коней года

1. Изготовление корпуса модели

2.Изготовление деталей модели.

3.Окраска.

4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели

Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.

Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.

Умения в окраске корпуса и деталей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Текущий

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Качество изготовления деталей и модели в целом

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

4.Участие в выставках и конкурсах.

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки качественного изготовления деталей и модели.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы, грамоты

2-й год обучения (базовый уровень)

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

Текущий (по мере усложнения материала)

1.Теоретические

2.Устройство технических объектов

Теоретический чертёж. Основы теории судо-, авто, авиастроения, технология изготовления моделей.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение, опрос

Опрос, использования терминов в работе.

Умение

Постоянный

Текущий (по мере готовности моделей)

Итоговый (в конце года)

1.Качественное изготовление моделей.

2.Окраска.

3.Подготовка к выставкам и конкурсам моделей.

Умения изготовлении корпуса и деталей модели, работа с чертежами.

Окраска моделей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение, Контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

Постоянный

Постоянный

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

2.Самостоятельность в работе. Самоконтроль

3.Участие в выставках и конкурсах

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, Творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

Наблюдение.

Протоколы выставок, дипломы, грамоты.


Список литературы

Литература для педагога

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

4.Концептуальные основы воспитания подрастающего поколения

5.Программа развития воспитания в системе образования в России

6.Программа «Стабилизации и развития образования»

7.Федеральная программа образования на 5 лет.

8.Устав МАОУ "Земская гимназия"

9.Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.

10.Архипова Н. А. Методические рекомендации. – М.: Станция юных техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

11.Боровков Ю. А. Технический справочник учителя труда. – М.: «Просвещение», 1971.

12.Вяткин Г. П. Машиностроительное черчение. – М.: «Просвещение», 1977.

13.Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

14.Заворотов В. А. От идеи до модели. – М.: «Просвещение», 1988.

15.Тимофеева М. С. Твори, выдумывай, пробуй. – М.: «Просвещение», 1981.

Литература для обучающихся

1.Загайкевич Д. Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.

2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

3.Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

4.Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3