Формирование культуры здоровья школьников через проектную деятельность

Розанова Елена Анатольевна

Опыт применения школьной лаборатории "Лабдиск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А.Сухомлинский

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Одной из задач новых образовательных стандартов является создание условий для обеспечения в развивающей образовательной среде здоровьесозидающего потенциала, формирования культуры здорового образа жизни (обучающихся и учителей).

Слагаемыми здоровьесозидающего потенциала являются:

1. ЛИЧНОСТНАЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ) ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

Создание условий для самодеятельности учащихся

Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа

деятельности

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся

Оказание учителем помощи и поддержки учащимся

3. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ

Соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим)

4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Увеличение двигательной активности учащихся за счет использования

педагогических технологий урока

5. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Одним из способов деятельности учащихся является проектная деятельность.

В нашей школе есть комплект современного лабораторно-измерительного оборудования «ЛабДиск». Это мобильная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных. Предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в образовании. Прибор позволяет измерять такие данные, как температура окружающей среды, уровень освещённости, громкости звука, пульс человека, расстояние до объекта. Данные можно сохранять, подключать прибор к компьютеру. В справочном пособии даны примеры учебных экспериментов, описание международного проекта  «Глобальная школьная лаборатория».

Мы предложили ученикам исследовать температуру окружающей среды в школе и разработать проект по этой теме во внеурочной деятельности. Проблема соблюдения воздушно-теплового режима актуальна. Пребывание в холодном или душном помещении может быть причиной различных заболеваний.

Во время работы над проектом ученики измеряли температуру во всех кабинетах школы, анализировали, сравнивая по расположению относительно частей света, от этажа, от наличия стеклопакетов. Строили графики в электронных таблицах, изучали литературу по этой теме, нормы СанПина, находили идеи по теплосбережению, знакомились с опытом других исследователей по этой теме.

Основными задачами проекта были: снизить заболеваемость учащихся и персонала школы, улучшить микроклимат в помещениях школы.

Один из ярких примеров практического применения этой деятельности можно было наблюдать на уроке. Ученик попросил приоткрыть окно, на что в ответ от товарища, который участвовал в проекте, все узнали, что оказывается, современные окна без форточек, которые в режиме проветривания откидываются внутрь, оставляя щель в части окна, на самом деле не проветривают помещение. Это связано с циркуляцией воздуха. Поэтому лучше открыть окно традиционным способом на 5 минут, чем проветривать в течение длительного времени и мёрзнуть, простужаться, не добившись полной вентиляции.

В результате реализации проекта ребята сформулировали советы администрации школы, учителям и товарищам по созданию оптимального микроклимата в школе. Было предложено, установить индивидуальные регуляторы на радиаторы отопления. Они обеспечивают также большую экономию денежных средств. Советы: проветривать класс после каждого урока, отодвинуть парты от батарей отопления, одеваться соответственно погоде и температуре.

Помимо вопросов сохранения здоровья, исследуя эту тему, ученикам пришлось рассматривать физические, математические, технологические и экономические аспекты потребления энергии.

Здоровьесберегающий потенциал учебной исследовательской деятельности: - дает радость открытия - создает атмосферу увлеченности в детском коллективе - повышает мотивацию к познанию, работоспособность - помогает избежать однообразия видов деятельности- создает условия для психической и умственной активности ребенка- способствует активизации инициативы и творческого самовыражения- позволяет усваивать учебный материал без перегрузок, одновременно снимая элементы стресса и напряжения- позволяет выстроить демократический стиль общения педагога и учащихся- дает возможность учителю помочь ребенку в осознании своих способностей и интересов и их дальнейшего развития

Сколько бы мы ни твердили ученикам о необходимости следить за своим здоровьем, сколько бы мы ни агитировали их беречь здоровье смолоду, соблюдать требования гигиены, осознать это они смогут, если только что-то сами сделают по этому вопросу. Сами будут искать нужную информацию, сами проведут измерения, тогда в голове происходит осознание.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.