Главные вкладки

    Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

    Косицкая Тамара Евгеньевна

    Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)

    Обобщая свой профессиональный  опыт, начиная с 1995 года, в области экономического образования в школе, я бы отвела особое место  технологии игрового проектирования. Игровое проектирование (ИП) - один из способов интенсивного обучения. Примером этой технологии является программа «Школьная компания» (ШК), которая разработана на основе программ МОО «Достижения молодых». Игровые технологии  не потеряли свою актуальность, они становятся популярными и востребованными в современном образовании.

    • Игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
    •  Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

               внимание и познавательный интерес к предмету;

    • Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
    • Игра важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игры – это пространство самореализации.

    Образовательные задачи включаются в содержание игры.

    Что такое «Школьная компания»?

    «Школьная компания» - это учебный практикум по экономике для учащихся старшего школьного возраста.

    Форма проведения практикума - ролевая игра, в процессе которой участники получают знания и умения в области предпринимательства. Практикум проводится в рамках системы дополнительного образования.

    Цели проведения игры:

    • экономическое образование
    • развитие коммуникативных навыков
    • мотивация к получению образования
    • информирование о благотворительной деятельности
    • вовлечение родителей, представителей бизнеса и общественности в образовательный процесс.

    «Школьная компания» в форме ролевой игры дает возможность испытать, что значит организовать собственное дело, как выбрать направление деятельности, определить потребность в стартовом капитале, быть акционером, имеющим собственную долю в собственности компании и право голоса при принятии решений. В подобном обучении высока доля самостоятельности учащихся, Так как учитель в ней выступает в роли консультанта.

    В процессе игры учащиеся создают игровое «предприятие», действующее на рынке свободной конкуренции, выступают в роли «инвесторов», «акционеров», «руководителей», «служащих», «рабочих». В игре используются упрощенные модели «рынка», «предприятия», «системы налогообложения», позволяющие участникам в наглядной форме вести «бухгалтерию предприятия».

    Деятельность «Школьной компании» осуществляется на добровольной основе по инициативе участников в соответствии с целями, правилами и ограничениями учебно-деловой игры. Очень важно отметить, что игровое предприятие не является юридическим лицом или официально зарегистрированным предприятием. Участники практикума не занимаются предпринимательской деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли или требующей лицензии.

    Участники ШК создают игровое «предприятие», действующее на базе образовательного учреждения в течение учебного года.

     

    Первый этап игры – организация. Учащиеся знакомятся с основными принципами предпринимательской деятельности. Обсуждаются и формулируются цели и идеи, ради которых организуется «Школьная компания». Обсуждаются организационно-правовые формы бизнеса. Проводятся выборы президента ШК, который в дальнейшем создает свою команду (вице-президентов) по разным направлениям деятельности ШК: маркетинг, производство, реклама, торговля, работа с персоналом, бухгалтерия, деятельность по информационному обеспечению, коммуникациям и др. Вице – президенты организуют свои команды. У каждого участника ШК - своя роль (свои обязанности, должность) со своими целями и задачами.

    На этом же этапе выбирается товары или услуги, которые будет создавать ШК. Продукт должен быть реальным, который можно производить и реализовывать

    в рамках школы (с разрешения администрации школы) и с учетом ограничений, например, связанные с техникой безопасности. При выборе продукта используется техника «мозгового штурма».

    Для окончательного выбора продукции учащиеся изучают рынок через опрос учащихся школы, учителей, родителей. На данном этапе дети знакомятся с понятиями спроса, предложения, рыночной цены, альтернативной стоимости.

    Примеры школьных компаний и товаров (услуг), которые производились данными компаниями:

    • ШК «Остров». Товар: буклеты и компакт-диски  с информацией об истории и достопримечательностях  Васильевского острова. Буклеты с информацией о музеях Васильевского острова. Потенциальные потребители – туристы и гости города. Реализация продукции осуществлялась на ярмарках Школьных компаний, через учителей и родителей.
    • ШК «Остров – праздник». Услуга: организация и проведение праздников и дискотек в школе.
    • ШК «Остров подарков». Товар: создание и выпуск видео поздравлений и открыток, в том числе персональных.
    • ШК «Остров талантов». Организация выставок картин учащихся школы. Организация экскурсий по выставке картин с информацией о видах и направлениях живописи. За год ребята провели 10 экскурсий, в том числе для родителей.

    Для создания уставного фонда  необходимо выпустить акции. Учащиеся проводят презентацию своей компании и распространяют акции между учащимися школы, учителями, родителями. Сами организаторы приобретают акции, становятся акционерами. Презентация компании занимает особое место в организации. Ребята рассказывают учащимся, учителям, родителям о своей роли в ШК, рекламируют свою продукцию, проводят лотерею, аукцион продукции. По мере процедуры организации учащиеся знакомятся с новыми понятиями, например, понятиями ценных бумаг, уставного капитала, контрольного пакета акций и др. Форма акции создается самими учащимися. Для разработки формы акции привлекаются родители, представители бизнеса в качестве консультантов.

    Следующий этап – планирование. На данном этапе учащиеся знакомятся с планированием, составляют бизнес-план.   Планирование – один из важнейших элементов управления предприятием. Для создания бизнес-плана привлекаются представители бизнеса, родители в качестве консультантов. Бизнес-план ШК составляется в учебных целях. Учащиеся должны понимать, что в реальном бизнес-планировании план необходим для обоснования получения банковских кредитов и привлечения крупных инвесторов. Бизнес-план охватывает деятельность всех подразделений компании.

    Следующий этап – управление. В течении нескольких следующих недель «Школьная компания» занимается производством и реализацией товаров и услуг.

    Разрабатываются стратегии маркетинга, покупки материалов и оборудования по максимально низким ценам. На этом этапе учащиеся не только учатся производить, но и продавать товар. Все действия сопровождаются заполнением различной документации в виде накладных, заявок, отчетов, составляются различные графики.

    На протяжении всех этапов один раз в неделю, а при необходимости чаще, учащиеся собираются для отчетов, обсуждений результатов и ошибок, принятия различных решений.

    Последний этап – ликвидация ШК. Подведение итогов.

    Составляются годовые отчеты, в том числе отчет о прибылях и убытках. Обсуждаются результаты и опыт, приобретенный каждым участником ШК.  Выносятся благодарности и награждения. Выплаты дивидендов акционерам.

     

    Погружение в игровую деятельность дает возможность учащимся не только получить пусть не все, но многие экономические знания. Игра позволяет на практике проверить свои способности в качестве руководителя, специалиста в области рекламы и производства, в области продаж, работы с различными финансовыми документами. Как правило, ребята успешно участвовали в олимпиадах по экономики, многие выбирали при поступлении экономические ВУЗы. Игра не предполагает, что все ее участники будут предпринимателями, но знакомство с предпринимательской деятельностью для учащихся очень полезно при выборе своего дальнейшего образовательного пути и понимания положительных сторон, с одной стороны, проблем, трудностей  предпринимательства, с другой.