Искусство преподавать детям экономику

Буквально пару слов хочу сказать о своей второй программе. “Экономические игры”. Как я говорила раньше, у меня экономическое образование. И разумеется, работая в школе, хочется поделиться своими знаниями с детьми.

Но в большинстве программ экономическая теория, маркетинг, логистика, ценообразование изложены очень тяжелым языком. Предполагается, что дети должны изучать эти науки поверхностно и в старших классах. Самое обидное, что и в старших классах дети не особо понимают, зачем им всё это нужно...

Однако я на личном опыте знаю - у меня своих пятеро детей - что дети уже в начальной школе могут иметь достаточно большие познания в данной сфере.

Я придумала программу, ориентированную на детей 11-12 лет. Мы в игровой форме изучаем все сложные процессы рынка. Программа в таком виде реализуется первый год. Но уже есть определённые результаты.

Каждое занятие начинается с игрового обобщения пройденного материала. Это может быть викторина или игра в термины по типу "Крокодила" или "Алиаса" (когда необходимо объяснить всем экономическое понятие без использования однокоренных слов или вовсе пантамимой). Ко второму полугодию дети с лёкгостью справляются с такими сложными понятиями, скажем, "субъекты рынка" или "конкурентное преимущество".

После повторения мы приступаем к основной игре. Это специально разработанные мной настольные сюжетно-ролевые игры, которые в наглядной форме демонстрируют детям те или иные принципы работы рынка, экономики, государства. По окончанию игры мы разбираем теорию. И что удивительно, дети охотно воспринимают материал. Ведь по сути им раскрывают секрет победы в игре!

Немного о результатах. К концу года нашего эксперимента я вижу, что дети вполне разбираются в основных понятиях, понимают, каким образом строится бизнес. Выдвигают вполне рабочие идеи, могут оценить состояние рынка и конкурентов, выделить сегмент потребителей, определить свою нишу и позицию. Единственное, что им даётся сложно - это вычисления и математико-экономический анализ. Просто потому, что программа математики 5 класса ещё не предусматривает многих понятий.

Чтобы оценить свои силы, мы решили принять участие в районном конкурсе бизнес-проектов. Для справки, конкурс был рассчитан на учащихся 6-11 классов, по факту в нашей категории были ученики 7-8 классов. И мои пятиклашки (для конкурса мы выбрали троих кандидатов). Результат превзошёл ожидания - все три проекта были отмечены судьями, а один из них занял на конкурсе первое место.

Какие выводы можно из всего этого сделать. Во-первых, дети 11-12 лет вполне способны разбраться в принципах работы сложных рыночных механизмов. Во-вторых, их мозг ещё свободен от стереотипов, а значит они вполне способны мечтать и придумывать нестандарные решения ситуаций. А ведь именно это больше всего ценится в бизнесе! Ну, и в-третьих, взращивая поколение свободно мыслящей, экономически грамотной молодёжи, у нас есть все шансы внести свой вклад в развитие государства ))