Экспериментальный учебник

Карасева Ирина Викторовна

Я работаю несколько лет по учебникам линии Н.М.Шахмаева в 7-9 классах. Эти учебники имеют много достоинств по сранению с общепринятым А.В.Перышкиным. Особенно хорошо представлено содержание 9 класса - практически весь год - механика. Однако есть и свои недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksper.uchebnik.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Анализ учебников.

     Учебники, изданные авторским коллективом под руководством Н.М.Шахмаева курсов 7, 8 и 9 классов соответствуют содержанию и основным требованиям основного общего образования.

     Содержание учебников составляют следующие темы:

7 класс – световые, звуковые явления, первоначальные сведения остроении вещества, физические величины, тепловые явления, тепловые двигатели;

8 класс – электростатика, постоянный ток, магнитное поле, токи в средах, электромагнитное поле, строение атома и ядра атома;

9 класс – механика.

     Такой подход имеет много достоинств. Начальный курс физики становится доступным и интересным для учащихся. Изучая знакомые из повседневной жизни световые, звуковые и тепловые явления, школьники узнают о них много нового, начинают понимать, как и почему они происходят, каким законам подчиняются и где используются. На примере знакомых явлений осваивают метод изучения природных явлений, учатся выстраивать цепочку -  наблюдение – гипотеза – эксперимент – теория.  

     В 8 классе идет изучение электрических, магнитных и атомных явлений, что, на мой взгляд, вполне оправдано, т.к. позволяет в результате получить видение электромагнитной картины мира. Также учащиеся знакомятся с электрическим током в различных средах, что в других учебниках не упоминается. А изучается лишь в курсе старшей школы, да и то обзорно. Это позволяет приблизить школьников к знаниям технических достижений современного общества, познакомить с применением изученных законов на практике, т.е. идет обучение теоретическим основам без отрыва от  практической деятельности.

     9 класс полностью посвящен механике, что позволяет на более серьезном уровне изучить основные законы механики и их практическое применение. Ранее использовавшиеся учебники (А.В.Перышкин, Е.М.Гутник) включали в содержание 9 класса и механику, и электромагнитные явления, и атомную физику.  Что не давало возможности на серьезном уровне изучить каждый раздел, а позволяло лишь бегло ознакомить учащихся с основными понятиями и формулами.

      Кроме того, материал в учебнике излагается с опорой на большое число опытов, сопровождающихся красочными иллюстрациями, что делает учебник зрительно привлекательным. Мне кажется оправданным исключение из курса 7 класса сведений о движении и взаимодействии тел и перенесении их в курс 9 класса механики, т.к. объективно изучение механики очень сложно даже для учащихся 15-16 лет, а изучение электрических явлений в более раннем возрасте гораздо интереснее.

      Также к достоинствам учебника можно отнести дифференциацию содержания. Физика в средней школе – общеобразовательный, а не специальный предмет. ЕЕ изучение не самоцель, а средство воспитания, развития мышления учащихся, формирования у них физической картины мира. Поэтому в учебнике можно найти тот материал, который способствует решению этих задач. В то же время для более подготовленных учащихся есть материал повышенного уровня, отмеченный «звездочкой», что позволяет дать хорошую подготовку тем детям, которые в дальнейшем идут в профильные технические классы.

     В то же время, наряду с достоинствами линии учебников под ред  Н.М.Шахмаева можно выделить и ряд недостатков. На мой взгляд очень много времени уделяется первым двум разделам 7 класса – световым и звуковым явлениям. В теме «Линзы» дается формула тонкой линзы и задачи на ее применение, хотя учащиеся 7 класса еще не знакомы ни с физическими величинами, ни с их обозначениями, ни даже с правилами оформления задач по физике. Кроме того, мало времени выделяется на отработку знаний по агрегатным состояниям вещества (решение задач на нахождение количества теплоты и тепловой баланс). Сложно идет в 7 классе усвоение понятия КПД (коэффициент полезного действия), процессов, происходящих при работе двигателя внутреннего сгорания.  Также недостаточно в 9 классе расчетных задач на различные темы по механике. Предложенные задачи в учебнике соответствуют лишь удовлетворительному уровню, а для повышенного и высокого уровня приходится подбирать задачи из других источников.

  1. Анализ результатов.

     Я работаю по учебникам линии Н.М.Шахмаева 3 года. Первые экспериментальные классы полностью закончили этот курс и сейчас обучаются в 10 классе. Можно сказать, что уровень подготовки учащихся 10-го класса выше, чем у предыдущих параллелей, которые изучали курс физики основной общей школы по учебникам А.В.Перышкина. В частности, это проявляется в более легком усвоении сложных понятий механики 10 класса, т.к. основная база этих понятий у учащихся уже сформирована, и акцент делается на углубленном изучении явлений и законов. В предыдущие годы приходилось изучать некоторые разделы механики в 10 классе заново, т.к. курс 9 класса рассматривал эти разделы лишь обзорно.

     Анализ срезовой работы в 8-х классах показал, что практически все учащиеся усвоили материал на достаточном уровне, высокое качество знаний (62%, 46% и даже 27% в 8 «д» классе). Результаты срезовой работы в 9 «г» классе хуже (9 – «двоек» при 4 «пятерках и четверках»). Однако учащиеся, получившие «2», и на текущем контроле получали неудовлетворительные отметки, что можно объяснить крайне слабыми способностями этих учащихся. Они усваивают основные понятия, могут объяснить некоторые физические явления, но не запоминают на длительное время формулы и не могут их применять для решения задач. Если проанализировать текущие результаты в 7-х классах, то можно заметить, что наиболее хорошо ученики усваивают те явления и законы, которые на данном этапе им знакомы из жизненного опыта: отражение света и звука, применение линз с целью коррекции зрения, устройство глаза и уха, понятие массы и плотности тела.

     Обобщая все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на начальном этапе изучения физики практически  у всех учащихся формируется интерес к предмету, и этот интерес у большинства сохраняется и в 8 классе, ослабевая лишь к 9 классу, что можно объяснить резким усложнением материала. Но и сложные понятия механики 9 класса излагаются в учебнике со множеством иллюстраций, примеров из жизни и подбором интересных фактов по данным темам, что позволяет поддерживать интерес к предмету и далее. Учебники линии Н.М.Шахмаева дают хорошую подготовку по электромагнитным явлениям и особенно по механике. Однако, на мой взгляд, нуждается в доработке учебник 7-го класса. Необходимо больше времени на изучение тепловых явлений и тепловых двигателей, а материал по световым явлениям можно в этом возрасте не давать так глубоко, тем более с использованием формул. Также недостаточно расчетных задач практически по всем темам.