Письма из будущего...

Нуртдинова Голия Нурлыгаеновна

    «Наша задача не в том, чтобы сделать себя     необходимым нашим детям,

а, напротив,   в том, чтобы помочь им научиться,  по возможности обходиться без нас»

К.О.Конради

Годы… . Как быстро они летят. С возрастом они летят  еще быстрее. Я свою прошлую жизнь представляю в виде стеллажа с книгами. Каждый прошедший год – одна книга. Если посмотреть со стороны на эти книги – они все разные. Некоторые толстые, а некоторые тоненькие. Ведь бывали разные годы, полные событий, изменений, а были и тихие, спокойные.  И цвета у них разные – розовые,  голубые,  синие,  а есть и черные. Некоторые потрепанные, так как их часто брали в руки, пересматривали,  а некоторые чистенькие от того,  что их редко перечитывали. Я люблю под настроение перечитывать свои некоторые книги жизни. Откроешь, а там друзья, знакомые, интересные события. Вот и сегодня я беру на руки книжки с надписью – 2005 год, открываю, а оттуда веером высыпаются листочки. Я их поднимаю.  Да  это «Письма из будущего» моих учеников. Уже вошло в традицию, что на последнем уроке физики в 11 классе, когда уже оценки выставлены, все пожелания и напутствия сказаны, я прошу своих учеников написать мне письмо, которое начинается со словами: «Вот и прошло …. лет после окончания школы». А дальше: «За это время я успел (дальше о своих достижениях, семейном положении и т.д.), но часто вспоминаю ваши уроки (немного об уроках)». Вот эти письма у меня на руках. Беру первый листок и начинаю читать.

« У меня две замечательные дочки, одну из которых зовут Голия, в вашу честь.  Когда они подрастут, я им обязательно расскажу об уроках физики, что была такая учительница- Голия Нурлыгаеновна, не похожая на других учителей. Очень справедливая, умная, когда надо умела быть строгой, а могла и шуткой разрешать конфликтные ситуации. А в нашем классе этих конфликтных ситуаций было…» Это Ольга Цепилова, я тебя помню, до 9 класса училась очень хорошо, а потом влюбилась и забросила учебу. Сколько сил я отдавала, чтобы ты оставалась «наплаву» по моему предмету.

Другой листок.  По почерку узнала - Вова Кокауров,  умный, думающий, всегда на уроке мог отстаивать свое мнение. Высокий, стройный, красивый, всегда был окружен вниманием девочек. Читаю: «Закончил  университет, у меня престижная работа. Если бы вы меня не готовили к ЕГЭ так хорошо, я бы не смог  поступить в тот ВУЗ, о котором мечтал всю жизнь. А запомнились вы мне как самый остроумный учитель с очень хорошим чувством юмора.  Мы ведь любили опаздывать, а вы придумали оригинальное наказание опоздавшим -  оправдать свое опоздание,  опираясь на законы физики. Что только мы не выдумывали. До сих пор помню, объяснял опоздание тем, что на физкультуре упал,  и пришлось сбегать домой переодеться. А  вы заставили меня объяснять опоздание через явление инерции, силу трения  и  силу притяжения Земли»

Марсель Васильев – мой любимый ученик, хотя он об этом не знал. Природный ум, смекалка, отличная память.  «Мне очень нравилось быть на ваших уроках. Вы очень интересно рассказывали тему и всегда,  какой - то  интересный случай из жизни ученых. Вы говорили, что ученые такие же люди, как и мы, только они чаще других задавали вопрос «Почему?».  Отсюда мы делали вывод, что у нас еще все впереди»

Следующий листок. О-О-О, Кольцов Данил – гордость школы, спортсмен. Что бы он ни натворил, нельзя было на него долго сердиться. «Вы научили меня бороться, и чтобы  не случилось идти к своей цели. Когда учился в 9 классе,  весь год пропадал на сборах и как следствие запустил учебу. Мне угрожает по физике  «3» в аттестат. Вы предложили вариант, сдавать экзамен по физике. Вот я готовился!!! Ответы на все билеты знал наизусть. Конечно,  вы очень удивились моим ответам, наверное, не ожидали, что на любой вопрос я тут же выдавал правильные ответы. Вот тогда я понял, что если поставить четкую цель и приложить максимум усилий, всего можно добиться. Я поверил в свои силы. Потом эта вера в себя мне  часто помогала в спорте»

Вагабова Нурьян.  Мечтала быть врачом. Трудолюбивая, немного стеснительная. Очень порядочная девочка.  « Я благодарна вам за ваше терпение. Я помню, как мы проводили лабораторные работы. Вы ведь не давали нам возможности делать их по описанию в учебнике. Обязательно нужно было самим найти способ измерения физической величины. Даже приборы нам никто не раздавал. Приборы всякие лежали у вас на столе, а  мы должны были сами выбирать те, которые нам нужны. В итоге мы находили несколько способов выполнения одной и той же лабораторной работы. А создавать новое всегда сложно. Мы и возмущались, и сердились на вас. Это теперь я понимаю, что вы учили нас думать, а не тупо следовать инструкциям»

Деев Миша. Скромный, никогда сам не поднимет руку, хотя и знает ответ на вопрос. А спросишь, отвечает на отлично. Мой первый помощник на уроке, выручал в любой сложной ситуации. Отличался надежностью. «Уроки физики надолго останутся в моей памяти. Я до сих пор удивляюсь, как вам удавалось так просто и доступно объяснять сложнейшие темы курса физики. Например, законы электромагнитной индукции. Я прочитал  материал по учебнику по этой теме еще дома (любил самостоятельно изучать  материал урока по новой теме, тогда я свободно участвовал в беседе во время урока, и вы меня хвалили, а кому не нравится, когда его хвалят), столько новых терминов, непонятных слов, смог осилить только половину параграфа. А на уроке вы играючи расправились с этой темой, что я до сих пор помню и определения и формулы»

Тагиров Айдын. Всегда мило улыбался. Но не хотел учиться, был ленивый. «Хочу сказать, что ваши уроки физики мне очень помогли в жизни. Я из них извлек для себя много поучительного. Сейчас я вспоминаю, как мне трудно давался предмет, я всегда был зол на вас. Вы ставили мне всегда тройки. Это я сейчас понимаю, что был виноват сам, не готовился к урокам, не старался. А тогда, казалось, что во всем виноваты  вы. Но жизнь показала, что без старания добиться ничего нельзя».

Марченко Валера, наш «иностранец». Год жил и учился в Америке.  Хорошо разговаривал на английском языке, но считал, что уроки физики ему не нужны. «Я часто рассказываю своим детям о вас, а они говорят, что сейчас у них таких учителей нет. А помните, я, Данил и Семен часто опаздывали на уроки (любили посидеть в столовой). И вы сказали, что нужно придумать «отмазку» исходя из законов  физики. А я быстро сообразил и сказал, что опоздал из-за низкого КПД тети Фаи (работника столовой). А  в общем, я рад и горд тем, что учился у вас. Вы были очень добрая и понимающая,  думаю,  любили нас такими, какие мы есть».

Нургалиева Элиза. Маленькая, аккуратная, очень серьезная девочка. «Я редко вспоминаю уроки физики, но часто вспоминаю вас. Вашу манеру одеваться (а вы были всегда такой элегантной), общаться я часто старалась копировать. Как вам удавалось в нашем сложном классе держать дисциплину? Я до сих пор удивляюсь. На других уроках стоял шум и гам, а у вас даже отъявленные хулиганы не шумели. Вы ведь не повышали голоса, не ругали, не угрожали вызвать родителей, а никому и в голову не приходило  выкрикивать что- то с места.  А ваши «физики»,  мальчики, которые посещали ваш кружок  «Юный физик», ходили за вами по пятам и разговаривали с вами на непонятном для нас языке. Конденсаторы, транзисторы, какие - то соединения, а мы им завидовали.  А урок демонстрации  работ ваших «физиков»! Это было что-то. Я больше ничего подобного в жизни не видела. Оригинальные опыты, почти на уровне фокусов,  самодельный радиоприемник и еще что- то,  название которого я не помню. Почему я так хорошо помню ваших  «физиков»? Да потому что я была влюблена в одного из них».

Ахмедов Мамед. Да, я тебя очень хорошо помню.  Жгучий брюнет, характер, как порох. Наверное, проявлялся южный темперамент. Но учился хорошо. Я его уважала за обостренное чувство справедливости. Всегда был галантен с девушками. А это им так нравилось. «Голия Нурлыгаеновна, вы очень сильный человек. Я не перестаю удивляться, как вы все выдерживаете и все успеваете. За 5 лет, что я у вас учился, я вас ни разу не видел с плохой прической или небрежно одетой. А какие опыты вы показывали на уроке!  Это я сейчас понимаю, что подготовка таких демонстраций занимало у вас  уйму времени. Наверное, поэтому вы со школы не уходили раньше шести часов вечера. Откуда это я знаю? У меня тренировки были в шесть часов вечера,  и я часто видел вас уходящей из школы. А сегодня я думаю, побольше бы таких учителей!!!»

Герайлы Эльвир. Один из моих «физиков». Все схватывал налету. Посещал кружок «Юный физик».  Любил работать с паяльником, мог «прочитать» любую запутанную электрическую схему. Терпеливый, мог одну и ту же работу переделывать несколько раз.              «Я, если честно, дома никогда не читал учебник физики. Если я на уроке внимательно слушал ваш урок, мне этого хватало. А моей настольной книгой была книга «Теоретические основы электротехники». Помните,  как я бился над моделью радиоприемника? Вот все правильно, все сто раз перепроверил, а не работает.  Тогда вы остались после уроков и помогли мне разобраться в схеме, говорили, что это мы еще на уроке не проходили, что нужно повнимательнее быть с полупроводниками, и объяснили ошибки, которые я допустил,  очень просто и доступно. Как говорится, на пальцах.  Это я сейчас понимаю, что вас, наверное ждали дома, а вы не пожалели своего времени, потратили его на меня. Я думаю, вы хотели, чтобы у меня не угас интерес к электротехнике, что данная работа для меня очень важна. Я ведь  в дальнейшем хотел поступил в технический ВУЗ».

Шаменков Максим. Балагур, любил поговорить. Но на уроке всегда был внимателен.                         «Мне очень жалко расставаться с вами. Где еще встретишь такого универсального учителя, который одновременно и физик, и химик, и историк, и математик и даже философ. Я хорошо запомнил ваши уроки, где вы нас учили рассуждать. Вы нас заставили рассуждать на тему: « Чем отличается правда от истины? Что такое истинная правда?» Вот я тогда ломал голову. Слова все знакомые, а смысл не уловить. После этого я стал внимательнее, глубже старался понять смысл слов. А это помогло на уроках литературы, истории, обществознания. Спасибо вам. Вы настоящий учитель».

Как быстро прошло время. Вот читаю письма своих учеников и вспоминаю, какие они были в 7 классе, и какие стали в 11 классе. Это ведь небо и земля.  Радует то, что в становлении этих детей есть крупица и моего труда.

Закрываю эту книгу. Но еще долго хожу под впечатлением прочитанного.  Говорят, что труд учителя неблагодарный. Нет, я так не считаю. Но благодарность приходит к нам через много лет, когда ученики наши взрослеют, достигают каких - то жизненных высот, начинают воспитывать своих детей и сталкиваются со многими жизненными трудностями. Тогда они вспоминают, о чем говорили им учителя, как поступали в той или в иной ситуации, анализируют действия своих  учителей и применяют некоторые элементы из опыта в своей жизненной ситуации. Если они вспоминают МОИ уроки, копируют МОИ поступки, повторяют МОИ высказывания, используют знания, которые Я старалась им дать, значит,  Я свою МИССИЮ - как учитель – ВЫПОЛНИЛА!