Главные вкладки

    Формирование ключевых компетенций школьников на уроках физики

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). Ключевые компетенции  включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие, решать реальную ситуацию, задачу.

    На уроках физики и в повседневной жизни учащиеся встречаются со многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Курс физики должен быть построен на использовании разнообразных методик обучения, направленных на способ восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому- цели изучения курса физики – выработка компетенций:

    1) общеобразовательных:

    -умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

    -умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики  изучаемого  объекта, давать определения, приводить доказательства;

    -умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    -умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

    2) предметно-ориентированных:

    -понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

    -развивать познавательные интересы в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

    -воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;

    -применять полученные знания и умения для безопасного использования механизмов в быту на производстве, решения практических задач в повседневной жизни.

    Задачи:

    -развивать интерес и привлекать знания из различных предметов для поиска решения, удовлетворяющего нужным критериям;

    -углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

    -развивать представления о физических явлениях, связанных с существованием и функционированием человеческого организма.

    В результате изучение физических теорий путем наблюдений, экспериментов, решения качественных задач приводит к накоплению опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

    Изучая курс физики, учащиеся развивают следующие умения, знания и навыки:

    -понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;

    -описывать и объяснять физические явления;

    -использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

    -представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    -выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

    -приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

    -решать задачи на применение изучаемых физических законов;

    -осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

    -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсеместной жизни.

    Интегрированный характер содержания курса физики предполагает такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_12.03.2012_formir.klyuch.kompet.na_urokah_fiziki.pptx92.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование ключевых компетенций школьников на уроках физики Подготовила: учитель математики и физики МКОУ « Шеломовская СОШ» Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна 2012

    Слайд 2

    ценностно-смысловая компетенция (чёткое представление учеником, что и как он изучает и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни) общекультурная компетенция (знание духовно-нравственных основ жизни человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций) учебно-познавательная компетенция (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни) информационная компетенция (владение информационными технологиями, понимание их применения, сбор и обработка необходимой информации) коммуникативная компетенция (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий) социально-трудовая компетенция (профессиональное самоопределение) компетенция личностного самосовершенствования (способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни) Классификация ключевых образовательных компетенций А.В . Хуторского:

    Слайд 3

    Проектно-исследовательская деятельность и формирование ключевых компетенций учащихся Задачи Умения, навыки Формируемые компетенции Приобретение учащимися общеучебных умений Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. Общение, саморазвитие, информационные компетенции Приобретение учащимися специальных умений Усвоение фактического материала по предмету Предметные компетенции Приобретение учащимися интеллектуальных умений Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. Решение проблем, саморазвитие Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

    Слайд 4

    Возрастные группы учащихся и соответствующие им уровни уроков Уровень урока, вид исследования, возрастная группа Деятельность учителя Деятельность учащихся Начальный 1 уровень Обучение исследованию 7-9 класс На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Дает готовый алгоритм исследовательской работы. Ведет учебный процесс, используя термины «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д. Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное? Отвечают на поставленные учителем вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске. Продвинутый 2 уровень Обучающее исследование 9-10 класс На доске записывает названия ступеней исследовательской деятельности по необходимости. Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности по необходимости. Использует вопросы: С чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор? Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы. Высший 3 уровень Творческое исследование 10-11 класс Формулирует проблему. Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создает условия для исследовательской деятельности: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах. Использует вопросы: Ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог работы? Оценивает результаты работы в конце урока. Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи учителя и консультации.

    Слайд 5

    Функционально-динамическая модель формирования ключевых образовательных компетенций СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕНИК Цель Уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся Готовность учащихся к проектно-исследовательской деятельности ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСТРОЕНИЕ МАКРОСТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Проектно-исследовательская деятельность ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Симпозиум «Вопросы Сократа» Анализ конкретных ситуаций Деловая игра Инновационная игра Исследова-тельская практическая работа Описание ситуации, инцидента, эксперимента Поисковая лабораторная работа «Деловая корзина» «Думай и слушай» Лабиринт действий Обсуждение вполголоса Самостоя-тельная исследовательская работа учащихся Проектная деятельность Дискуссия «Группа шума» Мозговая атака Ценностно-смысловые компетенции Общекуль-турные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информаци-онные компетенции Коммуника-тивные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетен-ции личностного самосовершенствова-ния КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТ Выпускник, владеющий набором способов деятельности, т.е. компетентностями.

    Слайд 6

    Информационные технологии и формирование компетентностей учащихся на уроках физики Этапы урока Цель/Результативность Виды деятельности Проверка домашнего задания Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности Рецензирование ответов (домашнего задания) Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетентности Физический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) Объяснение нового материала Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование поликультурной компетентности Объяснение физических явлений, принципов работы приборов, возможных результатов экспериментов и т.п. Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности Лекция с использованием приобретенной учениками информации Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) Физкультминутка Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Игры-физкультминутки Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков Цель: изучить … Результативность: формирование познавательной компетентности Учебная самостоятельная работа Цель: закрепить знания о … Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию Исследование различных видов памяти Цель: закрепить умение решать задачи и … Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей Решение задач, примеров с комментированием Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности Математическая эстафета Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование интеллектуальной компетентности Решение задач несколькими способами Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности Работа с учебником (учебная практическая работа) Творческая работа Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование поликультурной компетентности Создание проектов Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование поликультурной, коммуникативной компетентностей Заседание физического кружка Контроль Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетентности Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социальной компетентности Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетентности Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, логику, и т.п.

    Слайд 7

    "Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь , а не преобразователь" Я. А. Коменский