Опыт работы по дистанционному обучению учителя физики

Чмутова Людмила Владимировна

Опыт работы учителя физики по теме "Дистанционное обучение в условиях профилизации сельской школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_uchitelya_fiziki.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

     

Из опыта работы

учителя физики

«Применение ИКТ в дистанционном обучении физики

 в условиях

профилизации сельской школы»

МКОУСОШ № 9 с.Воздвиженское

Апанасенковский район

        Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физики. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, это и от оборудования, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой мной, как учителем физики. Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики деформирует методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

       Я имею опыт работы учителя физики во всех параллелях учебного предмета по программам базового уровня в 7-9 классах (авторы учебника А.В.Пёрышкин и Е.М.Гутник) и 10 -11 классах (авторы учебника Г.Я. Мякишев и Б.Б.Буховцев). Свою работу строю с учётом знания возрастных и психологических особенностей, открывая путь к новому качеству преподавания предмету физики через информатизацию, работая на реальные потребности и способности ребят.

       Для повышения наглядности обучения, я использую множество компьютерных программ. В моём распоряжении - компьютер с процессором "Intеl Pentium IV" 3000 и монитором "19" дюймов, выход в Интернет, проектор с экраном, сканер, мультимедиабиблиотека, которая постоянно обновляется и пополняется благодаря сотрудничеству ММЦ г.Ипатово.

       Изложение нового материала провожу обязательно с использованием компьютера. Все физические эксперименты сопровождаю использованием компьютерной программы "Физика в картинках", в которой содержатся и проводятся демонстрации опытов с одновременно строящимися графиками, прилагаются пояснения происходящих процессов и явлений. Этот подход в компьютерной программе применяется ко всем основным темам школьного курса физики, что позволяет быстрее и качественнее объяснить учебный материал, повышает наглядность и доступность обучения, даёт возможность демонстрировать неоднократно явления и процессы, как в дискретном, так и анимационном режимах.

         Так, например, при изучении темы "Газовые законы" (см.приложение) использование программного обеспечения "Физика в картинках" даёт возможность пронаблюдать ход этого процесса на опыте и одновременно на молекулярном уровне. Параллельно с проводимым опытом, мы наблюдаем его иллюстрацию на трех графиках в координатах PV,TV, TP ". Это одна из самых лучших программ по физике (по научности, наглядности и компоновке учебного материала), которую можно применять на уроках параллельно с демонстрационным экспериментом.

       Пронаблюдав эксперимент при одном значении температуры, можно изменить ее величину, и наблюдать тот же процесс в других параметрах.

       Это позволяет учащимся гораздо доступнее понять суть закона Бойля - Мариотта. В данной демонстрации имеется возможность выбирать температуру термостата, наблюдать процесс изотермического сжатия и расширения идеального газа, следить за параметрами газа в данном процессе по графикам в координатах (Р.V), (T. V ), (T . P ), в любой момент времени сделать отчет параметров Р и V, используя калькулятор, выполнить необходимые расчеты и проверить полученный результат с помощью компьютера. Нужно заметить, что такие же, а то и большие возможности имеет эта программа при демонстрации всех опытов других тем курса физики. Кроме того, после изучения данной темы имеет смысл воспользоваться весьма содержательными вопросами и задачами, которые тут же можно вызвать на экран монитора.

          В плане закрепления изученного материала и при самостоятельной работе учащихся нередко используем программу "Уроки физики Кирилл и Мефодий "для 9 и 10 классов - электронные учебники от компании " Кирилл и Мефодий " и NMG. Данная программа разбита на уроки в соответствии с основными темами курса физики. Имеет чёткое звуковое сопровождение. Хороший подбор контролирующих тестов, но недостаточная глубина учебного материала, поэтому при изложении нового материала, на мой взгляд, она не совсем подходит. Но вот для закрепления, повторения и контроля знаний на уроках физики она подходит неплохо. Закрепление пройденного учебного материала я с удовольствием провожу с помощью того же компьютера с программой "Уроки физики Кирилла и Мефодия". Заранее устанавливаю нужную тему, и после объяснения нового материала запускаю нужные озвученные пункты учебного материала. Это позволяет быстро и кратко ещё раз прокрутить изучаемую тему в сознании учащихся. Иногда для повторения применяем создание кроссвордов  на пройденные темы по физике. Выполняем их в программе Microsoft Excel. Если необходимо проделать практическую работу отдельно каждому, сидя за компьютером, проводим такие уроки в компьютерном классе. Просматривать изучаемые явления одновременно со строящимися графиками, менять в программе компьютера параметры факторов, создающих явления - позволяет разносторонне демонстрировать ход опытов, а учащимся глубже осваивать учебный материал.

     Использование этой программы эффективно на этапах закрепления и повторения учебного материала, как в индивидуальном, так и групповом обучении.

       Кроме того, нередко используем компьютеры для рисования общего вида графика какого- либо закона или явления и делаем это, как правило, в программе Paint, а более точное построение графиков проводим в программе Microsoft Excel, при этом графики получаются очень красивыми, что вызывает чувство удовлетворения работой. Построение графиков в программе Microsoft Excel позволяет пронаблюдать процесс изменения графика при изменении любых параметров протекающего процесса.

Контроль знаний, точнее, обратную связь мы устанавливаем на основе самоконтроля и самооценки знаний учащихся: перед началом занятия мы получаем информацию от каждого учащегося о степени выполнения им домашнего задания, в виде самооценки за каждую часть домашнего задания, а затем на занятии они подтверждают свои оценки, либо традиционным способом в кабинете физике, либо тестированием с использованием компьютеров, на основе собственных тестов, описанных ниже, либо с помощью тестов программы "Уроки физики Кирилла и Мефодия". Также неплохо вписывается в структуру контроля знаний использование компьютерной программы "Репетитор по физике Кирилла и Мефодия". Во время тестирования учащихся рассаживаем по одному человеку за компьютер. Остальные в это время заняты либо традиционным контролем, либо решением задач по данной теме.

         Использую компьютер и при решении физических задач. Задачи решаются в компьютерном классе с помощью электронного задачника программы "Физика в картинках".  Кроме того, существует компакт диск "Электронный задачник по физике", но мы им не пользуемся из-за недостаточно чёткой выразительности и наглядности постановки условий задач.

         Нужно сказать, что решение физических задач с помощью компьютера мало что даёт нашему учебному процессу, так как в этом случае мы в основном используем компьютер как калькулятор и не более. Но, тем не менее, использование компьютера при решении физических задач может давать большой образовательный эффект при условии, если к седьмому классу учащиеся будут владеть программой Microsoft Excel, тогда на полную мощность можно использовать при решении задач функции, графики, макросы и мн. др. Для освобождения учащихся от рутинных вычислений при решении задач с помощью компьютера этот процесс можно автоматизировать путём формирования блочно-компьютерного типа мышления учащихся.

       Кроме того, необходимо создать специальную подборку задач и методику их решения. С этой целью мною разработана теория отбора минимального количества физических задач, с помощью которых можно научить решать физические задачи т.е. развить специфическое мышление при использовании в этом процессе компьютера. Осталось эту систему наполнить конкретным задачным содержанием. Для выполнения этой работы приглашаю к сотрудничеству всех желающих.

    Физика как школьный предмет призвана участвовать в формировании интеллектуального, понятийного аспекта мировоззрения, современной научной картины мира, которая является целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях природы. Она строится на основополагающих понятиях, законах, моделях классических и квантовых теорий.

Информатизация системы образования, обеспечивающая основу вхождения России в мировое информационное пространство, предъявляет особые требования к уровню профессионализма учителей, осуществляющих свою деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство школы.

Способность педагога решать профессиональные задачи с использованием методов информатики и средств информационных технологий определяется как ИКТ-компетентность.

Для учителя физики это физический эксперимент, моделирование, работа со специфическим инструментарием, с “живыми” физическими средами и др. Реализация этого этапа для меня происходит частично на уровне профессионального педагогического образования, частично в системе повышения квалификации, а также за счет самообразования и педагогического опыта.

    С целью повторения курса физики и для установления межпредметных связей с информатикой после изучения программы Exсel на занятиях по информатике в конце учебного года, предлагаем учащимся составить тесты для контроля их знаний. Тесты с альтернативным выбором ответов по пройденным темам курса физики с рисунками, графиками и автоматической оценкой знаний по данному тесту. В этом плане (в качестве домашнего задания) распределяем учащимся темы курса физики для составления тестов. Тесты должны состоять обязательно из 5 вопросов и 3-5 ответов на каждый вопрос, из которых только один ответ правильный. Дома учащиеся делают проект теста на бумаге. Затем его качество обсуждаем на занятиях по физике с каждым учащимся, а затем переводим тесты в электронный вид.

       При контроле знаний в этих тестах учащиеся напротив выбранного ответа (в ячейке) ставят единицу, тогда внизу теста, после ответа на все вопросы, появляется оценка знаний, как сумма баллов (сумма правильно поставленных единиц в ячейки) за правильно выбранные ответы. За каждый правильно выбранный ответ учащийся получает один балл. При правильном ответе на пять вопросов компьютер выставляет оценку пять.

       Компьютерные лабораторные работы позволяют получать наглядное представление о процессах и явлениях, которые учащиеся ранее воспроизводили в реальном эксперименте, решать задачи экспериментальные, расчетные задачи, задания творческого и исследовательского характера, которые значительно повышают интерес в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором.

        Ознакомительное задание помогает учащимся понять назначение модели, освоить её регулировки и ответить на контрольные вопросы, тем самым даёт возможность повторить изученный материал.

             С помощью компьютерной модели, возможно, визуализировать явления, которые невозможно изучать в реальном эксперименте, варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерного эксперимента и опять его повторять.

Экспериментальные задания к компьютерным моделям предлагаются ребятам для решения задач, в которых необходимо продумать и поставить конкретный эксперимент. Пример: закон Ома - исследование закона с помощью построения электрической схемы с дальнейшим ее изменением (увеличение числа источников питания) и отражением на вольт - амперной характеристике.

           К расчетным заданиям относятся такие, в которых учащимся предоставляется возможность задать начальные данные, рассчитать требуемую величину и с помощью компьютера проверить правильность своего решения, подтвержденного ещё и графически. Например, лабораторные работы: "Взаимодействие параллельных токов", "Изобарный процесс", "Цикл Карно" и т. д.

Каждую работу учащиеся защищают, следовательно, ещё раз повторяют пройденный материал. 

     Я считаю целесообразным, проводить такие компьютерные лабораторные работы, начиная с 7 класса по 11 класс, варьируя их количество, степень сложности, после (или до) проведения реальных экспериментов.

Виртуальная лаборатория, в которой легко и быстро "создаются" экспериментальные установки и проводятся лабораторные работы по изучению движения в гравитационном, электростатическом, магнитном и других полях. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются по желанию самими ребятами.

     Очень хорошо «прижилась» на моих уроках   обучающая программа «Живая Физика». Она представляет собой компьютерную проектную среду, максимально приспособленную для использования в учебных целях. Современный вычислительный аппарат, средства анимации, многочисленные вспомогательные функции, делают «Живую Физику» удобным и одновременно исключительно мощным инструментом изучения и преподавания физики. Можно создавать собственные модели физических явлений,  проводя  при этом численный эксперимент с автоматическим отображением процесса в виде компьютерной анимации, графиков, таблиц, диаграмм, векторов.

      При помощи представленного в "лабораторном шкафу" оборудования и материалов возможно моделирование разнообразных процессов по таким темам как механика, электричество и магнетизм. Современный вычислительный аппарат, средства анимации, многочисленные вспомогательные функции делают "Живую физику" удобным и мощным инструментом преподавания физики. Программа снабжена справочным пособием для учителя, содержащим все необходимые сведения об установке и инструментарии программы, о способах разработки и проведения экспериментов.
     «Живая Физика» - это не электронный учебник, а проектная среда, предназначенная для создания моделей физических явлений. В ней, конечно, можно создать и электронный учебник, но лучше всего её использовать для проведения самостоятельных работ, чтобы ученик сам задавался вопросом:"... а что будет, если...?".

     Работа на компьютере повышает интерес к оформлению результатов исследования и способствует лучшему овладению компьютерной грамотностью тех учеников, которые по разным причинам недостаточно хорошо знают компьютер, а также привлекает к проектной деятельности учеников, интересующихся только компьютерами.

      Поскольку исследования в области физики в средней школе ограничены недостаточной теоретической подготовкой учеников и нехваткой лабораторного оборудования, велики перспективы использования компьютера при проведении таких исследований. Компьютерная поддержка любого проекта сразу делает его интегративным, поскольку работа над проектом требует совершенствования знаний информационных технологий.

Кому из учителей физики не приходилось убеждать учеников, да и их родителей относительно необходимости знания этого предмета. Обычно приводятся следующие аргументы. Во-первых, физика - главная наука о природе, основа научного мировоззрения. Во-вторых, без физики нельзя освоить материал многих других естественнонаучных дисциплин. И в-третьих, современную жизнь нельзя представить без техники, понять работу технических устройств и безопасно их использовать также невозможно без знания физики.

Преодоление указанного выше затруднения возможно, на мой взгляд, на основе использования обобщенных схем, концептуально задающих контуры и структуру будущего знания.  Для различных разделов школьной физики эти схемы будут различны, выполняемые ими дидактические функции являются сходными и состоят в следующем.

Концептуальная схема:

  1. задает границы изучаемого предмета, демонстрирует учащимся его внутреннюю  

      упорядоченность;

  1. фиксирует основные элементы содержания учебного предмета, их связи и отношения в  виде законов предметной области;
  2. раскрывает перспективы изучения представленного материала, позволяя обозначить  возможные траектории познавательного продвижения в нем;
  3. является ориентировочной основой преобразовательных действий в решении задач  соответствующей предметной области;
  4. выступает эффективным инструментом для учащихся по актуализации уже усвоенных  знаний.

Концептуальная схема выступает как опора, логически связующая новые для учащегося знания в общую систему изучения физики.

Рациональное использование этой  схемы в ходе учебного процесса направлено на то, чтобы ученик не «потерялся» в частностях учебного предмета, а сумел встроить и интерпретировать каждый элемент предметного знания в системе базовых понятий. Всё это обеспечивает понимание учащимся материала учебного предмета, а не только воспроизведение им  знаний, которое, как правило, выполняется преимущественно с опорой на память.

На своих уроках я использую программы: «Физика в лаборатории», «Физика 7-11», «Открытая физика», «1 С Репетитор» и др., а для создания презентаций «БЭНП Физика».

Конечно, не на каждый урок есть возможность и  время сделать презентацию, но я постоянно использую отдельные фрагменты того или иного электронного учебника или обучающей программы. И это дало мне возможность стать участником районного эксперимента по теме: «Дистанционное обучение в профилизации сельской школы». Я провожу Интернет-уроки по физике и астрономии для учеников 10 -11 классов школ района.(см. Приложение).

    Думаю, что, работая в этом направлении, я смогу достичь  больших результатов в преподавании физики, для того чтобы уроки стали более доступными  и интересными не только для учеников моей школы, но и других школ района, а может быть и края.

   21 век называют веком информационной цивилизации, любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационно- коммуникативную компетенцию, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. А к услугам современного учителя множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. В нашей школьной медиатеке можно активно использовать Интернет для подготовки сообщений, докладов, рефератов.

       Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В современной школе, осуществляющей массовое обучение, учитель вынужден работать одновременно с 25 учащимися, обладающими неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Компьютер позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно, уровень обученности слабых школьников при этом поднимается; не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая возможность, которую появляется при использовании информационных технологий – развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Третья возможность – использование компьютера для освобождения учащихся от рутинных операций при решении задач или выполнении лабораторных работ (вычислений, перевода величин в одну систему единиц и т. п.).

Четвертая возможность – моделирование на компьютере некоторых физических процессов и явлений, например свободного падения тел, поведение газа при изменении давления, температуры и т. д. Такие модели помогают глубже осознать физическую сущность явления.

Применение информационных технологий повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц и т. д.

Информационные технологии – это и
      – реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;
      – проведение предметных тестирований и диагностик;
      – выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
      – поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
      – использование электронных таблиц для решения задач;
      – проведение научных конференций, презентаций;
      – использование мультимедиа_ технологий при изучении учебного материала;
      – проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.

Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний.

Используя информационные технологии,  повышается уровень профессиональной культуры;
      – снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования;
      – развивает плодотворное сотрудничество с учащимися;
      – повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;
      – переходит от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
      – получает возможность самореализации и самоутверждения;
      – повышает авторитет среди учащихся, коллег.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

При подготовке к урокам физики я для себя определила следующие формы организации учебных занятий с использованием информационных технологий. 

Урок-объяснение нового материала. 

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Существует несколько вариантов использования реальных физических экспериментов и показа компьютерных экспериментов, интерактивных моделей и видеофрагментов. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому являются важнейшими средствами иллюстрации объяснения учителя. Именно с их помощью можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе (видеофильм "Жидкий азот", "Подводная лодка", "Ферромагнетики" и т.д.) возможна без показа реальных экспериментов.

Лабораторные работы. 

Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы раздаточные, то есть бланки лабораторных работ. При наличии мобильного компьютерного класса работы можно загрузить в ноутбуки. Задания следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого характера. Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров.

     Использование на своих уроках мобильного компьютерного класса позволяет существенно сократить время выполнения и проверки лабораторной работы. Ребята заносят результаты измерений в готовые таблицы, производя подсчет сразу в компьютере. В оставшееся время можно поработать над задачами, условия которых занесены в компьютер, и затем произвести проверку и сравнить свое решение с правильным решением, предложенным специальной компьютерной программой.

Наличие в школе электронной почты позволяет организовать дистанционное обучение учащихся, не имеющих возможности посещать школу.  Но это ещё не прижилась в школе, ведь оборудование и высокоскоростной Интернет есть ещё не везде. Такие дистанционные уроки провожу только на отдельные школы, классы, но не для отдельных учащихся.При планировании уроков необходимо учитывать специфику технических условий, в которых будет проходить урок, то есть сколько компьютеров в классе: один или это полноценный компьютерный класс? Именно от этого и будет зависеть, ограничиться ли показом видеофрагмента и интерактивного эксперимента для всего класса через видеопроектор, или имеется возможность полноценной работы с тестирующим комплексом, лабораторными компьютерными работами, виртуальными моделирующими средами.

Учебный диск "Физика, 7-9 классы" может быть использован в учебном процессе следующим образом:
      – Самостоятельная подготовка учащихся (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ).
      – Демонстрация с помощью мультимедиа-проектора на экране (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимации).
      – Классные лабораторные работы (с помощью мобильного компьютерного класса).
      – Проведение электронной аттестации учащихся.
      – Подготовка материалов для проведения контрольной работы.
      – Выполнение учащимися проектов под руководством учителя или самостоятельно.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

Урок закрепления знаний. 

Можно предложить учащимся для самостоятельного решения в классе или дома задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер. Составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Урок обобщения и систематизации знаний – исследование. 

Учащимся предлагается на этапе обобщения и систематизации нового учебного самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель или виртуальную, лабораторию, и получить необходимые результаты. Компьютерные модели и виртуальные лаборатории позволяют провести такое исследование за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах и проведения экспериментов.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Использование образовательных сайтов в урочном процессе и проектной деятельности. 

При использовании информационных технологий при проектной деятельности значительно возрастает не только скорость разработки проекта, но и, что более важно, возрастает качество готового проекта. Проект разработанный при помощи информационных технологий приобретает новую сущность -становится мультимедийным. При этом, работая над проектом, как ученики, так и учителя овладевают новыми, ранее не изученными навыками, которые сегодня крайне востребованы.

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: Проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет.

В последние годы всё больше заявляет о себе новая область знания – педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития, связанные с созданием новой практики образования. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработки), освоению, использованию и распространению новшеств. Творческий поиск, опытная работа предполагает эксперимент, т.е. поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Конкретная инновационная педагогическая деятельность может относиться к тому или иному понятию: чем больше в нём нового, тем она ближе к собственно экспериментальной работе; чем больше в неё воспроизведения в иных условиях, тем она ближе к опытной работе, в ходе которой вполне могут происходить поиск нового и его последующая апробация, то есть опять же эксперимент.

Цель любого эксперимента – создание нового, а потому экспериментальная работа предполагает творчество. Эксперимент – средство, технология разработки и освоения нового. Инновационные педагогические технологии имеют иные логико-психологические основы по сравнению с традиционными педагогическими технологиями. Участие школ нашего района в эксперименте «Дистанционное обучение в условиях профилизации сельской школы»

При традиционном обучении усвоение знаний и формирование умений на уроке разведены. Под усвоением знаний предполагается сначала их запоминание, а затем применение.

       Информативность и воспроизводящая деятельность – главные недостатки традиционного обучения. Знания сообщаются учителем в готовом виде. Усвоение знаний учеником идёт путём их заучивания, часто механического, формального. Такое обучение порождает не только формализм знаний, но и интеллектуальное иждивенчество. Такой тип обучения психологи называют “школой памяти”.

Современное обучение стремится решительно изменить деятельность ученика, превратить его из объекта в субъект, когда активность ученика не в имитации, не в подражании заданному учителем образцу. Урок должен учить мыслить, и это реально, если учащиеся осознают свои действия, знают рациональные способы их выполнения, имеют возможность сразу применять знания в ходе деятельности.

Современное обучение предполагает определённую степень трудностей для каждого ученика, причём уровень предъявляемых требований неуклонно должен возрастать.

        Различные формы проведения урока разнообразят учебный процесс, вызывают у учащихся чувство удовлетворения от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.

      Под разнообразием форм учебных занятий надо понимать применение различных организационных приёмов, которые активизируют школьников путём предоставления им возможности участвовать в различных видах деятельности. В методике таких уроков основным активизирующим моментом считается положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.

Методическое разнообразие урока неразрывно связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся.

      Наибольший интерес у школьников вызывают уроки, в которых они принимают активное участие. Такая возможность предоставляется учащимся при организации совместного обсуждения вопросов на конференции. На таком уроке учащиеся делают небольшие сообщения по теме урока, демонстрируют опыты. Учитель объединяет эти сообщения своим рассказом, дополняет сообщения учащихся, заостряет их внимание на главном.

      Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность приводит к использованию исследовательских работ в классе в качестве источника новых знаний. В этом случае создаётся конкретная возможность говорить о субъективном присвоении знаний. Итогом на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные ответы на проблемные вопросы учителя.

Но и при изучении нового материала можно применить исследовательский метод на уроках – лекциях. Лекцию можно организовать таким образом, чтобы она стала активной формой обучения в исследовании теоретического материала.

Предметом ученического исследования является переоткрытие уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием ещё не познанного, и именно самостоятельное познание делает полученное знание субъективно значимым для ученика.

Одной из самых эффективных форм уроков, проводимых с целью закрепления и совершенствования знаний, являются семинары. Основное назначение таких уроков – формирование обобщённых знаний по данной теме и способов деятельности и формирование умений применять эти знания. Примером такого урока может служить дистанционный урок астрономии.

      Урок прошёл на высоком уровне, оказался интересным и полезным детям не только моей школы, но и тех в которых был дан этот урок. Методическое и дидактическое разнообразие можно применить при изучении темы “Световые кванты” - 11 класс.

Тема рассматривается после изучения темы “Световые волны”, отражая и обобщая представление о дуализме взглядов на природу света. В предыдущих темах рассматривали волновую, электромагнитную теорию света, сопровождаемую появлением и разрешением ряда физических парадоксов. Начало темы “Световые кванты” ставит новый парадокс – явление внешнего фотоэффекта, который объясняют в ходе изучения на основе квантовых представлений, что привело к появлению новой парадоксальной идее дуализма свойств света. Поэтому целесообразно в конце изучения темы провести урок – семинар, урок – конференцию “Развитие взглядов на природу света”.

Эта тема позволяет сформулировать у ребят, заканчивающих изучение физики в школе, единую физическую картину мира с учётом современных представлений, т. к. принципы квантовой теории являются общими, применимыми для описания движения всех частиц, взаимодействий между ними и их взаимных превращений.

Поэтому целесообразно в ходе изучения темы включить уроки – семинары, конференции, лекции, т.к. в ходе уроков предполагается групповая работа учащихся на уроке с обязательным обсуждением темы самими учащимися. Учитель в процессе урока является организатором и направляет мысли учащихся, участвует в диспутах. На протяжении темы продолжается сотрудничество педагога и учащихся. В заключение темы проходит урок – общественный смотр знаний, на котором учащиеся демонстрируют общественности что достигли, как овладели знаниями и умениями, на сколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

При изучении темы учащиеся встречаются с некоторыми трудностями по уроку “Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта”. Поэтому необходимо подробно разобрать график – вольт - амперную характеристику фотоэффекта. И на основе этого графика формулировать законы, иллюстрируя различными точками графика процессы.

Эффект Комптона рассматривается в ознакомительном плане, т.к. он труден для восприятия, поэтому тему желательно рассматривать в профильном классе, вынести на факультатив или изучать на элективных курсах, также опыт Боте.

Для преодоления трудностей необходимо теоретические понятия подкрепить практической деятельностью, опытами, экспериментом, т.к. в процессе самостоятельной деятельности необходимо формировать навыки учебно-познавательной деятельности. В данной теме формируют умение работы с научно – популярной литературой, дополнительной литературой, умение обобщать. Для этого необходимо создание на уроке проблемной ситуации, например при сопоставлении неожиданных фактов, обнаружить противоречия, например, излучение света нагретым телом происходит порциями, что не объясняет волновая и электромагнитная теория. Поиск научного объяснения нового факта рождает живейший интерес к уроку. При этом не надо забывать, что должен выполняться основной принцип проблемного обучения – эти факты должны получить научное объяснение, оно должно быть чётким и доступным для учащихся. Для развития познавательного интереса необходимо связать содержание учебного материала и его назначения в жизни. Необходимо показать практическое использование материала, который является трудным. Поэтому при изучении темы включён урок – семинар “Использование фотоэффекта в технике и на производстве”. Причём на этом же уроке используется принцип формирования целостной картины мира при рассмотрении внешнего фотоэффекта и внутреннего фотоэффекта, который встречался в 10 классе в теме “Полупроводники”.

При изучении темы применяются изучаемые на уроке знания с позиций комплексного решения задач обучения, воспитания и развития.

Задачи обучения, развития и воспитания взаимосвязаны между собой. Они усиливают одна другую и не требуют дополнительных затрат времени для их решения.

В результате изучения темы и достижений поставленных целей у учащихся формируются представления единства и познаваемости окружающего нас мира; дуализма свойств света. Продолжает развитие личности, высокий уровень творческой мотивации к учебному труду, чувство собственного достоинства, добросовестности и организованности.

Использование “блочной” системы облегчает создание целостного представления у учащихся об изучаемом материале, позволяют высвободить время на отработку знаний и умений, создают возможность маневрирования учебного времени, создают условия для развёртывания групповой работы в классе. В этой системе обязательны типы уроков, включающих лекцию, семинар, зачёт. Использование опорных конспектов служит обоснованной психолого – педагогической организации памяти учащихся, лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ темы с минимальной затратой сил и времени. Также опорный конспект может использоваться для самостоятельного восстановления учащимися изученного.

     Предложенный проект был опробован в нескольких классах в разное время с учётом конкретных учеников, но всегда по принципу развивающего обучения. На уроках шла интересная, но вместе с тем напряжённая работа, которая приносила положительные плоды. Считаю, что особенно удачным в конце темы включён урок – общественный смотр знаний, который мобилизует учащихся и готовит к последующим испытаниям жизни.